Конспект по русскому языку Путешествие по стране Фразеологизмов
Тема урока: «Путешествие по стране фразеологизмов»
Педагогическая цель: продолжить знакомство с понятиями “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, “крылатые слова и выражения”;
Учить осознавать метафорический компонент фразеологизма;
Развивать буквенный синтез слов, внимание, логическое мышление;
Закрепить знания учащихся о “правилах” предложения;
Предметные результаты:
- Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
- Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
- Проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.
- Обогащать пассивный и активный словарь учащимися фразеологизмами.
Универсальные учебные действия:
- Овладевают принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств их реализации;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Личностные результаты:
- Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
- Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; восприятие текста с учетом поставленной задачи.
- Воспитывать интерес к занятиям через использование нестандартных заданий и приёмов.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 1 (автор А.В.Полякова), карточки с групповыми заданиями, презентация.
Этапы урока Формы, методы.
Методические приемы. Деятельность учителя Деятельность учащихся___
Осуществляемые формируемые
действия умения Форма контроля
1. Мотивация учебной деятельности Фронтальная
Словесный
Слово учителя Приветствие учащихся.
- Встали, подравнялись ребята. Закрыли глаза, молча, постояли.
Стали на правую ногу, постояли, теперь на левую ногу, постояли. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Сели, открыли тетради.
Записали число, классная работа.
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость. Наблюдение учителя.
2. Чистописание. Фронтальная.
Практический.
Упражнение. -Сегодня ребята мы проведем необычное чистописание. Я буду быстро называть слова, а ваша задача – записывать вторую букву каждого слова. Пишите красиво и аккуратно.
Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают в тетрадь.
Вырабатывают каллиграфический почерк. Письмо элементов букв.
3. Словарно-орфографическая работа. Индивидуальная.
Практический.
Упражнение. - Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего урока.
Африка, привет, забава, ездить, нельзя, солдат, клеить, портрет, агроном, биография, изображение, смелый, выражение: На доске запись: фразеологизмы.
Отгадывают загадки, записывают отгадки, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.
Учащиеся осуществляют самопроверку по образцу.
Эмоционально воспринимают загадки; понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Оценивают результат работы, определяют что уже усвоено и что подлежит усвоению.
Беседа по вопросам, упражнение.
Упражнение.
4.Актуализация знаний.
5. Постановка учебной задачи.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
.
Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
-- Что бы это значило? Иногда. Ребята, вам не понятны выражения взрослых. А все потому, что вы не знаете, как образуются фразеологизмы. Послушайте мой рассказ.
Живут – поживают слова – детали, в стране Языкознания, ими пользуются по отдельности, или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Существуют, например слова снег, появляться, неожиданно и фразеологизм «как снег на голову». Так из слов, точнее из сочетаний, рождаются большинство фразеологизмов. Во фразеологизмах слова теряют прежние значения. Фразеологизмы – это устойчивые, постоянные сочетания слов. Они делают нашу речь образной, выразительной.
Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Некоторые устойчивые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских сказок. Такие как: встань передо мной, как лист перед травой; рожки да ножки, кому корешки, а кому и вершки; по щучьему велению.
- Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в страну Языкознания, город Фразеологию. Будем путешествовать по этому городу совершая при этом различные интересные задания, по пути выясняя, что же такое фразеологизмы
Наша первая остановка «Словарная улица»
- Прочитайте фразеологический оборот, объясните правописание. Запишите слово – Словарь:
Считать ворон - лодырничать, быть невнимательным.
Ждать у моря погоды - надеяться на что-то.
Собака на сене – человек, который сам не пользуется и другим не дает.
( показ словаря)
- Перед вами фразеологический словарь, в котором собраны фразеологические сочетания, которые используются в устной литературной речи и в художественной, научно - популярной литературе. В словаре автор рассказывает не только значение фразеологизмов, но и показывает, как, как следует использовать их в речи.
- Хотите, чтоб все вас слушали затаив дыхание? Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!
Внимательно слушают стихотворение, прочитанное учителем. Выписывают из текста глаголы.
Дети объясняют с места по очереди.
(словарное слово – ворона, сочетание – оро- , ударение падает на вторую
- о- , безударная гласная буква –о- первая, 3 слога,6 букв, 6 звуков, ж.род, 1 скл.) и т.д.
Принимают учебную задачу. Эмоционально воспринимают текст стихотворения с учетом поставленной задачи, находят в нем информацию, необходимую для ее решения. Беседа по вопросам.
6.Упражение в использовании фразеологизмов в речи. Фронтальная.
Парная.
Словесный.
Практический. - А сейчас немного поиграем.
Отгадайте загадки, загаданные крылатыми фразами.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека.ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)
ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело. ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться. ЕЁ «просит» рваная обувь. ОНА в голове у путаников.
(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)
Отвечают на вопросы
Работа в парах
Формулируют учебную задачу под руководством учителя.
Принимают и сохраняют учебную задачу; договариваются и приходят к общему решению деятельности.
Умеют контролировать действия партнера. Упражнение
5.Усвоение новых знаний и способов действий Фронтальная.
Словесный.
Групповая.
Упражнение. Сейчас мы с вами посетим улицу «Веселых картинок»
- Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
- Что они обозначают?
( шиворот- навыворот, волосы дыбом, подложить свинью)
Поскольку нам предстоит долгий путь, давайте немного отдохнем.
Отвечают на вопросы.
Работа с текстом.
Работают с таблицей. Отвечают по тексту на указанные вопросы.
Принимают учебную задачу.
Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Используют знаково- символические средства.
Извлекают необходимую информацию из учебного текста.
Правило. Упражнение.
Правило. Упражнение.
6.ФИЗМИНУТКА
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Наши нежные цветки
Распускают лепестка.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой кивают. - Теперь нам необходимо перейти дорогу через мост. Обычно мы на прогулку с классом строимся в пары и идем. И сейчас вы будете работать в парах. Найдите фразеологизмы из повести А.Рыбакова «Приключения Кроша» и объясните их значение. Возьмите в руки карандаши. Будьте очень внимательны.
(на парте лежит карточка с заданием)
- Подчеркните фразеологизмы и выпишите их в тетрадь, объясняя их значение.
Проверка: (на доске)
* Выходить из себя - терять самообладание
* козел отпущения - человек, на которого сваливаются все грехи.
* кипел от негодования - сердился, злился.
* остаться в дураках - остаться в глупом положении.
* за глаза - заочно, в отсутствии человека.
* ни за что – никогда.
Самостоятельная работа в парах. 7. Закрепление знаний и способов действий.
8. Упражнения на повторение и закрепления знаний учащихся о значении фразеологизмов.
Фронтальная.
Практический.
Упражнение. Сейчас мы с вами пришли на улицу Загадок. Слушайте очень внимательно.
- Как говорят о человеке, который совершено, лишен музыкального слуха?
- Молчать, не говорить лишнего?
- Его вешают, приходя в уныние?
Не цветы, а вянут.
Ответы:
- Медведь на ухо наступил.
- Будто муху проглотил.
- Вешать нос
- Уши вянут
Ребята, существуют несколько нельзя в употреблении фразеологизмов:
* Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими по своему желанию.
Нельзя сказать «на носу зарубить » вместо « зарубить на носу»;
* Нельзя заменять словами - синонимами. Например: вместо «блуждать в потемках» нельзя сказать « блуждать в сумерках»;
* Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: « как зеницу ока, нельзя заменить на «как зрачок глаза».
Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения.
-Чтобы нам не пропасть в незнакомом городе. Необходимо решить грамматическую задачу:
Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните свой выбор.
Работать будем в парах.
На доске:
Держать …востро (уши, ухо)
Делать из …слона (комара, мухи)
С …нос (голубиный, гулькин)
( проверка)
Какой можем сделать вывод?
Признаки фразеологизмов.
В их составе нельзя заменять слова по своему желанию.
Слова теряют свою смысловую самостоятельность.
Они не создаются в речи, используются готовыми, требуют запоминания.
-Как вы думаете, какие из фразеологизмов записаны неправильно?
- Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.
Выполняют задание самостоятельно по рядам. Осуществляют классификацию.
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Упражнение.
Правило.
Беседа по вопросам.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание. Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
Объяснение учителя. Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Закончите фразы…
* Сегодня я узнал…
* Было интересно….
* Было трудно…
* Я понял, что…
* Теперь я могу…
* У меня получилось…
Докажите заканчивая фразы.
Оцените свою работу на уроке..- Кому было трудно?
Домашнее задание: стр. 40, упр 45.рабочая тетрадь ,Н.А. Песняева, С.В. Анащенкова. Отвечают на вопросы. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Принимают учебное задание. Беседа по вопросам. Саморегуляция. Упражнения.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
В.Г.Лысаков «1000» загадок - М.; АСТ; Донецк: Сталкер,2006 – 318.
В.Волина «Занимательное Азбуковедение»
Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой, 1 полугодие/автор - составитель М.М.Малахова Изд.2-е, исп.- Волгоград: Учитель, 2012 .
4.отрывок из повести А.Рыбакова «Приключения Кроша», издательство М.»Детская литература» 1974г.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:- Надо быть выше собственной обиды. Шмаков Пётр проворчал: - Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал: - За глаза? Ни за что.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:- Надо быть выше собственной обиды. Шмаков Пётр проворчал: - Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал: - За глаза? Ни за что.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования.
Я заметил:- Надо быть выше собственной обиды. Шмаков Пётр проворчал: - Скажем Игорю, а они заметут следы. Останемся в дураках. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал: - За глаза? Ни за что.