Конспект урока по развитию речи на тему Сочинение-рассуждение о значении фразеологизмов.
Тема. Сочинение-рассуждение о значении фразеологизмов.
Цель. Продолжить работу по осмыслению фразеологизмов, учить правильно употреблять их в речи, заменять слова и выражения фразеологическими оборотами. Развивать грамотную речь. Воспитывать желание постигать тайны русского языка.
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Речевая разминка.
Мне сказали: «Ваш Алеша
На уроке сел в калошу».
Я смеюсь: «Ведь это ложь.
Нет таких больших калош».
(Текст на доске закрыт. Открыт рисунок: мальчик сидит в калоше».)-Подпишите рисунок крылатым выражением. Прочтите стихотворение. Как вы думаете, бывают ли такие большие калоши? Объясните значение крылатого выражения. Почему рисунок и стихотворение получились смешными?
-Когда мы так говорим: «Сесть в калошу»? Пофантазируйте и расскажите, что произошло с Алешей на уроке?
3. Фразеологическая разминка.
-Какие выражения называют крылатыми?
-Почему их так называют?
-Как по-другому можно назвать крылатые можно назвать крылатые выражения?
-Сегодня мы напишем сочинение-рассуждение о фразеологизмах. Мы порассуждаем о том, что такое фразеологизмы, для чего они служат, о истории их возникновения, подготовимся к сочинению.
«Кто быстрее»? Записать фразеологизмы к данным выражениям, используя слова-подсказки.
Быстро бежать-( ноги, голова, дух, лопатки, силы, прыть, пятки, паруса).
Усердно, прилежно трудиться-(руки, рукава, силы, пот).
«Кто больше»? Замени крылатыми выражениями:
1.Он исчез мгновенно и бесследно. (В одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть, поминай как звали, как в воду канул, и след простыл, ищи ветра в поле, только его и видели, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился).
2.Школа находится очень близко от моего дома (в двух шагах, рукой подать, быть под боком).
- Что изменяется с заменой выражения? Для чего используются фразеологизмы в речи?
«Почему мы так говорим»?
Три загадки
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: -Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились: -Все следишь! Наверное спишь с открытыми глазами! А дежурный вдруг как крикнет: - Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! –Какие такие загадки! – удивились ребята и разжали кулаки. –А вот такие,- сказал дежурный. –Слушайте! Откуда произошли выражения «где раки зимуют», «из кожи вон лезет», «спит с открытыми глазами.
(Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я тебе покажу, где раки зимуют».
Два других оборота – «лезть из кожи вон» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
4.Подготовка к составлению текста сочинения.
-Мы напишем сочинение-рассуждение о крылатых выражениях. На какой вопрос отвечает сочинение, текст-рассуждение? Как он строится? Как вы думаете, о чем может быть сочинение «Что я знаю о фразеологизмах»? Тезисы рассуждения предлагаются учителем.
1.В русском языке есть много крылатых выражений. Или: Русский язык богат крылатыми выражениями.
2.Крылатыми их называют не зря.
3.Каждый фразеологизм имеет свою историю.
4.Важно понимать и уместно употреблять крылатые выражения.
-Как бы вы озаглавили свое сочинение?
-В каком стиле оно будет написано?
5. Написание сочинения.
6.Итог урока.