ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Платонова Нина Николаевна, ГБОУ СОШ им. И. Ф. Самаркина с. Новая Кармала, Составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Учителя моего поколения, работающие с детьми до введения ФГОС второго поколения, не имели возможность заниматься внеучебной деятельностью в том объёме, в котором мы могли, и сколько хотели наши школьники. В лучшем случае учителя вели для детей один кружок. Всё изменилось с введением ФГОС НОО второго поколения. Организуя занятия по внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы, я получаю удовлетворение в работе. И дети, и взрослые поняли, что школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих способностей, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. С самого начала введения внеурочной деятельности, я проводила со своими учениками занятия по таким направлениям:
Спортивно-оздоровительное – «Подвижные игры». В хорошую погоду играли на свежем воздухе в подвижные игры, зимой катались на санках, на коньках и на лыжах. Если погода не позволяла, то занимались в спортивном зале, или в классе: дети с удовольствием работают с конструктором «Лего».
Духовно-нравственное – «Я – гражданин России». Готовились и проводили с учениками интересные праздники, которые стали теперь у нас уже традиционными: «Моя мама – самая лучшая», «Встречаем Масленицу», «Фотографии из семейного альбома», «Уроки Мужества». Мы вместе готовим тематические классные часы. Непременно на наших мероприятиях присутствуют и родители, которые принимают активное участие и в их подготовке.
Социальное – «Земля наш дом». Это знакомство с окружающим миром,
участие в экологических субботниках, акциях «Помоги птицам», обучение навыкам разведения комнатных растений и ухода за ними. Разработка одного из моих мероприятий размещена в сети Интернет на сайте «Инфоурок»: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-v-klassezemlya-nash-dom-obschestvenno-poleznoe-napravlenie-549831.htmlОбщекультурное – «Юный актер» и «Очумелые ручки». Со своими учениками готовили интересные постановки сказок, мини – сценок, с которыми выступали на сцене сельских клубов, в детских садах, и даже в 2016 году выступали на районном смотре художественной самодеятельности.
В этом учебном году я организую внеурочную деятельность, взяв за идею «Программу комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 3 классов «Мы вместе» (автор Будылева А.В.). В основе моей программы 5 модулей: социальное направление «Я познаю мир», общеинтеллектуальное направление «Интеллектуальная мозаика», общекультурное направление «Наши руки не знают скуки», духовно-нравственное направление «Мы патриоты!» и спортивно-оздоровительное направление «В здоровом теле – здоровый дух!». Формы организации моих занятий разнообразные. Это беседы, виртуальные экскурсии, презентации, экскурсии, соревнования, проектная деятельность, экологические рейды, праздники, благотворительные акции, конкурсы, викторины, походы, состязании, интересные встречи, концерты, выпуски листовок и стенгазет. Мой тематический план и календарно-тематическое планирование можно посмотреть и скачать на Яндекс Диске по ссылке: https://yadi.sk/i/ov7uQLM8zTwWP
Так же ученики моего класса занимаются у других учителей по программе внеурочной деятельности мини-футболом и шахматами. Интересен тот факт, что занятия по «Основам православной культуры» посещают добровольно, по желанию и детей и родителей, и некоторые дети из семей, где в основном родственники придерживаются традиций мусульманской веры.
Время от времени, возникает вопрос о большой загруженности детей. Опираясь на свой опыт работы, могу говорить о том, что перегруженности у детей не наблюдается. Мои ученики после всех занятий (и урочных, и внеурочных) часто остаются в классе: «А можно мы еще поиграем», «Можно я останусь еще доделать поделку». Родители на собраниях положительно отзываются о внеурочной деятельности. Для детей в школе предусмотрено двухразовое питание (100% обучающихся моего класса завтракают и обедают в школьной столовой, пользуются услугами школьного буфета).
Таким образом, используемая нами форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:
Для меня, как учителя, – это возможность общаться с ребятами дополнительно, индивидуально, как классного руководителя, – ненавязчиво работать над сплочением классного коллектива.
Ребята получают дополнительное развитие тех психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, дети получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), совершенствуют социальные навыки, развивают навыки общения, навыки здорового образа жизни, спортивно-игровые навыки.
У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что их дети заняты полезным делом, находятся под присмотром педагогов, обеспечены здоровым горячим питанием, и режим их дня предусматривает в обязательном порядке пребывание на свежем воздухе.
Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности уже имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики - активные участники всех школьных и сельских мероприятий. Среди них есть победители и лауреаты творческих конкурсов разного уровня: окружной научно – практической конференции для младших школьников «Юный исследователь», окружных и районных конкурсов рисунков, окружного конкурса чтецов, всероссийских дистанционных олимпиад.
Образовательное пространство отдельно взятого классного коллектива и школы в целом связано с окружающей социальной средой и поддерживается следующими связями: школьная библиотека, школьный музей, 2 сельские библиотеки и 2 сельских Дома культуры.
Как и во всяком деле, есть и определённые трудности:
Цена результативной организации внеурочной деятельности обучающихся, это колоссальная нагрузка на учителя. Для проведения занятий требуется большая подготовка.
Для организации занятий, требуется и больше материальных затрат. В отличие от урочной деятельности, внеурочная деятельность, более материально затратная.
В моем классе большая часть детей проживают в других населённых пунктах и пользуются услугами специальных (школьных) перевозок, а значит и режим их дня строится с учётом графика подвоза на школьных автобусах.
Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Мы ставим перед собой новые цели и задачи. Ищем пути их решения по совершенствованию образовательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.
Литература
Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/
Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek