Проектно — исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания (выдержки из доклада на республиканской конференции Я — исследователь, я открываю мир
Инновационный педагогический опыт
учителя истории и обществознания
МБОУ «ООШ» с. Усть-Лыжа, г.Усинска, Республики Коми
Беляевой Людмилы Юрьевны
Проектно - исследовательская деятельность учащихся
на уроках истории и обществознания как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.
Актуальность представляемого опыта.
В связи с разработкой и поэтапным внедрением в образовательный процесс Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, «Концепции федерального компонента государственных стандартов общего образования» (М., Просвещение, 2008 г.), «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М., Просвещение, 2009 г.), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897). Образовательные стандарты нового поколения призваны стать основой процесса модернизации общего образования. В концепции стандартов констатируется, что «цель общего образования – формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного и личностного развития, способной к самостоятельному решению новых, еще неизвестных задач».
Названные документы заложили основу для реализации стратегии развития исторического и обществоведческого образования.
Приоритетной задачей современного образования в целом, в том числе и исторического, становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания, менять место работы.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения
Применение системно – деятельностного подхода возможно при обучении любому предмету, и заключается в формировании универсальной целостной системы знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.
Стандарты нового поколения, новая форма и содержание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, экзаменационные материалы государственной (итоговой) аттестации для выпускников ориентируют ученика и учителя на проверку уровня развития ключевых компетенций.
Основным способом развития ключевых компетенций является новое содержание исторического и обществоведческого образования, применение новых образовательных технологий в деятельности учителя, среди которых: проектно- исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология развивающего обучения, включение в образовательный процесс медиа- технологий и ресурсов Интернета.
Объективно, что в современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя истории и обществознания заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность уроков истории и обществознании. Социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
Развивая в учениках именно эти качества, акцент делается на результат обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывало у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не умели оперировать фактами, устанавливать причинно–следственные связи, дети оказывались беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни.
В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Метод проектов позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
При использовании метода проектов на уроках истории и обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя, предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на которых они сами остановились.
Работа над исследовательским проектом проходит по следующей схеме:
1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников. Выбор темы проекта я обычно делаю во время изучения большой темы.
2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам, поиск информации.
4. Составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы.
5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
6. Промежуточное обсуждение полученных данных.
7. Презентация проектов.
8. Коллективное обсуждение. Выводы.
При этом основным принципом является - использование исследовательских проектов разных типов, например:
Исследовательские проекты: «Безработица в нашем селе?»Творческие проекты (планируемыми результатами и формами их представления могут быть: газета, эссе, реферат и т.д.) - «Книга в жизни каждого из нас…», «Социальный прогресс в классном коллективе», «Что в имени тебе моем», «Я и бабушка моя», «Совет Медуницы».
Практико-ориентированные проекты - «Помним и чтим», «Есть такая профессия – фельдшер», «О чем шепчут леса нашего края», «Диалог поколений»
Работая над подготовкой проектов, учащиеся заранее знакомятся с критериями оценки или участвуют в их разработке. Разрабатывается памятка для учащихся по критериям оценки.
Работая над проектом, учащиеся проводят социологические опросы, составляют схемы, таблицы, опорные конспекты, работают с историографическими источниками. Все это позволяет формировать критическое и творческое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально-активной личности.
Одним из основных принципов в преподавании истории и обществознания является диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
В зависимости от темы исследования, организуются рабочие встречи учащихся с ветеранами ВОВ, руководителем сельской администрации, со специалистами ЦЗ, руководителе Совета ветеранов, с лесником районного центра и т.д. В результате таких встреч у учащиеся развиваются коммуникативные способности, дети учатся анализировать полученную информацию.
В 8 и 9 классах основное внимание уделяется обучению приемам аргументации историографической версии.
Наряду с используемыми на предшествующих этапах школьного исторического образования заданиями, нацеленными на формирование историографических знаний, старшеклассникам предлагаются более сложные задания:
- аргументация одной из историографических версий фактами исторических документов,
- организация имитационных игр по дискуссионным вопросам истории („научная конференция“, „дебаты“ и др.), при подготовке к которым школьники учатся выявлять общее и отличия в отражении одних и тех же исторических сюжетов в научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента,
-проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений по спорным вопросам истории (например, « Брежневские времена: плюсы и минусы», « События октября 1917 года: переворот или революция?» и т. п.), представление результатов опросов в виде диаграмм;
-подготовка эссе по спорным вопросам истории. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними (например «Уроки гражданской войны»);
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таким образом, внедряя метод проектно- исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания удается:
Повысить творческую активность учащихся на уроке;
развивать их логическое и критическое мышление;
повысить уровень их конкурентоспособности;
расширить кругозор школьников.
Главный результат – достаточный уровень развития ключевых компетенций учащихся в области истории и обществознания, конкретные умения и навыки, которые получили учащиеся в ходе проектной деятельности:
• опыт работы с большим объемом информации;
• опыт проведения презентации;
• умение оценивать ситуацию и принимать решения;
• умение работать в коллективе;
• умение структурировать информацию;
• умение индивидуально планировать работу;
• умение работать в команде.
В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.