Урок русского языка на тему «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»
Урок русского языка в 3 классе
Тема: определение работы окончания в словах, называющих действия.
Цель: обобщить знания по теме: «Зачем нужны окончания словам, называющим действия?»
Задачи:
Пронаблюдать, как изменяются слова – действия;
Выяснить работу окончания слов, называющих действия, в настоящем будущем времени;
Вспомнить работу окончания слов, называющих действия, в прошедшем времени;
Выявить роль слов – действий, используемых в художественной речи;
Повторить способы проверки орфограмм слабой позиции слов, называющих действия.
Ход урока
Актуализация знаний изученной темы
- Какую тему изучаем?
+ Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия.
- Чем важна эта тема?
- Можете ли ответить на вопрос этой темы сейчас?
- Зачем нужны слова окончания? Докажите в индивидуальной работе (диктант по рядам). Определить работу окончаний в данной диктовке:
1 ряд – изумрудная лягушка
2 ряд – душистый ландыш
3 ряд – румяное яблоко
1 ученик работает с толковым словарем: выяснить лексическое значение слов:
Изумрудная, румяное.
Проверка самостоятельной работы с комментарием.
Замените синонимом: изумрудная –
душистый -
румяное -
Вывод: выяснили работу окончаний у слов –предметов, слов – действий.
- А зачем нужны окончания словам, называющим действия?
На доске – тема урока «Определение работы окончаний в словах, называющих действия».
- Какие задачи поставим на данный урок?
+ Вспомнить ,что уже знаем о работе окончаний
+ Какие орфограммы встретились в данной теме?
- Обсудим, как мы будем решать поставленные задачи?
+ Составим карту знаний , в которой отразим (смоделируем) изученное (учитель - на доске, ученик – на индивидуальном листе).
Составление оценки – прогноза:
Как вы считаете, как, вы усвоили изученный материал? Отметьте на «волшебных линеечках»
(индивидуальные листы самооценки).
Повторение и систематизация изученного.
- попробуем вспомнить, что мы знаем о словах , называющих действия;
- как изменяются слова – действия?
+ изменяются по временам
Задание: на индивидуальных листах записать формы времени .
- по каким критериям будем оценивать работу?
+ грамотность
+умение изменять слова – действия по временам
Задание: записать в таблицу слова, изменив по временам:
1 группа- шуметь
2 группа- звучать
3 группа – лететь
Проверка: какие орфограммы встретились ? В какой морфеме? Как справились?
Отметьте в листе самооценки свои результаты.
21678902736850Вывод: для чего выполняли это задание? (На доске- результаты)
13773151778000 Время
- Что еще узнали о работе окончаний?
+ В настоящем и будущем времени окончания слов- действий указывают на лицо и число.
- Какую задачу перед собой поставим ?
+ Проверить умение определять лицо и число слов- действий.
- По каким критериям будем оценивать свою работу?
+ Умение определять лицо и число у слов- действий?
+ Умение правильно находить окончание .
- Какую форму работы выбираем ?
+ индивидуальная
+ кому трудно – в парах
+ стол – помощник, где даны опоры
- Я вам предлагаю текст, а вы в парах обсудите: какое задание можно дать?
(+ определить работу окончаний у слов – действий)
Самостоятельная работа в карте знаний:
- выписать слова – действия в настоящем или будущем времени и указать работу окончания
1 ряд: Помню зимние вечера.
Снова дует сегодня с севера.
Входит в валенках со двора наша бабушка, Олексеевна.
Из подойника молоко льет в посудинки дужкой брякая …
2 ряд: Еще бабушка сядет с прялкою, небольшой, но такой баской, - словно в горенку глянет
И закружится веретенышко, зажужжит под ее рукой.
3 ряд: И луга цветут, и птахи
Гнезда вьют в родном краю…
Я в твоем широком взмахе
Нрав России узнаю!
Проверка – взаимная:
1 ряд – у 3 ряда
2 ряд – у 1 ряда
3 ряд – у 2 ряда
- В какой форме даны тексты? Прочитайте вслух.
Итоги работы: - Кто без ошибок?
- С ошибками?
- Почему?
- Что нужно знать, чтобы правильно определить работу окончаний у слов – действий?
+ Лицо глагола – его определение
- Как правильно определить лицо?
1691640329565+ Подставить слова и знать наизусть:
я мына доске отражаю
ты вы
он, она, оно, они
Вывод: - Какую работу выполняют окончания у глаголов в настоящем и будущем времени?
Отразите на карте знаний с помощью модели.
226314032131000На доске:
12344416477000226314042672000 … … лицо Л
настоящее число Ч
будущее время
- А мне хочется обратить внимание на текст этих замечательных стихов- их автор – Сергей Васильевич Викулов - портрет (на доске).
- Кому посвящено? Какое бы дали название? «Бабушка», «Россия»
- У кого есть бабушка? Что напомнило оно вам?
+ Тепло, спокойствие, уют, любовь.
Олексеевна горенка веретенышко- где можно найти?
Баской?
- Это какой?
+ Наш диалект – есть словарь диалектов – Вологодский говор
- Баской – очень красивый. Э то слово нисколько не портит литературную речь, делает ее особенной, неповторимой, говорит об особенностях вологодского говора:
ОлексеевнаКак автор относится к своему краю? Родине?
- Что еще мы знаем?
+ Какую работу выполняют окончания в прошедшем времени
- Какую задачу ставим?
- Расскажите в парах, что вы знаете?
- Отразите в схеме – в индивидуальном листе
Проверка:
- Обсудим вслух:
+ В прошедшем времени окончание - на число, а в единственном числе – на род
- Как отразим в схеме?
На доске:
31299154552950031489653619500177736510287000 … (ед.ч) Р
Ч
Задание: (обсудить в парах)
- выберите и объясните , какое задание из предложенных подходит к тексту: (задания- на доске)
Найти глаголы в прошедшем времени;
Найти глаголы в прошедшем времени и определить работу окончаний;
Определить спряжение у глаголов;
Вставить орфограммы в окончания у слов- действий;
- По каким критериям оцениваем?
+ Умение определять работу окончаний в прошедшем времени.
+ Грамотность.
1 текст: В недоверчивый старый лес ,
В сумрачный бор кедровый
Спрыгнул с облака - и исчез
Мальчик Апрель в сугробах.
Шум , шум, шум, шум, - шум- шум
Зашелестел в вершинах:
- Шут, шут, шут, что за шут
Сшиб шапки с нас , плешивых?
2 текст: А Апрель не дремал, не спал,
Вооружился сосулькой,
Он сосулькой сугроб кромсал –( лексическое значение?)
Так, что сугроб забулькал.
3 текст: Вымок Мороз под елью,
И – куль, куль, снегу куль, куль
Высыпал на Апреля!
Но Апрель не дремал, не спал!
Выбрал у Солнца лучик
И Мороза защекотал
Лучиком тем колючим!
Проверка: вслух
- Какие встретились глаголы в прошедшем времени? Зачитайте?(все ряды)
- Теперь проверим, как вы определили работу окончаний? – (комментируют)
- По каким критериям оценивали?
-Кто без ошибок?
- С ошибками? Почему?
- Какие орфограммы встретились? Докажите.
На доске: портрет Ольги Александровны Фокиной
- Это автор чудесного стихотворения, с которым вы работали.Это тоже наша землячка.
- Кому стихотворение понравилось? Чем?
- В чем необычность? Какой прием использует поэтесса? Для чего?
+ оживления звукописи
+интереснее образ мальчика передать шум ветра
Апреля, Мороза звук воды
- Как вы думаете, почему автор так много использует слов- действий?
Вывод: Оказывается, без глаголов не обойтись!
А звуки Апреля композиторы звуками изобразили: грамзапись «Апрель» П.И. Чайковского.
Вывод: - Выполнили мы поставленную задачу?
+ Вспомнили, что в прошедшем времени изменяются по числам и в ед. ч. – по родам.
- А вот, ребята, еще 1 стихотворение: Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотарев)
(псевдоним) (портрет)
- Прочитаю (учитель) вслух
На доске:
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок на паутинке вверх полез.
Бриллиантится веселая роса:
«Что за воздух, что за свет,
Что за краса!»
- Найдите глаголы и определите окончания.
- Какие орфограммы поселились в окончаниях?
- Можете ли объяснить, почему в 1-м – Е, а в другом – И ?
- Значит, какую цель поставим на следующий урок?
+ Отчего зависит выбор гласной (е, и) в окончаниях глаголов?
- Чем необычно это стихотворение?
+ Глаголы :
Кружевеет роса – восхищается (оживление)
Розовеет
Бриллиантится- Каково лексическое значение их?
Вывод: - Этими глаголами передает всю прелесть утреннего леса.
Испытываешь такое наслаждение! И такие замечательные картины можно увидеть на русском севере, на родной Вологодчине! И мы горды тем, что это частичка нашей родины- великой России. Горды что такие таланты живут у нас в крае!
Рефлексия:
- Какую цель мы ставим на уроке?
- Как вы справились с поставленными задачами?
Обратитесь к (листу) карте знаний
- Оцените свою работу по всем критериям на линейке и сравните с оценкой – прогнозом
- У кого совпало?
- О чем это говорит?
- Не совпало? Почему?
- Над чем надо работать?
Реклама – выставка книг вологодских поэтов и писателей.
Д/з:
Найти стихи вологодских поэтов и определить работу окончаний у глаголов
Кто сделал ошибки, задания- какие?
Определить лицо
Время
Окончание
- Для кого такие?
Спасибо за урок!