Урок по теме: Зачем нужны деньги?

Внеурочная деятельность «Экономика» во втором классе МОУ СОШ с. Пушанина
Т. Н. Шебурова, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Пушанина, Белинскго района Пензенской области
Работаю по системе развивающего обучения «Эльконина – Давыдова», веду внеурочную деятельность «Первые шаги в экономику». В ходе занятия знакомлю детей с происхождением денег. Использую элементы сказки, занимательности, чтобы детям было интересно и познавательно.

Тема: «Что такое деньги? Зачем нужны деньги?» Цель: 1. Познакомить учащихся с происхождением денег, показать разницу между торговлей и бартером, рассмотреть основные функции денег. 2. Формировать личное отношение ребят к деньгам, помочь детям сопоставлять ценности в жизни. 3. Развитие речи, интереса к знаниям.  Воспитание любви и уважения к близким людям, доброты, чувства сострадания к окружающим. Оборудование: рисунок царя Эконома, рисунки для ребусов, рисунки с изображением валюты разных стран (в презентации).
1. Организационный момент. Все собрались, все расселись по своим местам, а мне пора и сказку начинать. - В некотором царстве, в некотором государстве под названием Экономика жил-был царь Эконом . Это был очень умный, грамотный, образованный руководитель своего государства. В его царстве народ много трудился, и все семьи имели хорошее богатое хозяйство. - Как вы думаете, почему в этом царстве было у всех людей богатое хозяйство? - Что за наука экономика? (Экономика – наука о правильном ведении хозяйства) - Кому нужно знать экономику? - Давайте мы сегодня покажем, как мы учимся разумно вести хозяйство.  II. Актуализация опорных знаний. - Царь Эконом повелевает исполнить три его желания. Первое: посмотреть, как вы умеете самостоятельно работать.
Работа с таблицей «Хочу – могу» на с. 18 должны были вписать свои желания . Могут ли они исполниться?
Задание №29 Чем вы радуете или огорчаете своих близких?
Второе желание провести экономическую разминку - решить задачи по теме «Моя семья». 1. - Сколько всего дел придется сделать маме в выходной день, если она должна три раза приготовить еду, три раза вымыть посуду, а также вымыть полы, постирать и погладить. - Отдохнет ли мама в выходной день? -Как можно сэкономить время выходного дня, чтобы мама смогла отдохнуть?  2. В выходные дни мама приготовила еду, старшая сестра помыла посуду, брат пылесосил, дедушка вынес ведро с мусором, а папа постирал. Сколько разных дел выполнили все члены семьи? - Что можно сказать о такой семье? - Как относятся члены семьи друг к другу? ( Самое главное, когда в семье все друг друга любят и заботятся друг о друге.) - А сейчас давайте поможем бабушке посолить помидоры: 3. В одну банку входит 2кг помидоров, а у бабушки есть 5 банок. Хватит ли ей их, чтобы засолить 12кг? - Царь хочет увидеть, знаете ли вы слова из экономического словаря. Для этого нужно выполнить несколько заданий. 1. Отгадать загадку: Бывают они медные, блестящие и бумажные. Но для любого из людей, поверьте, очень важные. (деньги) _ А для чего нужны деньги? (Покупать товар, давать в долг, класть в банк, коллекционировать) - Вы, знаете, как появились деньги? Хотите узнать? Прочитайте тему урока. -И так, какова же цель нашего урока.  Узнать, что такое деньги, как произошли деньги, для чего нужны деньги.) В школу мы пришли учиться,  Не лениться, а трудиться. И не ради баловства, Не для красного словца  Поступили в бизнес – класс. Мудрые науки здесь мы постигаем, Правила культуры тоже изучаем. Скажем дружно мы сейчас Занимаясь в бизнес-классе Экономики тропинки одолеем без запинки. - Задачи урока поставлены, можно отдохнуть, и снова за работу.  III. Физкультминутка. Мы нашли богатый клад (изображаем: копаем) Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу). Стали думать, как нам быть? (Повороты туловища) Как же клад нам разделить? (руки в сторону) Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища)
Игра «Наоборот» Нашими помощниками будут экономические слова:
Трудолюбивый – ленивый покупатель –.. продавец много – мало дорого –.. дёшево богатый – .бедный тратить –. копить доход -. расход IV. Открытие новых знаний. Беседа. И так - вперед по тропинкам знаний в волшебную страну Экономика. Третье желание царя. Эконом I желает увидеть, умеете ли вы быть внимательными, умеете ли вы рассуждать, думать, делать открытия, сами узнавать новое. ( На доске иллюстрации из жизни древних людей). -На этих иллюстрациях изображены эпизоды из жизни людей, живших несколько миллионов лет тому назад. - Чем они занимались? (Они охотились, рыбачили, обрабатывали землю, выращивали хлеб, изготавливали посуду из дерева и из глины, выращивали лён, обрабатывали его и делали полотно). - Попробуйте превратиться в волшебников, закройте глаза и перенесите себя на несколько миллионов лет назад к этим древним людям. А как они жили, вам помогут представить ребята. Будьте внимательны, вы сейчас окажетесь свидетелями одного важного дела. б). Сценка «Бартер» -Когда-то давным-давно не было магазинов, универмагов, аптек, рынков. Всё, что требовалось человеку в те далёкие времена, он должен был добывать сам. - Наши предки охотились, ловили рыбу, собирали грибы, орехи, мед, ягоды, плоды и различные травы. Они были Собирателями. -.Щедрая природа делилась с Собирателями своими дарами, но, кроме еды, нужны были жильё и одежда, защищающие от холода и непогоды. Постепенно люди научились делать одежду, жильё и другие необходимые вещи. Такие люди назывались Мастерами. - Собиратели и Мастера были очень нужны друг другу: каждый из них мог предложить другому то, чего ему не хватало. - Однажды утром Мастер проснулся и выглянул в окно, В воздухе кружились снежинки, лужи сковал ледок. Мастер: (чихает) Скоро зима – начнутся ветра, холода и простуды. Хорошо бы Собиратель заглянул ко мне, пока я серьёзно не разболелся. Собиратель:  Какой холодный день! Сегодня не обойтись без шапки, а ведь моя так износилась, что стала похожа на решето. Такая шапка не спасёт от холода, не защитит от мороза. Схожу - ка, я к Мастеру, может быть, у него найдётся подходящая шапка. Собиратель: Здравствуй, Мастер! Мастер:Здравствуй! Как я рад тебя видеть! ( чихает) не принёс ли ты свежего мёда и малинового варенья? Собиратель: Вот мёд и варенье, а ещё я принёс замечательные травы, которые быстро избавят тебя от простуды.  Мастер:Спасибо тебе, а что ты хочешь получить взамен? Собиратель:Мне очень нужна новая шапка. Мастер:Я только вчера закончил шить тёплую зимнюю шапку. Вот, пожалуйста, примерь. Собиратель: В самый раз! И фасон подходящий. Мне идёт?  Мастер: Как будто для тебя сшита! Собиратель:Ну, спасибо тебе, Мастер. И будь здоров! Мастер: Носи на здоровье! Спасибо за лекарства. в). Рефлексия. -Как видите, Мастер и Собиратель получили то, что им требовалось, остались довольны друг другом и могут смело встречать зиму. - Что они сделали? -Как можно назвать то, что они принесли друг другу? - Какую операцию они выполнили? -Это называется бартер. - Что же такое бартер? (Бартер – это обмен)
-Почему они не пользовались деньгами? г). Рассказ учителя. Слайд Немного из истории возникновения денег. Сказать когда появились первые деньги достаточно сложно. В первобытные времена не существовало понятия "деньги". Практиковался простой обмен друг с другом, гончары выменивали свои кувшины и горшки, кузнецы-копья, наконечники для стрел и т.д. Со временем пришло понимание, что это очень неудобно. Ведь ценность вещей и пищи разная. Следующей формой денег стали определенные товары, предметы или животные. Так, например, в Эфиопии рассчитывались брусками соли, на острове Науру островитяне использовали крыс, а ацтеки в качестве первых денег использовали какао-бобы. Колонистам в Америке первыми деньгами служили табачные листья и шкурки животных. Очень долго люди так вели торговлю - меняли один товар на другой. Охотники меняли мех, мясо, шкуры животных на хлеб. Рыбаки ловили рыбу и меняли свой товар на то, что им было нужно. - Как вы думаете, удобно это было? -Например, Мастеру, который шил шапки, стала нужна корова, чтобы в хозяйстве было молоко, творог, сметана. Он сшил шапку и пошёл к человеку, который разводит коров, и предложил поменяться. Как вы думаете, хозяин коровы согласится поменять её на шапку? Часто было, что бартером пользоваться неудобно. Удобно было бы использовать какой-то один товар, чем потом и стали деньги, но они появились поздно. А до появления денег люди пользовались товарными деньгами. Вместо денег они использовали мех, зерно, соль. Люди, живущие на берегу моря имели раковинные деньги. Некоторые народы вместо денег использовали камни. До сих пор сохранились каменные деньги у народов острова Яп, что в Тихом океане. В России роль денег выполнял лён, полотно. Отсюда произошло в русском языке слово платить. д). Работа в учебнике. Что люди использовали вместо денег, узнаем на с. 20 №32 Какие из этих предметов могли использоваться, как деньги? №32, стр.20. (работа в группах) - Посоветуйтесь, какие из этих предметов могли использоваться вместо денег. е). Рассказ учителя. Прошло очень много времени, когда люди пришли к выводу, что для торговли нужно использовать один предмет и им оказался металл: золото и серебро. Золотые и серебряные деньги имели форму колец, ожерелий, их носили на шее. А чаще всего просто кусок золота или серебра. От этого куска отрубали маленькие куски и расплачивались за товар. От слова рубить и произошло слово рубль. Более позже, эти куски стали превращаться в монеты. Но золотые и серебряные монеты очень быстро изнашивались и их заменили на медные, более прочные. У меня есть монеты 1798г.,1754г На одной из них изображен всадник с копьём в руке, отсюда слово копейка. В Китае первые деньги изготавливали из шкуры белого оленя, из коры дерева. Первые бумажные деньги появились в 1769 году, это 237 лет тому назад. Сегодняшние деньги нам всем знакомы: и бумажные, и деревянные. Деньги изготавливают на Монетном дворе в Москве и Санкт - Петербурге. (Иллюстрация Монетного двора)  Находятся люди, которые пытаются сами нарисовать деньги, но это очень страшное преступление, за которое сильно могут наказать. Для изготовления денег используют специальную бумагу и краску. Есть такой прибор, который определяет настоящие это деньги или подделанные. Деньги, которыми пользуется государство, называется валюта.  -Как называется валюта нашего государства? (Демонстрирую иллюстрации, где изображены деньги разных стран.) - Мы знаем, что в окружающем нас мире, все взаимосвязано, все предметы для чего-то, кого-то служат. -Для чего нужны деньги? - Зачем работают ваши родители? (зарплата) -Как вы используете зарплату? (оплата за товары, за услуги) -Получилось так, что вы оплатили услуги, купили нужные товары, но у вас ещё остались деньги. Что вы с ними сделаете? Значит, деньги идут ещё на накопление богатства.
Работа в тетради. Выбери из предложенного перечня на рисунке и соедини со словом деньги то, что можно на них приобрести.. С. 22 №34
Работа с кроссвордом. -Какую ещё работу выполняют деньги, вы узнаете, если разгадаете кроссворд на стр.22, №35. -Какое слово получилось по вертикали? Что же такое налог?
Работа со словарём: Практическая работа. -Маме за работу заплатили 3600 рублей, но она получила только 3200. На сколько рублей меньше получила мама? -Эти 400 рублей мама отдала государству. Это налог.  -Куда же идут эти деньги? Вы хотите, чтобы в городе было чисто и красиво, были хорошие дороги, строили школы, больницы, наводили чистоту в подъезде? Вот на это и расходуют налоги. Каждый работающий человек должен со своей зарплаты отдавать налог – это закон нашей жизни. -Как видите, деньги всюду выполняют добрую, нужную работу, но самая нужная работа у денег, когда они творят добрые дела, оказывают людям помощь в трудную минуту.
Есть такое красивое русское слово – благотворительность, которое обозначает «творить добро». Что это такое, вы знаете. Вспомните, как поступили многие из вас, когда нужны были деньги на операцию мальчику. Ваши родители помогли, вы из своих копилок достали свои сбережения. Мальчику сделали операцию, он жив, его мама благодарна всем, кто помог. Спасибо вам и вашим родителям! Очень много в жизни слёз, горя. Часто то в одном, то в другом месте на Земле происходят аварии, землетрясения, теракты, войны, и наше государство самым первым откликается на чужую боль. Помогает продуктами, лекарствами, стройматериалами - не жалеет денег для помощи тем, кто попал в беду.   V. Рефлексия Давайте проверим, выполнили ли вы третье желание царя Эконома I, узнали ли вы, что-нибудь, новое. -О чем вы расскажете родителям? -Что такое бартер? - Что такое валюта? Ребята сейчас расскажут, как называются деньги в некоторых странах. Бегу домой из школы,  Чтоб папе рассказать,  Что нужное и важное Я в школе смог узнать. Много стран на свете разных, Это дело ясное. Мы узнали, что у них Деньги тоже разные. У школьника индийского, Рассказал бы папе я, Чтоб купить тетрадь и книжки, Есть на это рупия. Если в Турции купить Надо овощей или сыра, Для покупки здесь, скажу я,  Нужно что? Конечно, мира. В солнечной Испании, Я знаю точно это, Деньги носят странное  Название "песетта". А ещё сегодня папе Расскажу я непременно, Что в Японии к оплате Принимают деньги - иены. Группы стран бывают мира: По две, по три, по четыре, Деньги разные у них, Но название одно. Франки в странах Бельгия, Руанда, Гватемала, А для долларов - Таких стран ещё не мало. Правда, это интересно? И тебе теперь известно, Что в любой стране на свете Есть по собственной монете. - Царь Эконом I очень доволен вашей работой. Как обычно бывает в сказках - и устроил царь пир на весь мир, а наш царь устраивает сегодня чаепитие и говорит, что уроку конец, а кто хорошо работал, узнал что- то новое-молодец!
Домашнее задание с. 24 Соедини цепочку круговорота денег








13PAGE 15


13PAGE 14115




15