Конспект окрытого занятия «Традиции встречи весны. Заклички, Жаворонки»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детства и юношества»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Традиции встречи весны. Заклички, Жаворонки»
Составитель: педагог дополнительного образования
Филонович О.В.
Серпухов
2013
План-конспект открытого занятия
Назначение: материал может быть использован для занятий в детском саду и начальных классах школы, разрабатывался в рамках реализации программы «Маленький ремесленник» для учащихся ДДиЮ и их родителей.
Укрепление детско-родительских отношений, через создание атмосферы общности интересов, повышение педагогической культуры родителей, приобщение родителей к участию в жизни детского коллектива, позволяет создать условия самораскрытия для детей: чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. 
Цель:
продолжать знакомить с культурой и народными традициям; воспитывать уважение к народному фольклору, развивать разговорную речь; установить эмоциональный контакт между всеми участниками, формировать глубокие и доверительные отношения детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности.
Задачи:
- развивать интерес к русской культуре, творческие способности взрослых и детей в процессе совместной творческой деятельности;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность;
- воспитывать интерес к народной культуре: знакомить с праздником «Заклички Весны, Жаворонки»;
- учить лепить из теста обрядовое печенье «жаворонки» двумя способоми; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы;
- развивать фантазию, воображение в процессе украшения «жаворонков»;
- совершенствовать качество работы УДО при     взаимодействии с родителями;
- формировать нравственное отношение к семейным традициям.
Ожидаемые результаты:
практическое освоение участниками навыков изготовления традиционной выпечки в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, обогащение родительско-детских отношений опытом эмоционально-насыщенного общения, возможность использовать полученные знания.
Используемые методы обучения
Словесный – беседа, объяснение.
Наглядный – иллюстрации и образцы обрядовой выпечки «жаворонки».
Демонстрационный – показ традиционных способов изготовления «жаворонков».
Практический – творчески-репродуктивный по характеру деятельности.
Ход мастер-класса:
Приветствие, сообщение темы, постановка цели.
Содержательный блок:
- беседа-диалог;
- описание общего алгоритма работы;
- практическое.
3. Презентация выполненных работ, обратная связь для участников, ответы на вопросы, угощение участников ржаными «жаворонками» (игра «Кому?»).
Материал к занятию
Демонстрационный: традиционная кукла «Птица-радость», иллюстрации обрядовой выпечки «жаворонки», образцы готовой выпечки.
Раздаточный: доски для лепки, солёное тесто для лепки, пластиковые ножи (стеки), пластиковые вилки, расчёски, трубочки, средства гигиены (влажные салфетки).Конспект открытого занятия.
Приветствие, постановка цели.
Добрый день. Очень приятно видеть, что идея совместных занятий пришлась вам по душе, и родители приходят не только посмотреть, чему и как учат их детей, но и самим включиться в творческий процесс.
Буквально две недели назад мы с вами делали птичку из лоскутика ткани. А кто мне скажет, по какому поводу мы её делали?
Ответы детей: встреча весны, праздник 40 Святых, возвращение перелётных птиц…
Сегодня я опять принесла Вам куклу, которая называется «Птица-радость» или «женщина-птица». Кто помнит, почему она так называется?
Ответы детей: на голове куклы платок в виде птичьей головы, на одежде – маленькие лоскутные птички.
А зачем птицы?
Ответы детей и родителей: весну звали – птиц закликали, если птица села на женщину, значит, быть ей весь год счастливой.
А сегодня мы будем лепить птичку. Вы думаете из пластилина? Нет, из теста. Сейчас расскажу почему.
Содержательный блок.
Весной начинают возвращаться из теплых краев перелётные птицы. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую, теплую весну.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. Он совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия – днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:
Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне.
Весну, весну красную.
***
Жаворонушки, прилетите,
Красавицу весну принесите.
Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
 ***
Ты птица – жаворонок,
Твой голос тонок – звонок.
Неси, неси на волю
Весну, весну в подоле.
***
Жаворонки, прилетите!Студену зиму прогоните!Теплу весну принесите!Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!
Все вместе повторяют заклички за педагогом.
Страна у нас большая: на Кубани уже клубника цветёт, а в Сибири снег идёт. Весна приходит в разные сроки, птицы прилетают в разное время, потому и закликали их с марта и до самой, бывало, Троицы. И печёных птичек делали разных: где-то звали жаворонками, где-то-куликами, где-то грачевниками. Ещё и выглядели они по-разному.
Участники занятия рассматривают иллюстрации и образцы «жаворонков».
Практическая часть.
Сегодня мы сделаем двух разных «жаворонков» – по-разному их слепим, каждый по-своему их украсит. Если успеем, то попробуем и другие способы лепки птичек-жаворонков. Сегодня мы работаем с несъедобным солёным тестом, а вот дома с мамами, может быть, кто-то испечёт самых настоящих обрядовых жаворонков.
С тестом надо работать на дощечке, очень аккуратно, с большой любовью, чтобы получились красивые, пышные «жаворонки». Резать тесто мы будем пластиковыми ножичками, а вилочками, трубочками и даже расчёсками мы будем рисовать на птичках и украшать их.
Родители и дети работают – последовательно повторяют за педагогом этапы изготовления «жаворонков», помогают друг другу. Педагог обходит всех и помогает при необходимости.
Заключительная часть. Презентация готовых работ.
А теперь мы можем с удовольствием съесть тех жаворонков, которых я для вас испекла. Они все разные и чтоб никому не было обидно, мы их разыграем: я отвернусь, буду спрашивать «Кому?», а один из вас, не видя какую птичку я предлагаю, будет называть имя.
Литература
Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.
Дайн Г. Л. «Детский народный календарь», 2-е изд., доп. перераб. – Хотьково, Сергиев Посад, Издательство «Весь Сергиев Посад», 2010
Лыкова И.А. «Лепим с мамой» – М., «Карапуз-дидактика», 2005
Приложение 1.
Рецепт соленого теста
200 гр. = ( 1 стакан) муки 200 гр. = (0,5 стакана) соли 125 мл. воды
! Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёму соль занимает примерно в два раза меньше. Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор: - 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или - крахмала (столовую ложку) - клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)
! Муку блинную (или с добавками) - НЕЛЬЗЯ (фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются). ! Соль Йодированную - НЕЛЬЗЯ (крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное - в крупинку). ! ВОДА - лучше всего ОЧЕНЬ ХОЛОДНУЮ, добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды). ! Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду. ! Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.
Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго, поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил. 1. Духовка должна быть на минимальной температуре 2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки 3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше, если оно остывает постепенно(вместе с духовкой). 4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке - сутки сохнет само - потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны. 5. Время сушки изделия зависит от толщины самого изделия
Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть, и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать. Всё что отваливается - просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА (только не канцелярским, а строительным).
Приложение 2.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Когда малыш лепит: - развивается его мелкая моторика, - совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, - влияет на развитие речи и мышления. - лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
ЦЕЛЬ - ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ САМОГО ЗАНЯТИЯ, ОТ ПРОЦЕССА! Постепенно приходя к результату.
Следующая выдержка - абсолютно верна, и я прошу родителей обратить на нее внимание: "Иногда мамы просто покупают пачку пластилина, вручают ребенку, а сами уходят в другую комнату заниматься своими делами. Как правило, подобные эксперименты кончаются весьма плачевно: весь пластилин оказывается смешан в один комок неопределенного грязного цвета, причем комок этот обычно оказывается на полу. А если учесть, что пластилин не слишком хорошо отскребается от паркета и обоев, да еще оставляет жирные пятна… В общем, мамы решают, что пластилин - это чересчур, и малыш еще не дорос до подобных занятий. И многие до самой школы про лепку больше не вспоминают. Некоторые считают, что вполне достаточно занятий в детском садике, а дома можно и не лепить. Как же быть?! Важно помнить, что во время занятий лепкой вам нужно быть рядом со своим ребенком, а в идеале сидеть с ним рядом и тоже лепить.
Приложение 3.
Жаворонки - 1-й способ Делаем из теста длинную колбаску и сворачиваем в узел.

Один конец расплющиваем и режем. Другой конец немного вытягиваем,
формируем голову и клювик. Делаем глазки.

Готовые жаворонки:
Жаворонки - 2-й способ Делаем недлинную толстую колбаску. С одной стороны формируем голову и клюв. Другую сторону сдавливаем. Это будет хвост и крыло.

Разрезаем расплющенную сторону пополам. Делаем ножом "перышки".
Крыло загибаем вверх. Делаем глазик.


Готовый жаворонок:
Приложение 4.


Московские жаворонки

Архангельские жаворонки

Рязанские жаворонки

Тульские жаворонки