Конспект урока литературного чтения по теме Весна пришла.Русские народные песни-заклички
Тема: «Весна пришла. Русские народные песни – заклички».
Цель: углубить знания детей о русском фольклоре, показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, познакомить с традицией встречи весны на Руси, русскими весенними народными праздниками, разучивание песен-веснянок, воспитание уважения к истории своей страны и ее традициям.
Оборудование: мультипроектор, музыкальный ряд, вырезанные птички, написанные песни – заклички и песни – веснянки, учеб
Ход урока:
1. Оргмомент. Рефлексия
Уч.: - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо? Конечно же, нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на слайде, прочитайте и скажите, что вы о них думаете. Нам важно: 1. Доказать свою точку зрения. 2. Перебивать товарищей. 3. Видеть глубину и красоту авторского слова. 4. Выкрикивать свое мнение. 5. Внимательно выслушивать мнение товарищей. 6. Молчать, когда спрашивают. 7. Быть готовым протянуть руку помощи. 8. Бояться высказывать свое мнение. 9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках. 10. Обижаться и обижать товарищей. 11. Быть бесполезным для товарищей. (ответы детей)
Уч.: - Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке. (дети зачитывают прав
Уч.: - Слушая музыку, представьте себе, что хотел нам изобразить композитор в этой мелодии. (Слушание музыкального отрывка “Апрель” из альбома «Времена года» П.И. Чайковского) (ответы детей)
- Как вы думаете, с какой темой будет связан наш урок? (Предположения детей)
2. Сообщение темы и цели урока.
Уч.: - Да вы правы, сегодня мы поговорим о весне, узнаем о том, как встречали и зазывали Весну на Руси, обратимся к творчеству русских художников и поэтов.
3. Изображение весны художниками и поэтами.
Уч.: Многие русские художники посвятили свое творчество теме весны. Перед вами представлены репродукции картин И. Левитана “Весна. Большая вода”, “Март”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна”. Обратите внимание, какие природные явления воодушевили к творчеству этих талантливых людей. (Ответы детей)
Уч.: Да, все вы сказали верно. Проснулась природа, прилетели птицы, светит яркое солнце, тает снег – все это нашло отражение в картинах художниках. Вы тоже побывали художниками своих картин. Вот какие рисунки на тему «Весна пришла» нарисовали вы. Молодцы, ребята! (показ рисунков на доске)
Уч.: А какие красивые стихи о весне мы читаем у Е. Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В. Берестова “Жаворонок полевой”, А. Майкова “Ласточка”, А. Плещеева “Весна наступ
Уч.: Послушаем стихотворение А. Плещеева. (ученик читает)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Уч.: Спасибо! Ребята, а почему весну называют Весна - Красна? (ответы детей)
- Вспомните сочетания слов “красна - девица”, “красный угол”, “красная строка”. В русской речи они имели большое значение, были символичны. Что означают эти словосочетания? (ответы детей)
- Все верно, поэтому смысл слов “весна - красна” следует понимать, как приближение чего-то радостного, долгожданного, особо почитаемого в народе.
4. Знакомство с народными песенками - веснянками.
Уч.: На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Закличу Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Люди отмечают “Масленицу”- проводы зимы. Послушайте, как пели песни - заклички.
Уч.: Давайте и мы попробуем позвать Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам. Прочитайте про себя на листочках слова, а затем мы попробуем их прочитать по ролям: я буду весной, а вы детьми. Читать нужно не спеша, припеваючи, растягивая слова.
Все: Ау-ау-аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март, солнцу рад.
Апрель, апрель - открой нам дверь.
Май, май – сколько хошь гуляй.
Весна: - Весна-весница, красная девица.
Я к вам пришла, я вам принесла,
Малым детушкам - по цветочку,
Красным девушкам - по веночку,
Молодым молодушкам – по серпочку,
Добрым молодцам – по плужочку.
Дети: - Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
Дети: - С черной смородиною,
С грушами, с яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Все: - Весна красна.
На чем пришла?
Весна: - На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Дети: - А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Все: - Весна, что ты нам принесла?
Весна: - Принесла я вам три угодья:
Первое угодьюшко – животинушка в поле,
Другое угодьюшко – с сошкою в поле,
Третье угодьюшко – пчелки в полете,
Да еще угодьица – миру на здоровьица.
Уч.: Молодцы, ребята! 22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. В этот день второй раз зазывали ве
Уч.: Звался этот день “Сороки”. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Как вы думаете? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печёных птичек, плясали и припевали. Не зря же март в народе величают весновеем, протальником, грачевником. После веселых песен и танцев всех печёных жаворонков съедали, головки приносили матерям. Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым буде
Уч.: Сегодня мы тоже будем зазывать птиц. Каких весенних птиц вы знаете? (ответ детей)
Уч.: Все песни – веснянки пели. Давайте послушаем. (слушание песен) А теперь давайте сами попробуем прочитать песни, а может быть и спе
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Чири - чири, ласточка,
Прилети, косаточка!
С носика – шильце,
С хвостика – вильце,
Спинка – соболина,
Грудка – холстина,
Крылышки – что шелк,
Клювиком – шелк, шелк!
Галки – вороны,
Все ли вы здоровы?
Одна галка наперед
Золоты ключи несет,
Коробочку отпирает,
Узоры вынимает.
Завтра воскресенье,
В лесу новоселье.
Пора галкам летать,
Пир пировать –
Одонья клевать.
5. Физминутка.
Уч.: - Давайте немного отдохнем и все вместе покажем движения птиц, произнесем их звуки. Я буду читать о летящих птицах, а вы повторяйте за мной и машите руками как птицы.
Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Воробьи летят, на всю Русь кричат:
Чи-вить, чи-вить – мы хотим полить.
Поросята летят, полосатые визжат:
Хрю – хрю, хрю – надоело нам в хлеву.
Журавли домовитые летят,
Чу-ви, чу-ви на всю Русь кричат!
Уч.: - Молодцы те дети, которые были внимательны, выполняя движения.
6. Знакомство с русской традицией Благовещения.
Уч.: - Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. Этот праздник называется Благовещение. Как вы понимаете это слово? (ответы детей) На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут только птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Вот как этот обряд описал в своей исторической книге “История культуры русского народа” А. В. Терещенко:
“Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд совершался против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон, и только одна темная ночь прекращала сборище”.
Уч.: А теперь давайте мы прочитаем те слова, которые произносили дети, выпуская птиц из клетки:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Уч.: Я думаю, что весна услышала нас сегодня и вступит полностью в свои права. Молодцы, ребята!
7. Работа с учебником.
Уч.: Что же нам сегодня предлагает учебник. Откроем его на странице 107. Прочитаем песню – веснянку. (читают дети)
- Скажите, ребята, а что вы знаете о жаворонках? (ответы детей)
- В каких произведениях вы с ними встречались? (ответы детей)
- Как относятся люди к жаворонкам? Прочитайте это в стихотворении.
- Рассмотрите иллюстрацию к песни. Прочитайте, какие строчки относятся к ней.
- Прочитаем эту закличку еще раз хором. Помните, что читать нужно нараспев, медленно, протяжно. (чтение хором)
8. Работа с афоризмами и пословицами.
Уч.: К какому разделу творчества относятся песни? (ответы детей).
- Что еще входит в этот раздел? (ответы детей)
- Давайте попробуем объяснить смысл русских пословиц и высказываний о весне. Выберите любую и объясните.
“Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.
“Старого воробья на мякине не проведешь”.
“Всяк кулик - свое болото хвалит”.
“Лучше синица в руке – чем журавль в небе”.
“Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”.
“Зоркий, как сокол”.
“Первые ласточки”.
9. Итог урока.
Уч.: Урок наш заканчивается, но весна только началась. Скажите, сколько же раз на Руси было принято зазывать Весну? (ответы детей)
- Какие обычаи русского народа вы запомнили? (ответы детей)
- Я хочу подарить вам различных птичек. Пусть на своих крыльях они принесут вам только тепло, добро и здоровье в эту весну. (учитель дарит вырезанных птичек)
Уч.: Завершим наш урок, докончив предложения:
Мне понравилось на уроке….
Мне запомнилось на уроке ….
Мне было трудно на уроке…
10. Оценка работы.
Уч.: Я довольна вашей работой на уроке. А теперь вы выставьте отметку себе и своим одноклассникам, которые, как вы считаете, работали на уроке.
11. Домашнее задание.
Уч.: Домашнее задание будет творческим по выбору:
1. Выучить наизусть песню-веснянку: из учебника или из другого источника.
2. Сочинить свою песню – закличку.
3. Нарисовать рисунок к песням – закличкам.