Исследовательский проект Константин Симонов
Секция: литературоведение
Тема: Константин Симонов
Сельвян Эрик Артурович
Краснодарский край, город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Научный руководитель: Дихтярь Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
(Сочи- 2015)
Сельвян Эрик Артурович
Краснодарский край, город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Секция: литературоведение
Тема: Константин Симонов
Научный руководитель: Дихтярь Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Введение.
В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Но наше знание о тех трагических и великих днях всё ещё нельзя считать полным и законченным. Творчество Константина Симонова в области военной тематики занимает особое место. Он писал о войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности и с юных лет до конца дней своих продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной и военной службой.
Исследование творчества Симонова и его общественно-политической деятельности сегодня актуально для литературы, так как главным в творчестве Константина Симонова было утверждение и в литературе, и в жизни идей защиты Отечества и глубокого понимания патриотического и воинского долга. Творчество К. Симонова заставляет каждый раз задуматься, при каких обстоятельствах, каким путем была воспитана наша армия и народ, победившие в Великой отечественной войне. Свой вклад в это дело внесли и наша литература, и искусство, в том числе Константин Михайлович Симонов.
Константин (Кирилл) Симонов родился в 1915 году в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну. Константин отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим А. Г. Иванишев был преподавателем в военных училищах, поэтому вся жизнь семьи была связана с армией...
Интерес и любовь к литературе пробудила у будущего поэта его мать Александра Леонидовна Иванишева, которая много читала, сочиняла стихи. Первые стихи К. Симонов написал в семилетнем возрасте. В них описывается учеба, жизнь курсантов военных училищ.
В 1934 году во 2-м сборнике молодых писателей “Смотр сил” была напечатана после дописывания и переписывания по замечаниям литературных критиков поэма Симонова “Беломорцы” (поэма о строительстве Беломорско-Балтийского канала). Впоследствии впечатления от поездки на Беломор-канал войдут в цикл стихов 1935 года “Беломорские стихи”. Начиная с 1936 года стихи Симонова стали появляться в журналах и газетах, на первых порах редко, затем чаще.
Симонов, как и другие молодые поэты предвоенной поры, опирался, прежде всего, на опыт романтической поэзии о гражданской войне. Отвергая приподнятость, они стремились к романтике мужества, суровых испытаний, преодоления трудностей. Именно в этот период формируется основная тема Симонова — тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, причастные к бурным событиям своей эпохи. Например, поэмы “Победитель” (1937), “Ледовое побоище” (1938). “Суворов” (1939).
Именно поэтому мы бы хотели провести исследование одной из исторических поэм, принадлежащих перу Симонова – «Ледовое побоище».
В 1942 году Н. Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения» Тихонов Н. Певец боевой молодости// Красная звезда, 17 апреля 1942 г.. Л. Финк считает такое определение недостаточно широким, в своей книге о К. Симонове он пишет: «К. Симонов был трибуном и агитатором, он выражал и вдохновлял свое поколение. Потом он стал его летописцем» Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М., 1979. - С.6.. Итак, история в судьбе и творчестве К. Симонова отразилась со всей полнотой и очевидностью.
Сочи- 2015)Сельвян Эрик Артурович
Краснодарский край, город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Секция: литературоведение
Тема: Константин Симонов
Научный руководитель: Дихтярь Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Первая часть.
"...Страшись, о рать иноплеменных!России двинулись сыны;Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.Сердца их мщеньем зажжены.Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!Ты в каждом ратнике узришь богатыря,Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженьяЗа Русь, за святость алтаря..."
А. С. Пушкин
В 1995 году в календарь памятных дат России была внесена дата, соответствующая такому историческому событию как Ледовое побоище. 5 апреля по старому стилю и 18 апреля по стилю новому русские воины под предводительством Александра Невского нанесли сокрушительное поражение рыцарям Ливонского ордена на Чудском озере. На самом деле дата 18 апреля возникла из-за определённого рода неточности. Дело в том, что на момент Ледового побоища – 1242 год разница между «старым» и ещё не существовавшим тогда «новым» стилям должна была составлять около семи дней. Однако использовали разницу в 13 дней, как присущую правильной дифференциации стилей для XIX-XXI веков. То есть, празднование победы Александра Невского на Чудском озере по новому стилю правильнее было бы проводить 12 апреля. Но 12 апреля в России, как прекрасно известно, «занято» другими важными датами, а потому временнУю неточность вполне можно представлять как достаточно удачную…
К. Симонов родился в 1915 году, начал печататься в 1934 году. Армия и поэзия уже с раннего детства формировали интересы К. Симонова, его судьбу, его духовную личность.
В автобиографии К. Симонов пишет: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец был военным - и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий» Симонов К. Три тетради. М.: Воениздат, 1964. - С.584.. Особенности этого быта и нравственные уроки, усвоенные в детстве и юности, К. Симонов позднее опишет в двух поэмах 50-х годов: «Иван да Марья» и «Отец». А.Г. Иванищев, отчим Симонова, воспитывал его с пятилетнего возраста и, будучи кадровым военным, передал ему свое отношение к жизни: суровые нравственные требования и твердую убежденность в том, что настоящий солдат - непременно хороший человек.
Уже первая поэма К. Симонова «Беломорцы» раскрывает черты творческого стиля К. Симонова, которые и позволили ему стать выразителем настроений военного поколения, - отсутствие попытки упростить жизненные обстоятельства, чуткость в восприятии проблем и особенностей современности, активная открытость на события дня.
Поворот к исторической тематике - один из характерных признаков развития русской советской литературы в 30-е годы. К. Симонов вносит в историческую поэму того времени военно-патриотическое содержание. Обычно писатели обращаются к исторической теме, чтобы осмыслить аналогичные события современности, таковыми были и мотивы К. Симонова при написании поэмы «Ледовое побоище». На заседании в журнале «Литературная учеба», посвященном разбору его поэмы, К. Симонов говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны… что за нашими плечами, за плечами русского народа стоит многовековая борьба за свою независимость» «Литературная учеба», 1938, №3. - С.100-102..
Итак, К. Симонов обращается к исторической теме, чтобы напомнить своему поколению о прошлых боях и победах русского народа перед угрозой наступающего фашизма. При этом он рассматривает исторические события именно с той стороны, которая в то время представлялась особенно актуальной и значимой, не нарушая при этом принципа исторической правды. Л. Финк пишет: «Симонов не стремился к полному изображению исторических событий и лиц, а тем более к изображению их «внутреннего мира». Он написал поэму-призыв, поэму-предостережение, и пророчески-публицистическая направленность определяет ее очевидную ценность. Ведь несомненно, что, рисуя цепь исторических событий, Симонов сумел перешагнуть границы обозначенных им дат» Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М., 1979. - С. 37-38..
Из адаптированного перевода летописного текста:И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечного, и замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда: весь покрылся он кровью.
Один из тактических ходов Александра Святославича связан с тем, что он сделал всё для того, чтобы, если можно так выразиться, дезинформировать противника, который так и не смог определиться с главной силой русского войска 773 года назад. Дело в том, крестоносцы не смогли провести полноценную разведку на местности, так как на своём пути встретили отряды русских лучников. В итоге рыцари не получили информации о расположении русской тяжёлой конницы, которая в конечном итоге внесла немалый вклад в победу в Ледовом побоище.
Передовой полк войска Александра Ярославича с боем затягивал вглубь русских позиций немецкий клин («кабанью голову»). Рыцари теснили воинов передового полка к другому полку, называемому «челом». В итоге немецкие крестоносцы оказались с двух сторон зажатыми клиньями пеших и конных воинов, а дорога вперёд была перекрыта скованными подводами, укреплёнными камнями. Удар с флангов по «свинье» с одновременной атакой засадного полка разрушил строй рыцарей, посеял в их рядах панику. Сбрасываемые из сёдел немецкие рыцари превращались в неповоротливые мишени и гибли под ударами сразу с нескольких сторон.
Ледовое побоище – одна из тех битв в истории Российского государства, которая на протяжении многих поколений описывается авторами самых разных исторических учебников и учебных пособий, причём вне зависимости от существующего в стране строя и курса руководства. При этом битва на Чудском озере, в которой праздновала победу дружина князя Александра, что примечательно, описывается в схожем ключе как историками, которых сложно упрекнуть в либерализме, так как историографами, тяготеющими к либеральному отображению исторических событий. Однако находятся и те, кто готов привнести свои «нюансы» в описание хода битвы. Слава богу, не доходит до «новомодных» в определённых кругах бредней в стиле того, что победу в Ледовом побоище одержали не русские дружины, а «этнические новгородцы и владимиро-суздальцы».
Симеоновская летопись, рассказывающая о ходе Ледового побоища, повествует о том, что «около 800 рыцарей и без числа чуди» во время сражения были убиты, ещё около 50 рыцарей попали в плен к войскам Александра Невского. Причём само попадание в плен можно считать историческим событием, ведь рыцари, учитывая нравы Ливонского ордена, были обесчещены тем, что их провели связанными – пешим строем - рядом с их же конями, что считалось величайшим унижением для дававших рыцарский обет.Кстати, уже сейчас приходится сталкиваться с весьма оригинальными трактовками, в которых хотя и утверждается, что дружины Александра Невского праздновали победу, но якобы немецкие рыцари под лёд не проваливались, и что всё это «художественный вымысел поздних лет». Оно, конечно… Современным-то «историкам», спустя 773 года после того события «виднее», имело ли место растрескивание льда на Чудском озере под немецкими рыцарями или не имело.
Кстати, о так называемой сиговице. Об этом названии полыньи на Чудском озере стало относительно широко известно после работы на месте сражения группы экспертов (историков и археологов) из северной столицы. Один из вопросов, который стоял перед специалистами – выяснить причину того, почему лёд, толщина которого на озере в XIII веке в начале апреля могла превышать полметра, треснул под «псами-рыцарями». При обычных условиях такая толщина льда могла преспокойно выдерживать несколько сотен человек, одетых в латы. Как выяснилось, на Чудском озере есть несколько мест, в которых могут образоваться полыньи даже в тех местах, вокруг которых лёд весьма крепок и толст. Название сиговицы полыньи получили в связи с тем, что ещё с древних времён именно через них ловили сига. Вполне возможно, что русские воины знали о местах расположения сиговиц и использовали свои знания для того, чтобы заставить противника отойти именно туда. Историки говорят о том, что это всего лишь предположение, но это предположение на самом деле многое объясняет относительно того, как крестоносцы могли уйти под воду при достаточно внушительной толщине льда.Ледовое побоище 1242 года вошло в российскую историографию как одно из примечательных сражений отнюдь не случайно. Главная причина – даже не столько в том, что именно русские ратники разгромили противника, ведь побед русского оружия и в других битвах, часто не так активно освещаемых в исторической литературе, было немало. Главная причина – это поистине блестящий тактический ход и стратегический «подарок» противнику, приготовленные Александром Ярославичем. Чёткий боевой порядок, слаженность отдельных подразделений русского войска, использование разведданных, фланговых атак, тактика сцепленных подвод, знание местности (в т.ч. и мест расположения так называемых «сиговиц» - особо вида полыньи, образующейся под воздействием движения грунтовых вод в основном объёме воды Чудского озера), мужество воинов и полководческий талант молодого (20-летнего) князя – всё это сыграло свою роль в победе.Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались целые столетия. Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии.
Л. Финк пишет: «В сознании основной массы молодежи 30-х годов накаленная политическая обстановка, связанная с постоянным ожиданием фашистской угрозы, не оставляла места для мещански-потребительского отношения к жизни, превращала готовность к самопожертвованию в естественную норму повседневного поведения. В этом, скорее всего, была даже известная односторонность: единство общего и личного обычно воспринималось как полное растворение личного в общем, как отречение от личного» Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М., 1979. - С.22.. Поколение К. Симонова ценило мужество как самое ценное и нужное качество людей. Мужество - это символ времени, к нему обращали свои мысли и М. Кольцов, и И. Эренбург, и, конечно, К. Симонов.
Предупреждая о приближающейся войне, К. Симонов в заключение поэмы «Ледовое побоище» говорит и о высокой цене победы над фашизмом:
Когда-нибудь, сойдясь с друзьями,
Мы вспомним через много лет,
Что в землю врезан был краями
Жестокий гусеничный след.
Что мял хлеба сапог солдата,
Что нам навстречу шла война,
Что к западу от нас когда-то
Была фашистская страна.
Настанет день, когда свободу
Завоевавшему в бою,Фашизм стряхнувшему народу
Мы руку подадим свою.
В тот день под радостные клики
Мы будем славить всей страной
Освобожденный и великий
Народ Германии родной Цит. по: Л. Финк. Константин Симонов. Творческий путь. - М.: Советский писатель, 1979. - С.38..
Симонов искал в военном опыте прошлого драматизм героических событий, трагическое в судьбах и характерах людей. Думается, именно поэтому его поэзия и готовила по-настоящему людей к будущим войнам, помогая формировать не бездумную уверенность в легкой победе, а готовность ради этой победы пройти самые суровые испытания.
Мужество героев К. Симонова рождается в лишениях, стойкость - в трудностях.
(Сочи- 2015)
Сельвян Эрик Артурович
Краснодарский край, город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Секция: литературоведение
Тема: Константин Симонов
Научный руководитель: Дихтярь Ирина Игоревна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 15 им. Н.Н. Белоусова
Вторая часть
Я, как в жизни, спутал в своем рассказе
и важное, и пустяки,
но товарищи скажут,
что все это правда...
К. Симонов
Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Понятие войны в форме метафоры встречается у Симонова, но не очень часто. Это бывает, когда нужно сказать о неотвратимой неизбежности войны, когда она еще не наступила. Об этом говорится в поэме: " Но через час уже подмога//Вдоль узких улочек псковских//Прошла кровавою дорогой,//Топча убитых и живых». Или когда автору необходимо дать собирательный образ войны: Два дня, как Псков потерян нами,//И видно на сто верст окрест -//Над башней орденское знамя://На белом поле черный крест". Все свое внимание Симонов концентрирует на тяготах войны: "Бросали дом и скарб и рвались//Из Пскова в Новгород", — пишет он в поэме. В поэме все время ощущается противоборство двух сил: "…Всегда//Врагам России доставались//Одни пустые города". Это противоборство подчеркивается удачной метафорой: "Ливонцыв глубь Руси прорвались,//Дошли до Луги, Тесов пал.//
Под самый Новгород, бахвалясь,//Ливонский мейстер подступал." Константин Симонов представляет войну в виде механизма, бездушного, перемалывающего все живое. Так часто употребляются метафоры "Он хвост боярам прищемил", "с топорами лезли в спор". Война идет уже давно, и в ней что-то автоматизировалось. Искусство ведения войны заключалось в овладении "машиной войны". Движение войны выражается в виде длительного действия какого-то существа, с которым нужно бороться, что и делали наши солдаты. Они "Послали тех людишек ратных,//С которыми он шведа бил." Война здесь олицетворяется при помощи развернутой и повторяющейся метафоры — "Пусть черт возьмет меня в геенну", "Под топорами боевыми//Все остальные полегли", и это не случайно у Симонова. В образной форме показано, что князь и дружина не просто участники войны. Они ведут борьбу против нее самой, и в этом содержится глубокий смысл, так как, еще продолжая воевать, наша страна, уничтожая фашизм, вела борьбу за мир. Писатель рисует обобщенный образ войны, ее обычное, характерное состояние. "напомним день паденья//Последних орденских знамен,//Когда, отдавший все владенья,//Был Русью Орден упразднен." Олицетворение войны дает образ чудовища, хищника. "Мне жаль солдат.// Но раз ты прибыл//Чужой порядок насаждать -//Ты стал врагом. И кто бы ни был -//Пощады ты не вправе ждать.", — думает князь. В поэме образ чудовища относится и к ливонской армии: «Сидит ливонец в черных латах//С крестами в десяти местах.//Сидит надменно, как на пире,//Поставив черный шлем в ногах» Противостоящей силой чудовищу войны в поэме является собирательный образ гиганта, русского богатыря, олицетворяющего народ. В частности, появляется образ русского воина. «И запинающимся шагом//Онцыфор в Новгород пошел.//Да будь хоть перебиты ноги,
В дожде, грязи и темноте//Он две, он три б таких дороги//Прополз молчком на животе» Симонов создает образ человека на войне. "Онцыфор весь остаток дня//Гнал в Новгород, не отдыхая,//От пены белого коня.". Одушевляется также в поэме и дружина, причем о ней говорится, как о едином существе, вмещающем в себя судьбу каждого бойца. «Они ползут. И глуп тот будет,//Кто слишком поздно вынет меч». "Ледовое побоище" демонстрирует нам образец армии и ее командиров, В подтверждение этого автор пишет афористические фразы: "Руси ливонцам не видать!//… Чтоб им под зад коленкой дать."; "Псков поднимался головою"; "Во чистом поле воевать". При индивидуальной оценки князя Симонов использует необычные сравнения. Например, «Сам князь,… Скакал прямым путем…// Опередив полки свои". Это сравнение не случайно, так как военную операцию он старался подготовить как можно искусней и провести ее для своей армии как можно безболезненней. В описании боя у Симонова обычно преобладает зрительное или слуховое восприятие его очевидцами. При передаче грохота боя возникает такой звуковой образ: "плеткой в воздухе махнул". Это олицетворение боя опять повторяется: "Двумя рядами конных башен//Они врубились напролом." Писатель отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное. В то же время Симонов подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на поле брани и в тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Этим и объясняется использование военной символики даже там, где речь не идет непосредственно о войне. Например, переживая гибель народа, князь думал: "И тот, кто рисковал сегодня, -//Тот всею Русью рисковал." У Симонова образ-символ нигде не выступает навязчиво. Он скрыт, и в него нужно проникнуть. Например, изображая побоище, автор обращает внимание на раздумья князя, которые становится символом человеческой судьбы на войне. "Пускай бояре брешут дружно -//Он видел все, он твердо знал,//Когда полкам засадным нужно//Подать условленный сигнал". Константин Симонов, создавая образ войны, использует разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя.
Список использованной литературы.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М., 1979. - С.6.
Журнал «Литературная учеба», 1938, №3. - С.100-102.
Симонов К. Три тетради. М.: Воениздат, 1964. - С.584.