Технологическая карта организационной учебной деятельности по грамоте на тему Слово.Насекомое (предшкола)


Технологическая карта организационной учебной деятельности
Образовательные области :«коммуникация»
Раздел: Основы грамоты и письма «Слово. Насекомые»
Цель: -помочь детям осознать, что слова звучат.т.е состоят из звуков;
Дифференцировать понятия «звук»-«слово»; -слово может быть коротким и длинным;
-в слове есть начало, середина, конец; звуки стоят в определенном порядке;
-познакомить сз звуковой схемой слов (зв. бусами);
-учить определять кол-во звуков в звукоподражаниях и односложных словах;
-обобщить знания о насекомых; -активизировать словарь по теме; -составлять рассказ по сюжетной картинке;
-развивать связную речь, фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
-воспитывать самостоятельность, активность, бережное отношение к живой природе
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей учет
Мотивационно-побудительный Воспитатель вспомните звуки окружающего мира, обозначить их с помощью звуков человеческой речи
Отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
-пчела-это кто?(насекомое) -дети смотрят картинки
-дети отгадывают загадку:
-пчела Организационно- поисковый Рассмотрите картинки в тетради
-кого вы еще видите?
кто они все?
-что вы произносили?
Все, что нас окружает, имеет название, т.е обозначается словом.
Всему название дано-
и зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно
А безымянных нету!
И все, что только видит глаз-
Над нами и под нами-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Воспитатель задает вопрос:
-вы любите секреты?сегодня мы откроем необычные секреты- секреты слов.
-вы отгадали загадку о пчеле, какой звук пчела издает?
-что она делает, издавая этот звук?
-кто еще может жужжать?
-какие звуки живут в этом слове?
-эти звуки одинаковые или разные?
Вывод:слова состоят из разных звуков-это 1-ый секретик слова.Поютому и говорят: «слова звучат»(они состоят из звуков)
- Воспитатель задает вопрос:
-как вы думаете, все ли звуки нужны в словах?
-давайте проверим.
Замените в слове «жук» звук –ж- на звук –л-.
-что получилось?
2-ой секретик: звуки в словах нельзя пропускать и изменять, иначе меняется значение слов.
- Воспитатель, я назову насекомых,но в их названиях потерялись звуки:...абочка, кома...
-вы знаете таких насекомых?
-какие звуки и куда нужно поставить, чтобы получилось правильное название насекомых?
Вывод:-3-ий секретик-у слова есть начало и конец
В слове может быть много звуков, а может быть мало,т.е слова могут быть длинными и короткими.
Дидактическое упражнение: «длинное и короткое».
-назовите насекомых в тетради, внимательно вслушиваясь в слова.Если слово длинное, соедините его с длинной полоской, а если слово короткое-с короткой.
Задание:под наклейками нарисуйте столько кружочков,ск-ко звуков в слове(на каждый звук-кружочек)-это будут бусинки на ниточке
Физминутка:
кузнечики,
поднимайте плечики,
прыгайте кузнечики,
прыг-скок,прыг-скок!стоп!
сели-травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
Воспитатель спрашивает:
-вы узнали, что звуки мы будем обозначать кружочками, а слова-полосочкой.
-я буду называть слова и звуки.Если вы услышите звук, поднимайте кружочек. А если слово полоску.
- Воспитатель задает вопрос:
-когда мы можем видеть насекомых?
-какое время года на картинке?
-кто прилетел на цветущий луг?
-как вы узнали, что это насекомые?
-что делают бабочки?
-кто собирает нектар с цветов?
-что делает кузнечик?
-для чего нужны насекомые? дети смотрят картинки
(жук, оса, шмель, бабочка, комар, муравей, стрекоза)
-насекомые
-слова
-Дети отвечают:
-ж--ж-
(жужжит)
-жук
Ж-ж-у-у-у-к-к
-все
-лук
-Работа в азбуке-тетради, дети наклеивают картинки бабочки и комара.
-Работа со схемой:
-Дети отвечают:
-весной,летом, осенью
-есть, головка,брьшко,4 прозрачных крылышка,6 ножек
-прыгают с цветка на цветок
-пчелы
-прыгает в траве стрекочет
-они опыляют растения и являются кормом для птиц Рефлексивно-корригирующий Итог занятия
-назовите полезных и вредных насекомых.
-что значит слова звучат?
Игра «Собери слово» Дети отвечают:
-они состоят из звуков Ожидаемые результаты:

Знать: что слова состоят из звуков
Иметь: представление как составлять рассказ по сюжетной картинке;
Уметь: Дифференцировать понятия «звук»-«слово»;