Конспект к презентации мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традиционной народной оряпичной куклой
Мастер-класс для детей и взрослых
«Тряпичная кукла русского севера»
в рамках реализации проекта
«Куклы из бабушкиного сундука»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкальная, коммуникативная, восприятие предметов декоративно-прикладного творчества и фольклора.
Цель: знакомство с традиционными русскими народными тряпичными куклами; использование в работе с детьми элементов этнопедагогики.
Задачи: прививать любовь и уважение к народным традициям и ремеслам; учить детей делать традиционную тряпичную куклу русского севера «Северная Берегиня»; формировать оценочное отношение к народному творчеству; учить со-действию, со-творчеству со-переживанию средствами игровой деятельности.
Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о русских народных рукоделиях, тряпичных куклах; умеет инсценировать игровые песни, обсуждает совместные действия, знает последовательность изготовления тряпичной куклы Северная Берегиня , умеет ее делать, использует изготовленные поделки в свободной игровой деятельности.
Материалы и оборудование: Сундучок; пейзажи севера России, иллюстрации с изображениями русских тряпичных кукол,; лоскуты ткани 6х18 см (по 7 полос на каждого участника) см, 13х13см, нитки х/б № 10, ножницы, ленты шириной 3-5 мм, ноутбук, проектор, экран.
Содержаниеорганизованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
Слайд 2
Здравствуйте, Девицы-красавицы да Добры Молодцы! Проходите, присаживайтесь, поудобнее рассаживайтесь. Пришли поиграть-позабавиться, уму-разуму набраться, рукоделием заняться?!
Слайд 3
Вот и пришла Весна-красна в наши края, самое время в поле выходить, работы работать. А на Севере далеком природа только пробуждается, от зимы просыпается. Есть еще времечко детишек наших порадовать да куколку мастерить.
Непосредственно образовательная деятельность
Слайд 4
На Севере русском в волости Архангельской, где уже лен не растет, каждая тряпица да лоскуток ценились на вес золота, там и появилась эта куколка, сделанная из самых остаточков, ладная да задорная, Северной Берегиней называется.
А рассказали про эту куколку люди грамотные да сведущие, этнографами прозываются, из Архангельской школы ремесел.
Слайд 5
Для куколки этой пригодятся лоскуточки разные, разноцветные, семь полосочек, в две ладони длиной, в пол-ладони шириной, нитки крепкие, чтоб лоскуточки перевязать, да квадратный лоскуток в две ладони - на платочек.
Слайд 6
По длине сложили полосочку, да края в середину спрятали. Пальчиками погладили-пригладили.
Слайд 7
Все полосочки приготовили. Да стопочкой сложили. Пополам перегнули, середину определили.
Слайд 8
На два пальчика от середины отступили, взяли ниточку да обвязали по солнышку. Вот и голова у нашей куколки появилась.
Слайд 9
Теперь ручки нашей куколке делаем: платочек взяли, уголок спрятали да края загнули, пополам сложили, отступили на полпальчика, да крепкой ниткой перевязали.
Слайд 10
Вторую ручку также делаем.
Слайд 11
Берем платочек-ручки да на голову куколке нашей накидываем, пригладили, поправили, ниточкой перевязали.
Куколку делали да приговаривали.
Куклы вы мои безрукие,
Куклы вы мои безликие,
А люблю-то я вас больше всех,
А целую-то я вас крепче всех.
Так говаривала Авдотья Федоровна Катурникова (информатор) из села Лещуконье, волости Архангельской.
Слайд 12
По преданиям старинным, если сделаешь с душой да чистым сердцем, то будет эта куколка нас охранять и наших детушек оберегать. Вот такая она Северная Берегиня.
Рефлексия
Эта куколка в ладонь, хотя и не потребовала от нас особых усилий в изготовлении, - крепкой ниточкой связывает между собой прошлое, настоящее и будущее. Эта куколка - живое средство общения и приобщения дошкольников к народному культурному и историческому опыту. Эта куколка, а через нее обширнейший пласт народного творчества на наш взгляд несомненно способствует амплификации (обогащения) детского развития, создает благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
946785209550