НОД Развитие речи Поздняя осень
НОД «Развитие речи»
«Поздняя осень»
Цель: Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- образовательная – Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе. Закреплять навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Расширять словарный запас по теме «Осень».
- развивающая – Создать условия для развития мышления, памяти, воображения. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- воспитывающая – Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.
П.О.О: «Познавательное развитие»
И.О.О: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Оборудование: письмо от Мышки, мультимедийное оборудование, игрушка Мышка, «Волшебные часы», мяч, листы бумаги, простые и цветные карандаши.
Ход НОД
I. Организационный момент.Воспитатель:- Ребята, я очень рада вас видеть.
Сюрпризный момент: «Письмо от Мышки».
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам в детский сад письмо. Как вы думаете, кто мог написать нам это письмо?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Вы правы, это письмо от Мышки. Он сочинил для вас загадку. Хотите послушать?
Дети: Да!
Воспитатель: Наступили холода,
Часто дует ветер,
Дождик моросит,
Листья опадают,
Птички улетают,
Когда это бывает?
Дети: Осенью!
II. Основная часть.
Воспитатель: Правильно, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Попробуем составить небольшой рассказ по картинке?
Дети: Да!
Воспитатель: Каждый из вас попробует назвать по одной примете осени. Постарайтесь быть внимательными и не повторяйте то, что уже назвали другие. (Дети составляют предложения по цепочке).
Наступила осень.
Дни стали короче, а ночи длиннее.
Солнышко светит, но не греет.
Листья желтеют и опадают.
Начался настоящий листопад.
Небо затянуто тучами.
Птицы улетают в теплые края.
Часто идут дожди.
В лесу растут грибы.
Многие животные готовятся к зиме.
Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением осени и зимы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь вы можете увидеть разные картинки, выберите, пожалуйста, картинки с изображением осени.
Дети выбирают картинки с изображением осени и объясняют свой выбор.
Вдруг слышится стук в дверь. Появляется Мышка( игрушка или персонаж в костюме).
Мышка: Ребята, у нас в Сказочном лесу стало очень грустно, наступила осень, постоянно моросит дождик. Нам со зверюшками нечем заняться, скучно нам стало, вот я и пришла к вам в гости, чтобы вы меня научили в разные игры играть, и чтобы скука исчезла!
Воспитатель: Ребята, поможем Мышке скуку осеннюю развеять? Научим ее в игры интересные играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда поиграем в первую игру, она называется «Назови ласково».
Игра «Назови ласково»
День – денек Дождь – дождик
Солнце – солнышко Гриб – грибочек
Ночь – ночка Туча – тучка
Лес – лесок Листья – листочки
Куртка – курточка Плащ – плащик
Зонт – зонтик Птица – птичка
Мышка: Здорово! Я думаю, ребята, эта игра очень понравится Зверюшкам.
Воспитатель: Мышка, есть еще одна очень интересная игра, она называется «Волшебные часы». (Показывает Мышка часы).
Игра «Волшебные часы»
На часах стрелка движется по кругу и останавливается на картинках. На какой картинке остановится стрелка, тот предмет надо назвать во множественном числе.
Дерево – деревья Ветка – ветки Куртка – куртки
Гриб – грибы Туча – тучи Плащ – плащи
Птица – птицы Цветок – цветы Дождь – дожди
Лист – листья Куст – кусты Облако – облака
Воспитатель: Ребята, хотите немного отдохнуть? Давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка «Листопад»
Листопад, листопад,
Листья желтые летят. (Дети поднимают вверх листочки и качаются вправо, влево).
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад. (Выставляют ноги вперед на носок поочередно. Руки с листочками перед собой).Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг. (Дети чертят круг руками над головой).
Желтый дом, желтый двор,
Вся земля желта кругом. (Плавно взмахивают руками с листочками, кружатся).
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна. (Руки перед собой – руки в стороны с листочками).
Мышка: Какие интересные игры! Я научу этим играм зверюшек, и нам не будет скучно!
Воспитатель: Мы очень рады за тебя! Ребята, расскажем стихи об осени, которые мы с вами выучили? Мышка назовет приметы осени, которые он услышит с этих стихах.
Дети: Да!
Дождик
Дождик, дождик моросит осенний,
Сеет дождик через сито дым серый,
Дождь – художник: он рисует лужи,
А на трубах он играет не хуже.
Вот и серый снег пошел, лег густо.
До чего же хорошо и грустно.
(Р.Свор)
-дождик моросит;
-снег пошел (поздняя осень);
-лужи;
-грустно.
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несет…
Листопад, смена времени года,
Листопад, на реке листопад,
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река.
Но дрожит и не может согреться.
(В.Шульжин)
-листопад,
-иней;
-у реки подмерзают бока.
Дарит осень чудеса, И паук – ловкач какой!-
Да еще какие! Тянет сеть куда-то.
Разнаряжены леса Дождь и жухлая трава
В шапки золотые. В сонной чаще ночью
На пеньке сидят гурьбой Непонятные слова
Рыжие опята. До утра бормочут!
(М.Геллер)
-разнаряжены леса;
- на пеньке – опята;
-дождь;
-жухлая трава.
III. Заключительная часть.
Мышка: Ребята, теперь я знаю, чем нам со зверюшками заниматься, мы будем искать приметы в стихах, и нам не будет скучно! Спасибо вам, ребята, за чудесные игры!
Воспитатель: Ну что же, Мышка, мы с ребятами очень рады за тебя. Желаем тебе счастливой дороги, а чтобы ты не заблудился по пути, наши дети нарисуют тебе дорожку к твоему дому в Сказочном лесу.
Мышка: Спасибо, вам ребята! До свидания!
Дети: До свидания!