Статья Охрана и укрепление здоровья учащихся начальных классов во внеурочной деятельности


Охрана и укрепление здоровья учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.
Введение.
В условиях современной природной и социально- экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников. Всё большее количество детей приходят в школу , уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребёнка в школе, его здоровье ухудшается ещё больше. По статистическим данным, в России 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза– с заболеваниями органов желудочно – кишечного тракта. Учёные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Медицинское обслуживание детей в нашей школе возложено на офис врача общей практики По итогам медосмотра в текущем году в начальных классах выявлено 2 человека с нарушением осанки (сколеоз).
Сбережение здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способах его формирования и сохранения. Сложившая ситуация в области психического, физического, социального, интеллектуального, нравственного здоровья говорит о необходимости принять меры на государственном уровне – принятие государственной программы, определяющей направления в области здоровьесбережения, педагогической и управленческой деятельности работников образования. Главная цель всей работы по здоровье сбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек и т. д.. В нашей школе воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют различные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своём здоровье, о влиянии на организм вредных привычек, встречи с мед. работниками, анкетирование среди родителей, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Вдвойне полезны занятия весёлой физкультурой, когда в них участвуют мама и папа. В школе прошло мероприятие
« Мама, папа и я – спортивная семья».
Спортивные мероприятия проходят в спортивном зале и на спорт. площадке. Нагрузки спортивного профиля соответствуют возрасту, состоянию здоровья (все дети в основной группе) и физической подготовленности обучающихся. Многие мероприятия проходят на свежем воздухе в любое время года, если позволяют метеоусловия.
Дети с удовольствием занимаются в спортивном зале и на площадке. По новым Стандартам спортзалы должны быть оборудованы раздевалками, снарядами, душевыми и туалетами. В нашей школе этого нет. Игровой и спортивный инвентарь в малом количестве и очень старый. Также нет полноценной спортивной площадки для занятий на улице. Это одно из противоречий.
По новым ФГОС в нач. классах ведётся и внеурочная деятельность по пяти направлениям. Одно из направлений – это спортивно- оздоровительное. Оно включает в себя модули: «Мир игр», «Азбука здоровья», «Лёгкая атлетика». Инфраструктура школы не в полной мере позволяет нам выполнять все требования к организации внеурочной деятельности. С введением часов внеурочной деятельности увеличилось количество часов в начальной школе, увеличилась нагрузка на учеников.
Правильно организованное рациональное питание является важным оздоровительным фактором. Но в нашей школе не работает столовая из-за отсутствия повара. Учащиеся остаются без своевременно полученного питания, что отражается на их здоровье. В зимний период наблюдается нарушение воздушно- теплового режима в классах и спорт. зале. Это тоже сказывается на здоровье учащихся.
Некоторые дети приходят в 1 класс с дефектами в речи. Другие же дети, подсмеиваясь над ними, наносят вред их психическому здоровью. Неправильное произношение звуков влечёт за собой орфографические ошибки в тетрадях. Чтобы научиться правильно произносить звуки, нужен логопед, но из-за малого количества учеников он не положен по штату. Родители, которые обращались за помощью к районному логопеду, самостоятельно не справляются с этой задачей.
В настоящее время наблюдаются противоречия между теорией и практикой по реализации здоровьесберегающих технологий. Они заключаются в том, что их использование должно быть систематичным, последовательным, грамотным, но ещё не разработан эффективный механизм внедрения технологий в учебный процесс. Попытки реализации отдельных оздоровительных форм оказываются недостаточными для достижения цели.

Проблема: Недостаточно создано условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Цель: Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
1) Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения.
2) Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиены.
3) Способствовать формированию навыков позитивного коммуникативного общения.
4) Учить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье.
5) Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, работа по профилактике вредных привычек.
6) Привлекать родителей к организации и проведению мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.
- знают правила питания и личной гигиены.
- имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека.
- знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
- у учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
- родители принимают активное участие в организации и проведении мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Основная часть.
Для решения этих задач необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Виды технологий:
1. Медико-гигиенические технологии. К ним относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание. Тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и др. качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуется в работе секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это – обустройство пришкольной территории, и зелёные растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Именно комплексное использование современных технологий может обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребёнку, учесть индивидуальные особенности каждого ученика, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об образовании». Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Говорить о режиме дня начинаем с 1 класса. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Профилактика заболеваний, контроль за состоянием здоровья детей, выступление на родительских собраниях, советы, рекомендации – всё это лежит на плечах как медработников, так и учителей. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. С вхождением в ФГОС учащиеся нач. школы проходят тестирование у психолога 2 раза в год.
Большое внимание во внеурочной работе уделяется рационально составленному расписанию дополнительных занятий, где учитывается динамика изменения физиологических функций и работоспособность учащихся на протяжении учебного дня и недели. Ухудшение работоспособности учащихся младших классов приходится на разные часы дня и недели, что учитывается при планировании внеурочных занятий. Вторник и среда – дни оптимальной работоспособности. Пятница и суббота – низкий уровень.
Исходя из нагрузок во время общеобразовательного процесса, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Учитывая это, классные руководители в своей внеурочной работе применяют демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности. Ребята, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием участвуют во внеклассных и общешкольных мероприятиях. Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.
Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация походов, экскурсий. Мы проводим экскурсии на природу, в библиотеку, в музей, на почту. Важное место в плане учителя занимают экскурсии на природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учеников, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.
В сегодняшних условиях в нашей школе мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своём здоровье.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в учебно- воспитательном процессе школы и в своих классах. Родители привлекаются к проведению внеклассных мероприятий. Они активно участвуют в различных праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях, днях здоровья. Тесная связь с родителями даёт возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся. При организации и
проведении всех внеурочных мероприятий используется технология дифференцированного обучения. Для начальных классов применяются различные формы и методы игровой технологии.
Контрольно- оценочный блок.
1. Диагностика психолога(2 раза в год).
2. Медицинское обследование(ежегодно)
3. Ведение диагностической карты здоровья.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Участие в спортивных соревнованиях.
7. Рефлексия учащихся.
Ресурсный блок.
Я работаю в Балахоновском филиале ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино. Школа построена в 1967году и не соответствует современным требованиям СанПиНа. В последнее время стала пополняться материально-техническая база. В школу поступили компьютеры и ноутбуки, мультимедийная установка, методическая литература, подключили Интернет. Учителя проходят курсы повышения квалификации.
Для решения поставленной цели так же необходимо:
- наличие современного спортивного и игрового оборудования.
- наличие полноценной спортивной площадки для занятий на улице.
- соблюдение воздушно- теплового режима в зимнее время.
- наличие логопеда.
- организация питания учащихся.
Заключение.
Вывод:
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Мы должны научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Для этого мы должны комплексно использовать современные здоровьесберегающие технологии. И если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
Карасева Т.В.Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий. – «Начальная школа» №11, 2005.
Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра. «Начальная школа» №6, 2006.
3.ОщепковаТ.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. «Начальная школа» №8, 2006
Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. «Вако»,2007.
Нормативные документы

Закон РФ об образовании
Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
Интернет ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области