Проект по познавательному развитию Осень, осень в гости просим.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНЬКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
-133352593340Проект во второй младшей группе «Осень, осень, в гости просим!»
Воспитатель: Грачева С.Е.
2016 г.
.
Тема: «Осень, осень, в гости просим!»
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой
Участники проекта: дети младшей группы , воспитатели , родители,.
Срок реализации: три недели
Актуальность проекта:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.
Цель проекта: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи проекта:
•дать элементарные представления об осени, как времени года.
•вызывать интерес к исследованию природы родного края.
•формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя.
•Побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов.
•Развивать творчество.
Предполагаемые результаты:
Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
Форма реализации:
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры.
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
использование DVD для просмотра презентации об осени;
работа с родителями.
Используемые виды деятельности:
Познавательно-исследовательский;
Игровой;
Чтение художественной литературы;
Продуктивный;
Труд ;Коммуникативный;
Двигательный;
Музыкально-художественный;
Продукт проектной деятельности.
•Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?»
• Музыкальный досуг «Осень, осень, в гости просим!»
Содержание проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель:
Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями:
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Что нам осень подарила».
2. этап. Практический.
Образовательные области. Задачи Виды детской деятельности.
Познание Расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных в условиях данного сезона. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; =
Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов, рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Воспитывать чувство благодарности к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
Поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта свойства предметов. Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.
Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев Ознакомление с природой:
беседы: «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса».
«Жизнь природы осенью», «Овощи и фрукты на нашем столе». Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада
Загадывание загадок о фруктах.
Беседы: «Где растут фрукты?», «Для чего нужно кушать фрукты?», «Где спрятались витамины?» «В осеннем лесу», «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»
«Что растет на огороде, в саду», «Чем полезны овощи и фрукты?».
Экспериментирование «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком».
«Тонет – не тонет».
Дидактические игры «Что где растет», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты», «Чего не стало», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек». «Времена года», «Собери картинку», «Расскажем мишке о красоте осенней природы», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки», «Что где растёт».
Социально –коммуникативное развитие Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Наш огород», «Овощной магазин», «Делаем салат», «Готовим овощной суп».
Совместное украшение группы к осеннему празднику.
Сбор природного материала на прогулке.
Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.
Игра «Шкатулка с осенними сказками»
Речевое развитие Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;.Задачи логоритмики: расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания; упражнение в сличении предметов по цвету и форме; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений. Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов .Игры: Дид. игра «Чьи листья» «Подбери предметы к признакам». «К нам пришла осень» Ответить на вопросы по теме «Осень».
Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Чтение художественной литературыПословицы, поговорки, загадки об осени.
Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Золотая осень». Н. Сладков « Осень на пороге», М.Лесовая «Листья солнцем налились» . Пальчиковая гимнастика «Компот»
Художественно-эстетическое развитие Читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.
передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.
формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки.
Ю. Тувим «Овощи», Р.Н.С. «Вершки и корешки», М. Дружинина «Весёлый огород», В. Степанов «Был у зайца огород», В. Сутеев «Яблоко», Е. Бацева «Сказка про фрукты». Н. Егоров «Листопад», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Прячутся», М. Садовский «Берёзы», И. Бунин «Листопад», В. Авдиенко «Осень».Разучивание: песня «Осень», «Дождик» , «Ёжик». танец «Листочки», «Рябинки», «Опята»
Рисование «Осень». Аппликация «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла…» Лепка «Консервируем фрукты»
Рисование-Витамины, Рисование- Овощи в корзине, Аппликация-Яблоки и ягоды,
Бумажный театр «Репка». Конструирование из бумаги «Яблочко».
Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
Физическое развитие Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.
Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением Подвижные игры «Огуречик, огуречик», «Перенеси овощи из обруча в обруч», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были, что делали», «Повтори движения» (трудовые действия: полив, копание, срывание). Подвижные игры «Ветер и листья», «Осенью», «Найди свой домик».
«Перенеси фрукты из обруча в обруч», «Перелет птиц», «Солнышко и дождик», «К названному дереву беги».
Пальчиковые игры «Падают листья», «Это деревья в лесу», «Дождик». «Мы капусту рубим», «Заяц и кочан капусты».
«Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Корзинка».
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из природного материала;
- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
3-й этап – заключительный.
•Поощрение участников выставки «Что нам осень подарила»
•Подведение итогов проекта.
Ожидаемый результат:
Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
- большое количество овощей и фруктов;
- осенние приметы и явления;
- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
- в свободной деятельности широко применяют пение песен ;- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.
3. Заключительный этап:
- оформление выставки детских работ: «Осень»;
- оформление выставки «Что нам осень подарила» (совместно с родителями);
- развлечение «Осень, осень в гости просим!
«Вот и осень наступила»
«Прогулка на участке осенью»
3244215599440
Выставка осенних поделок из природного материала.
31203903847465
Пальчиковая гимнастика.
Рассматривание овощей
Кукольный театр «Репка»
Дидактические игры.
-1080135-2197103768090-219710
1663065513715
Сюжетно-ролевые игры
30060904352290
1529715675640-1148080667385 Самостоятельная художественная деятельность
Чтение художественной литературы
Музыкальный досуг
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот. фруктов нужно много. Вот:
Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить.
Попеременные удары ребрами ладоней по столу.
Отожмем лимонный сок,
Интенсивное сжимание-разжимание кулачков
Слив положим и песок.
Ритмичные хлопки в ладоши в такт словам.
Упражнение «Дождик» на координацию движения.
Дети.
Дождик, дождик на дорожке
(стучат кулачками друг о друга).
Он намочит наши ножки
(наклоняются, хлопают ладонями по коленям).
Нужно ножки поднимать
(стоя на месте шагают, высоко поднимая ноги).
Через лужицы скакать
(указательный жест правой рукой вправо—вниз, один прыжок на месте).
Вот так, вот так
Через лужицы скакать
(прыжки из стороны в сторону).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(семенящий бег на месте).
Поспешим мы, поспешим,
От дождя мы убежим
(присесть — «спрятаться в домик»).
Упражнение «По грибы» .В. -л. Вышло солнце из-за тучи,
Обогрело лес дремучий.
И в земле грибы проснулись,
Потянулись, встрепенулись.
И давай расти, расти —
Глаз от них не отвести.
Педагог раскладывает на полу бумажные боровики и мухоморы:
За грибами мы собрались,
Но в грибах не разбирались.
Что себе мы соберём?
Что для волка запасём?
Это нам никто не скажет,
Только музыка подскажет.
Под громкую музыку дети собирают боровики «для себя», под тихую — мухоморы «для волка».Упражнение «Грибники» на развитие чувства ритма и координацию движений.
У. -л. «Волчьи» грибы оставим в лесу для волка, а съедобные сложим в корзину и пойдём по тропинке домой.
По узенькой тропинке
Идём гуськом.
Несём грибы в корзинке
И песенку поём.
Дети идут вдоль каната друг за другом, пропевая и делая на каждую ритмическую единицу один шаг под музыку к русской народной песне «Петушок» в обработке М. Красева.
Дети.
Ки-ки-ки, лис-ти-ки.
Ко-ко-ко, сол-ныш-ко.
На-на-на, ти-ши-на.
Ки-ки-ки, гриб-ни-ки.
Артикуляционная гимнастика.
В-ль: Ох, долгий, долгий путь.
Присядем отдохнуть.
Дети садятся на коврик. Учитель-дефектолог показывает предметные картинки (солнышко, дождик, грибок, ветерок), говорит слова и показывает соответствующее упражнение, а дети выполняют.
«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).
«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в верхние резцы: т-т-т-т-т…).
«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая нижнюю челюсть вниз, таким об-разом растягивая подъязычную связку).
«Ветерок»: Подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык лежит на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф…).
Пальчиковая гимнастика.
Дети сидят на стульях.
В-ль:Соберём для мамы осенний букет, но сначала вспомним, какие бывают листья.
Дети. Раз, два, три, четыре, пять
(загибают по одному пальцу в кулак),
Будем листья собирать
(сжимают и разжимают кулаки).
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём
(загибают поочерёдно пальцы в кулак, начиная с большого).
Маме осенний букет отнесём
(«шагают» по ногам средним и указательным пальцами).
Игра «Букет для мамы».
Детям раздают картонные листочки разного цвета от разных деревьев. Пока играет музыка «листочки» (дети) «летают» по залу. Как только музыка останавливается, каждый «листочек» должен найти свою пару — такой же «листок». Выигрывают первые три пары. Затем дети меняются листочками, и игра продолжается. Звучит отрывок из пьесы «Пиццикато» Л. Дешба «Бег».
Релаксация.
В-ль: Устала что-то осень,
Она ложится спать
И приглашает деток
Немножко полежать.
Дети ложатся на ковёр, звучит мелодия «Дождик, дождик, подожди».