Конспект занятия по развитию речи Составление рассказа по картине поздняя осень
Образовательная область: « Коммуникация», «Познание»
Подобласть: Развитие речи
Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень»
Программное содержание:
1)Учить детей составлять небольшой рассказ (из 7-8 предложений), отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем. Продолжать развивать связную речь.
2) Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы
3) Обобщить и систематизировать знания детей о признаках поздней осени
4)Формировать умения делать несложные выводы и умозаключения
5) Совершенствовать навыки монологической речи, умения участвовать в обсуждении темы
6) Формировать умение образовывать прилагательные от существительных
Оборудование: карточки-схемы, картина «Поздняя осень», наглядное изображение деревьев(клен, дуб, береза, липа, рябина, осина), вырезанные изображения животных (белка, заяц, медведь, еж)
Словарная работа: невзрачный,
Билингвальный компонент: поздняя осень -жай куз-, тучи- бұлт, снег-қар
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительная часть
Организационно-поисковая часть
Рефлексивно-корригирующая часть -Здравствуйте, дети! Сәлеметсізбе, балалар!
Сегодня в нашу группу пришла посылка от неизвестного художника!
-как вы думаете что нам мог прислать художник? Правильно, он прислал картины. А вы видите картины посмотрите в нашей группе появились ли картины? Давайте вместе посмотрим и узнаем кто же этот художник.
(подходим к первой картинке-схеме)
-Ребята, что изображено на картине?
В какое время года бывает такая погода?
(по порядку проходим все картины схемы и обсуждаем)
Ребята, присаживайтесь на стульчики, а я размещу эту картинки на доске. Догадались? кто же художник этих картин? Верно, ребята это Осень нарисовала приметы ПОЗДНЕЙ осени.
Давайте с вами вспомним на казахском языке осень? Күз все вместе повторите.Послушайте сейчас я вам скажу новое слово Жай Күз, повторите хором.
-а теперь Ульяна нам расскажет о признаках поздней осени по картинкам, если она что ни будь забудет, то вы ей поможете, поэтому слушайте очень внимательно.
Ты правильно рассказала о изменениях в природе. Действительно, солнце уже не греет, дни стали короче. Природа вокруг нас стало невзрачной.
-Как вы понимаете слово «невзрачный» по другому это слово можно заменить не яркий, пасмурный, хмурый.
Молодец, Ульяна, ты очень полно рассказала о приметах осени.
А сейчас вставайте мы с вами поиграем:
Физ минутка:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к домуУказательный и средний
Безымянный и последний,
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга нам нельзя
(повторим 2-3 раза)
Художница Осень приготовила нам еще один подарок –это большая картина.
Посмотрите на эту картину
-Как можно назвать эту картину?
Художница назвала эту картину «Поздняя осень»
-Что на ней изображено? (деревья, выпавший снег, стог сена, пасмурное небо, затянутое тучами)
-Какое время года и время суток изображено на картине? (На картине изображена осень, раннее утро)
-Расскажите о погоде которая стояла в этот осенний день? (Погода в этот день стояла невзрачная)
-Какие краски использовала художница чтобы нарисовать «Позднюю осень»?
- Вы видите яркие цвета?
-Художница использовала серые, темные, грустные, невзрачные краски.
Туча на казахском языке будет бұлт, а снег қар. Повторите вместе (бұлт, қар)
Художница Осень попросила меня составить рассказ по этой картине. Вот послушайте…
Наступила поздняя осень. Небо становится хмурым. Часто затягивается облаками. Солнце светит, но уже мало греет своими лучами. Деревья сбрасывают листву, но кое-где на ветках остались разноцветные листья. Птиц на деревьях не видно многие птицы уже улетели в теплые края.Налетит холодный осенний ветер и последние листья опадут на землю. Елочки в лесу стоят по прежнему стоят зеленые. Часто поздней осенью дождь переходит в снег, который покрывает траву, кусты, сено. Люди в деревне уже приготовились встречать зиму, они заготовили сено, для домашних животных. Но поздней осенью выпавший первый снег еще быстро тает. Скоро начнутся холода и снег покроет все белым пушистым ковром.
Пришло время немного отдохнуть по музыку.
Музыкальная физминутка.
-А сейчас по пробуйте сами с помощью опорных схем и картины составить свой рассказ о поздней осени.
На картину размещаю животных.
Закройте все глазки… Посмотрите на картине что то изменилось? Кисточка художницы еще раз коснулась картины и на ней появились животные.
-Не забудьте составляя рассказ по картине рассказать об одном из животных изображенных на картине.
(Слушаю рассказы детей)
Использую приемы: подсказ нужного слова, наводящие вопросы, исправление ошибок,
Молодцы, ребята. У многих ребят получилось составить рассказ.
Художница Осень приготовила для вас игру «Угадай какой зонт?»
Я вам покажу изображение дерева, а вы мне скажите какое это дерево и как называется лист с этого дерева. По порядку каждый попробует ответить.
Вы замечательно справились с заданием Осень очень рада что вы знаете листья разных деревьев. Особенно ей понравились ваши рассказы о поздней осени.
Очень интересно вы рассказали о том как животные приготовились к зиме.
Подойдите к столу здесь лежат листья красные, желтые и зеленые.
Если вы справились с заданием и у вас получилось составить рассказ возьмите зеленый лист, если вы затруднялись в составлении рассказа то выберите желтый, а если у вас не получилось составить рассказ выберите красный.
Мне и художнице Осени очень понравилось как вы дружно и хорошо поработали.
Сау болыныз!
Отвечают на вопросы
Ожидаемый результат:
Знать: признаки поздней осени
Уметь: различать листья деревьев, составлять короткий связанный рассказ об осени, образовывать прилагательные от существительного.
Иметь: представления о изменениях происходящих в природе осенью
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Составление рассказа по картине «Поздняя осень»
Разработала: Чуембаева Гаухар
Усть-Каменогорск 2015 год