Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Трудные вопросы орфографии» (в рамках платных образовательных услуг)
Управление образования администрации города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Магнитогорска ИНН/КПП: 7446031440/744601001
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, пр. Карла Маркса, 86,
тел.: 26-05-48 e-mail:
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:
На заседании МО
Зам. директора по УВР
Директор МОУ СОШ № 6
Руководитель МО /Осечкина О.А../
/Михина Н.Н./
/Якименко М.Н./
« » 2016 г.
« » 2016 г.
« » 2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Трудные вопросы орфографии»
(в рамках платных образовательных услуг)
Составители программы:
Егорова Любовь Александровна
учитель русского языка и литературы,
Жукова Влада Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта основного (общего) образования по русскому языку, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31. 07. 2009 г. №103/3404.
Методическое письмо «О преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в 2016-2017 году» (Министерство образования и науки Челябинской области).
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованных письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263).
Учебный план МОУ СОШ №6 на 2016-2017 учебный год.
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта;
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе направлена на:
на формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном;
на организацию их свободного времени;
на их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию;
на выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.(п. 1 ст. 75 Закона об Образовании РФ)
Удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и ФГТ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)."
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы курса по русскому языку «Учись писать грамотно» Чумаковой В.М..
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
В предлагаемом курсе реализован дифференцированный подход к обучению, который выражается в предъявлении теоретического и практического учебного материала на разных уровнях сложности, но не ниже зафиксированного в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы. При этом ученику предоставляется возможность самостоятельного выбора уровня сложности предлагаемого материала, что позволяет освоить курс не только сильному ученику, но и ученику со слабой подготовкой.
Разработанный курс ориентирован на подготовку учеников к формам контроля как на уровне итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы, так и промежуточной аттестации в рамках урочной деятельности.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Содержание учебного курса
1. История письменности. (4 часа)
2. В путь за “главным” правилом. (5 часов)
3. Где же хранятся слова? (5 часов)
4. Из чего строятся слова. (12 часов)
5. Культура поведения и культура речи. (8 часов)
Компетенции
Компетентности, формирующиеся по предмету на уроке
Компетентности, формирующиеся на занятиях ПОУ
- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка.
- освоение необходимых знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
- осознание языка как формы выражения национальной культуры.
– совершенствование коммуникативных способностей;
- расширение знаний о языке, лингвистической литературе;
- обогащение словарного запаса;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.
- обогащение речевой культуры учащихся;
- расширение знаний о правилах использования языка в разных ситуациях общения, нормах речевого этикета;
Учебно-методический комплект
класс
учебник
пособие для учителя
рабочая тетрадь
(пособие для ученика)
КИМы
ЭОР
5
С.И. Львова «Секреты орфографии» - М., М.: Мнемозина 2005
1. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. - М., 2001.
2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2009.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
6. Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! Книга для учителя. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997.
7. Лукина Я.В., Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: Златоуст, 2001.
8. Львова С.И. Там, где кончается слово (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
11. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.
13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.
ЕГЭ 2013. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых задании. ЕГЭ/ Г.Т. Егораева - М.: Издательство «Экзамен», 2013
ЕГЭ-2013. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько,
В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2013
Дополнительная литература и средства обучения
дополнительная литература
Интернет-ресурсы
ЭОРы
Кленицкая И.Я. «Весёлые горошины». Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. М. Новая школа, 1995
Сиднева И.В. Сборник орфографических диктантов. М. Арти, 2001 год
Информация о внесенных изменениях в примерную и авторскую программу и их обоснование
класс
название темы
Примерная программа
Авторская программа
Рабочая программа
обоснование
Нет изменений
Информация о количестве учебных часов
Всего часов – 34 часа, 1 час в неделю
Критерии оценивания
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащихся данного класса.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической и ли одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при наличии 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при наличии 5 орфографические и 4 пунктуационных ошибок. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографические и 6 пунктуационных ошибок, если тех и других имеются однотипные и негрубые.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выставлении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
3. Тематический план
№ раздела
Содержание раздела
Кол-во часов
Контроль
1
История письменности
4
2
В путь за “главным” правилом
5
3
Где же хранятся слова?
5
4
Из чего строятся слова
12
1
5
Культура поведения и культура речи
8
Всего
34
1
4. Календарно-тематическое планирование
№
Урока п/п
Дата
проведения
Содержание урока
Кол-во
Форма проведения занятия
Коррекция
1
Как обходились без письма?
1
рассказ
2
Древние письмена.
1
игра
3
Как возникла наша письменность?
1
творческая работа
4
Меня зовут Фонема.
2
игра
5
Для всех ли фонем есть буквы?
2
рассказ, игра
6-8
«Ошибкоопасные» места
1
инсценировка
9-10
Тайны фонемы
1
рассказ
11-12
Опасные согласные
2
игра
13
На сцене гласные
1
игра, инсценировка
14
«Фонемы повелевают буквами»
1
игра
15
Когда ь пишется, а когда не пишется?
1
рассказ
16
Ваши старые знакомые
1
практикум
17-18
Правила о непроизносимых согласных
2
игра
19-20
Волшебное средство – «самоинструкция»
2
игра, практикум
21
Строительная работа морфем
1
рассказ
22-23
Где же хранятся слова?
2
практикум
24-25
Поговорим о всех приставках сразу
2
рассказ, игра
26-27
Слова – «родственники»
2
игра, викторина
28-30
Кто командует корнями?
2
рассказ, игра,
31-32
«Не лезьте за словом в карман!»
2
игра
33
«Пересаженные» корни
1
работа со словарём
34
Итоговое занятие
олимпиада
5. Лист коррекции выполнения тематического планирования
уроки, которые требуют коррекции
уроки, содержащие коррекцию
дата
№ урока по
планированию
тема урока
причина коррекции
дата
форма коррекции: - объединение по темам (указать какой № урока);
-домашнее изучение, к\р, и др.
утверждение зам. директора по УВР
6. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
знать/понимать
основные единицы языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
работать со словарями разного типа;
соблюдать языковые нормы практики письма;
применять различные способы самостоятельного приобретения знаний
Система оценивания обучающихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Критериями освоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы выступают глубина и широта знаний, грамотность, уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.
Контроль за уровнем овладения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется по системе оценивания «зачёт-незачёт».
«Зачтено» обучающиеся получают при выполнении следующих условий:
систематическое посещение занятий;
при правильном выполнении 50% - 100% заданий предложенных при текущем контроле (степень освоения программного материала во время его изучения) и при выполнении тематических проверочных работ (после изучения наиболее значительных тем программы).
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415