Выступление на научно-практической конференции Система работы с родителями по ранней профилактике негативных зависимостей у школьников

Выступление на окружной педагогической конференции по теме «Система работы с родителями по ранней профилактике негативных зависимостей у школьников»

Вступление.
Я расскажу о том, как постепенно формировалась и продолжает формироваться наша система работы с родителями по ранней профилактике негативных зависимостей.

Особенность моего класса такова, что в нем 20 мальчиков и 10 девочек.
Как утверждают психологи: именно мальчики более восприимчивы
к негативным зависимостям, чем девочки.
Поэтому мысль о такой профилактической работе зародилась уже в 1 классе.

Система работы
1.Эффективность и успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от готовности к включению в данный процесс всех субъектов образовательного процесса, прежде всего родителей (законных представителей) учащихся.
Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, формируются нормы поведения, происходит овладение им социальными ролями, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности; в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Однако, современная семья претерпела серьезные изменения (увеличение количества разводов; уменьшение состава семьи; изменение типов семье: неполные, повторные браки, незарегистрированные браки и т.д.).
В связи с этим все усилия мы направляем на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Школа не только поддерживает тесные связи с семьей и общественностью, но и оказывает воздействие на активизацию воспитательной деятельности родителей, повышает их ответственность за воспитание детей. Объединяя педагогические усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно.
3. Последнее время отмечается тенденция самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В работе с родителями учащихся существуют следующие проблемы:
- родители испытывают затруднения в установлении доверительных взаимоотношений
с детьми;
- родительские собрания в основном посещают мамы;
- все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей;
- чрезмерная занятость родителей;
- авторитаризм либо подчинение родителей по отношению к детям.
4. Таким образом, возникла практическая необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. В связи с этим нами была разработана система взаимодействия с родителями и детьми по профилактике негативных зависимостей у младших школьников.
Начиная работу по взаимодействию семьи и школы, важно выявить существующие проблемы и наметить пути их решения.
В работе с родителями мы акцентирует их внимание на создании благоприятных условий для физического и психологического развития детей.
В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольного и классных.
Важным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация психолого-педагогического просвещения родителей.
5. Формой связи и сотрудничества школы и семьи являются общешкольные и классные родительские собрания. На них обсуждаются актуальные проблемы учебно- воспитательной работы, намечаем пути устранения недостатков. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, деловые игры.
Большую роль в психолого-педагогическом просвещении родителей в вопросах профилактики вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни у их детей играют лектории, информационные стенды, школьный сайт.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает привлечение специалистов различных направлений: врачей, социальных педагогов, представителей общественных организаций, учителей-предметников, инспектора ОДН и др.
Опыт работы показывает, что лучший путь – это сотрудничество родителя и педагогов с ребенком.
Вместе с родителями и специалистами ищем ответ на вопрос: КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?


Вначале работы на родительском собрании
-заполняем анкеты, чтобы сделать вывод о степени риска появления ранней негативной зависимости.
-Составляем перечень тем для занятий на учебный год с детьми.
-Составляем тематику занятий с родителями на год.
-Уточняем задачи и формы адресной помощи родителям детей группы риска.

Затем используем основные формы профилактической работы с родителями.








Основные формы профилактической работы с родителями.

– индивидуальные консультации;
– групповые консультации, родительские собрания;
– всеобуч родителей (лекции, практикумы, групповые дискуссии, обмен опытом семейного воспитания);
– организация совместного с детьми проведения досуга;
– организация совместных с детьми мероприятий и классных часов;
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Наблюдения позволяют говорить о том, что значимые для ребенка взрослые часто склонны перекладывать ответственность друг на друга. Родители чаще связывают его риск со школой, в то время как педагоги указывают на более значимое влияние семьи. Нам, учителям, важно поработать с вероятными причинами и «нежеланием» сотрудничать, которое мы встречают зачастую со стороны родителей. Как правило, если родители «уходят» от контакта, не могут повлиять на поведение ребенка, то это скорее их беда, а не «вина». Это говорит о том, что воспитательный ресурс семьи исчерпан, и мы сталкиваемся на деле с защитным поведением. Видимо, в этой ситуации родители сами нуждаются в поддержке. Следование определенным принципам позволит поддерживать необходимый для воспитания детей диалог с родителями:
1. Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
2. Находиться в партнерской позиции с родителями.
3. Показать родителям свое положительное отношение к их ребенку.
4. Вести конструктивный диалог с родителями.

Перечислю основные блоки профилактической деятельности с родителями.

Выявление. Предполагает ознакомление родителей с основными признаками употребления ПАВ у детей. Первичную диагностику ситуации с использованием анкеты.
«Непрямая профилактика». Представляет основную часть в системе профилактики. Главная задача профилактики – это обсуждение условий семейного воспитания для увеличения личностных ресурсов ребенка. В содержание этого блока входят основные темы коррекционно-развивающей части Ресурсной программы, которые проектируются применительно к семейному воспитанию.
К примеру, коммуникативный блок может быть представлен в следующей тематике:
«Конфликт с ребенком, причины и способы разрешения»;
«Негативизм ребенка – источники и способ поведения родителей»;
«Когда в семье конфликт»;
«Ребенок не слушает меня»;
Тематика лекций может быть составлена на основании предварительной диагностики проблем семейного воспитания (можно использовать методику в Приложении).
Предполагается работа с проблемными ситуациями семейного воспитания, обмен опытом семейного воспитания, обсуждение семейных традиций и т.п.
Важна и организация совместных с детьми мероприятий (досуговых, классных часов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий и т.п.)
«Прямая профилактика». Реализация информационной модели в работе с родителями. Информирование родителей о факторах риска, медицинских, правовых и иных последствиях злоупотребления ПАВ. Обсуждение семейных факторов риска злоупотребления ПАВ.
Основная тематика занятий:
1. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ детьми и подростками.
2. Мотивы употребления наркотиков, токсических веществ и алкоголя детьми и подростками.
3. Как противостоять наркомании.
4. Поиск внутренних ресурсов при риске формирования зависимости.
5. Как отказаться от наркотика.
6. Как защитить своих детей.
7. Информационная лекция «Что такое наркотики?».
Адресная работа с родителями детей группы риска. Осуществить подобную помощь могут особым образом подготовленные специалисты (психологи, медики, социальные педагоги). Не всегда подобную работу уместно разворачивать в условиях школы.


Заключение. Наши методические рекомендации помогают родителям в общении с детьми, а нам, учителям, построить правильную работу с родителями.






15