Конспект краткосрочного планирования и рефлексия урока на тему Характеристика экономики Республики Казахстан




Краткосрочное планирование по географии

Новичковой Т.А., учитель географии школы-гимназии №1 г.Мамлюка
Предмет: география Класс: 9 «А»


Тема занятия:
Состав и структура хозяйства Республики Казахстан


Ссылки:
Учебник 9 класса, карты атласа, календарные планы, Википедия, ресурсы интернет.


Цели:
Структурировать знания учащихся о хозяйстве Республики Казахстан.
Выполнить тестовые задания PISA по изучаемой теме.

Результаты обучения:
По окончанию урока ученики знают структуру и состав хозяйства Республики Казахстан.
Имеют представление о тестовых заданиях PISA.



Ключевые идеи:
градусная сетка на глобусе и географической карте, географическая широта, географическая долгота, определение географических координат;


Время

Стратегии

Ресурсы

Сдержание урока





Деятельность учителя:

Деятельность учащихся


1 мин


Орг. момент
Приветствие

Учахщиеся поделены на группы (5) по своему желанию до начала урока.

2
мин
«Ассоциативный куст»
Презентация РР, творческие работы учащихся.
Знакомство с темой на слайде и выстовкой творческих работ учащихся (Структура Экономики) этого же класса выполненная ранее в 1 четверти.
Задание: Определить цель урока?
Учащиеся определяют и озвучивают цель урока

5 мин
Самооценивание
Лист самооценки
Учащиеся получают лист самооценки
На листе самооценки таблица этапы урока, задания и оценка в % от 0 до 100. Необходимо оценить себя на сколько понято и выполнено задание.
Учащиеся заполняют лист само оценивания и выставляют первые % по итогу выполнения заданий.

10
мин
Определи новые термины

Работа с учебником + рабочая поверхность (плакат), маркеры


Новая тема
Каждая группа получает лист с определениями по новой теме.
Задание: Найти в тексте и дать определение по новой теме.

Порядок ответов учащихся записан на листе определений.

Ацентирую внимание на понятие валовый внутрениий продукт (ВВП), Для этого раздаю каждой группе имитацию денежных купюр. Затем денежные купюры собираем в «баннк», тем самым демонстрирую совокупную стоимость за год.
Заполнить лист самооценки


Ученики самостоятельно выполняют задание, находят и записывают определение по новой теме с примерами.



Группы получают денежные купюры. Затем собирают их в «баннк».
Выставление % в лист самооценки


5
мин
Деление на новые группы на основе понимания нового материала

Листы с 5-ю комплексами РК и 19 жетонов с предприятиями, относящимися к этим 5 комплексам
Деление на группы:
Задание:
Выбрать жетон с названием предприятия
Определяют к какому комплексу относится педприятие
Заполнить лист самооценки



Выбрают жетон с названием предприятия
Определяют к какому комплексу относится педприятие и находят свое место в новой группе
Выставление % в лист самооценки

5
мин
ИКТ
Обучение тому, как учиться
Демонстрация видео ролика https://www.youtube.com/watch?v=gB6AB54R2xE

Закрепление материала
Демонстрация видео ролика «В Северном Казахстане используют энергию ветра».
Интерпретировать информацию видео сюжета: Что вы увидели в сюжете? Для чего необходимо использовать энергию ветра? Каким образом это связанно с темой урока?

Итог: ТЭК – один из ведущих комплексов хозяйства Республики Казахстан. Электроэнергия «движущая сила» любого предприятия.


Ученики после просмотра сюжета высказывают свое мнение, дополняя друг друга. Подводят (с помощью наводящих вопросов) к теме урока.

16
мин
«Думай, объединяйся, делись» Формативное оценивание (вытянутая рука)
Тестовые задания ( РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Международная оценка образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment – PISA Примеры заданий по естествознанию, Москва 2007)






Каждый ученик получает индивидуально тестовое задание «Производство энергии за счет
ветра»
Самостоятельно знакомятся с первым заданием, отвечают на вопрос. (варианты ответов имеются) Ученику необходимо вытянуть руку большой палец вверх – все понятно, вниз – ничего не понятно, посредине – частично понятно. Ученики объединяются в пары и обсуждают задание, затем делятся со всеми своими ответами.

Самостоятельно знакомятся со вторым заданием, отвечают на вопрос. Повторяют по схеме первого вопроса.

Самостоятельно знакомятся с 3 заданием, отвечают на вопрос. Повторяют по схеме.

Самостоятельно знакомятся с 4 заданием и дописывают необходимую информацию

Заполнить лист самооценки






Ученики самостоятельно отвечают на вопрос. Поднимают руку, показывая насколько выполнил задание. Объединяются в пары и обсуждают задание. Озвучивают свои ответы


Ученики внимательно знакомятся со 2 заданием и дают на него ответ;
Повторяют по схеме первого ответа.

Ученики внимательно знакомятся с 3 заданием и дают на него ответ;
Повторяют по схеме

Ученики внимательно знакомятся с 4 заданием и дописывают ответ


Выставление % в лист самооценки за каждое из 4-х заданий.

1 мин

«Работа над ошибками»
Ресурсы интернет, обратиться к другим учителям мредметникам
Дополнительные задания, домашнее задание
Теоретический материал в учебнике, воросы в конце параграфа. Тестовые задания PI
·SA необходимо дополнить дома, поработать дополнительно с ресурсами интернет.














Приложение 1
к уроку



Задание 14 « Производство электроэнергии»
Производство энергии за счет ветра рассматривается как альтернатива, которой можно заменить генераторы электроэнергии, работающие за счет сжигания нефти и угля. Сооружения на рисунке – это ветряные мельницы с лопастями, которые вращаются за счет ветра. Благодаря этим вращениям генераторы производят электрический ток.


1А. На графиках, представленных ниже, показано среднее значение скорости ветра в четырех различных местах на протяжении года. Какой из графиков соответствует наиболее подходящему месту для сооружения генератора, производящего энергию за счет ветра?

1Б. Чем сильнее ветер, тем быстрее вращаются лопасти ветряных мельниц и, таким образом, вырабатывается больше электроэнергии. Однако на самом деле между скоростью ветра и произведенной электроэнергией нет прямой связи. Ниже приведены четыре условия, при которых в действительности производится энергия с помощью ветра.
Лопасти начнут вращаться, когда скорость ветра будет равна V1.
Из соображений безопасности скорость вращения лопастей не будет
увеличиваться, когда скорость ветра станет больше V2.
При скорости ветра, равной V2, электрическая энергия будет максимальной.
Лопасти перестанут вращаться, когда скорость ветра будет равна V3.
2А. На каком из графиков лучше всего показана зависимость между скоростью ветра и вырабатываемой электроэнергией при соблюдении этих условий работы?


2Б. Чем больше высота над уровнем моря, тем медленнее вращаются лопасти ветряных мельниц при одинаковой скорости ветра. Какое из следующих утверждений лучше всего использовать для объяснения, почему лопасти ветряных мельниц, расположенных на большей высоте над уровнем моря, вращаются медленнее при одинаковой скорости ветра?
A) Чем выше над уровнем моря, тем меньше плотность воздуха.
B) Чем выше над уровнем моря, тем ниже температура.
C) Чем выше над уровнем моря, тем меньше сила тяжести.
D)Чем выше над уровнем моря, тем чаще идет дождь.

Опишите одно преимущество и один недостаток производства энергии за счет ветра по сравнению с производством электроэнергии, при котором используется ископаемое топливо, такое как уголь или нефть.







Рефлексия по итогу урока
Все, так или иначе, меняется. Современные требования системы образования определяют функциональную грамотность учащихся, а моя первая задача как учителя географии всячески способствовать развитию естественно научной грамотности. Работа я в 9 классах в этом учебном году включаю в процесс обучения на уроке, как задания сложного порядка, так и задания теста PISA проводимые ранее. С коллегами, работающими в 9 классе мы неоднократно использовали на уроках меж предметные задания сложного порядка, но задания теста PISA прошлых лет мною были использованы впервые.
Урок проводился в рамках LS, но на уроке присутствовали не только коллеги, но и учителя естественных дисциплин других школ. Основной целью урока являлось не выполнение тестовых заданий, а структурировать знания о хозяйстве Республики Казахстан. Исследовательский вопрос LS объективность само оценивания и взаимооценивания. На данном уроке мною использовались листы самооценки. Именно они в дальнейшем позволили мне определить, что 12 учеников (71%) из 18 присутствующих на уроке оценивают себя на 98% объективно, на всех этапах урока, т.е. итоговая оценка совпадает с самооценкой. 6 учеников (29%) завысили себе оценку при выполнении тестовых заданий думая, что справились лучше. Задания теста PISA, как показывает практика, требуют гораздо больше времени на детальное прочтение и понимание сути задания. Считаю «+» то, что каждый ученик на уроке понял задание и определил для себя ответ 50 на 50, а затем дома доработал, используя ресурсы. И лишь на следующем уроке мы разобрали правильные ответы. На уроке хотелось бы отметить что ученица «А» не в полную силу проявила себя на уроке, хотя выполнила функцию лидера. Ученик «Б», справился с заданием в ожидаемых пределах, а вот ученик «С» проявил себя достаточно активно при выполнении заданий, он оказался в группе сильнее и проявил неожиданную активность. Обсуждая с коллегами урок, пришла к выводу, что данная работа будет максимально продуктивна в малых группах и парах. Не могу не отметить степень волнения учащихся на данном уроке гораздо больше, так как присутствовало большое количество гостей, хотя и такой практический опыт считаю положительным.
В будущем с коллегами своей школы в рамках дальнейшей работы в 9-х классах планируем продолжить работу по исследованию объективного само оценивания и взаимооценивания, так как данная работа способствует формированию саморегуляции обучения учащихся.




























Рисунок 24Рисунок 25Рисунок 26Џђ Заголовок 115