ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЕЕ ДОСТИЖЕНИЮ, КАК СОСТОЯНИЯ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИОННО-САМООРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Комова Ольга Викторовна,
учитель изобразительного искусства и технологии МОУ Китовская СШ Ивановской области, руководитель детского объединения театр моды «Вдохновение», студентка аспирантуры Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя; E-mail:kom.ov@bk.ruПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРЕМЛЕНИЕ К ЕЕ ДОСТИЖЕНИЮ, КАК СОСТОЯНИЯ СТРУКТУРЫ МОТИВАЦИОННО-САМООРГАНИЗАЦИОННОЙ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Наше исследование «Педагогическое сопровождение самоорганизации школьника в системе дополнительного образования» посвящено решению актуальных задач современного образования, которые заключается в развитии личностного потенциала обучающегося, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике. В своем исследовании мы рассматриваем новую форму организации учебной деятельности – педагогическое сопровождение самоорганизации школьников.
Анализируя многочисленные теоретические и опытно-экспериментальные исследования, мы делаем предположение, что повысить самоорганизацию учения школьников можно используя разрабатываемую технологию педагогического сопровождения самоорганизации школьников.
Выбранная нами структура мотивационно - самоорганизационной основы учебной деятельности школьника представлена в виде блок-схемы (формируемых на трех уровнях состояний): сосредоточение внимания на учебной ситуации - ориентировка ученика в деятельности - постановка цели - стремление к ее достижению (выполнение учебных действий) – контроль и корректировка учебных действий - оценка (самооценка) полученного результата (Т.А.Шамова, О.С.Гребенюк, А.Т.Цветкова). В структуре учебной деятельности не последнее место занимает побуждение обуучающихся к постановке цели деятельности и стремление к этой цели. В психолого-педагогических исследованиях описываются различные аспекты формирования определять цель учебной деятельности (Ш.А.Амонашвили, A.A.Балл, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.К.Маркова, В.В.Репкин, Д.Б.Эльконин и др.).
Понятие цели - одно из устойчиво определенных понятий в науке, под которым понимают "осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека". Обобщаем, цель - это направленность школьника на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Психологи отмечают, что цели характеризуют отдельные учебные действия. Это означает, что цели сами по себе не определяют учебной деятельности, учебного поведения воспитанника. Но и без целей, к сожалению, самые хорошие мотивы учения могут остаться благими порывами (А.К.Маркова) [1].
Психологи советуют обучать детей следующим умениям: принятию и пониманию цели, поставленной педагогом; самостоятельной постановке (образованию) целей; выбору одной цели из нескольких и обоснованию этого выбора; выделению главных и второстепенных целей, отбору целей, соответствующих задачам самовоспитания человека и др. (А.К.Маркова) [2,С.18-19].
Педагогическая задача управления самоорганизационными состояниями обучающихся в ходе реализации цели основывается на психологических исследованиях по мотивации учения. Психологами отмечено, что формируя мотивационную сферу (а также, в нашем случае, сферу самоорганизации) учащихся, необходимо обучать их таким умениям: определению реальности, достижимости цели; постановке новых целей с учетом уровня достижения предыдущих целей; реализации поставленных целей, выбору средств и способов, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты и др. (А.К.Маркова) [2, С.18-20]. Целеполагание характеризует индивидуальные особенности принятия и удержания целей, уровень осознанности у человека данных процессов. Субъект с развитым целеполаганием самостоятельно выдвигает цели, осознанно организует свою деятельность, а его цели отличаются реализмом, детализацией и устойчивостью. Человек с низким уровнем целеполагания предпочитает не задумываться о своем будущем, цели выдвигает ситуативно и обычно несамостоятельно. Его цели плохо проработаны, малореалистичны, подвержены частой смене и поэтому «большие» (необходимые) цели достигаются редко.
Целеполаганию необходимо учить, а его приемы развивать. Это продиктовано тем, что требуемое образовательной политикой всестороннее развитие человека, предполагает формирование активной личности, умеющей самостоятельно продуцировать для своей деятельности цели, создавать условия для их достижения. Целевые установки необходимы при формировании мотивации и самоорганизации учения, мотивационно-самоорганизационного развития обучающихся [3].
Подведем итог вышесказанного: цель - это то звено, благодаря которому можно управлять процессом формирования мотивации и самоорганизации, чтобы обеспечить такой целостный подход, при котором происходит мотивационно-самоорганизационное развитие школьника.
В качестве путей и способов достижения цели формирования состояний самоорганизации нами выбраны следующие методы обучения: беседа, дискуссия, демонстрация, практический метод, познавательная игра, упражнения, экскурсии, участие в конкурсах и фестивалях и т.д.
Для решения педагогической задачи постановки цели на I уровне педагог побуждает воспитанников к пониманию и принятию цели совместной деятельности, поставленной педагогом. Признаки: обучающийся сосредоточен, внимателен, старается осмыслить предстоящую деятельность (определяем по мимике и позе); задает вопросы по содержанию задания, старается представить ход его выполнения; активно включается в деятельность; заинтересован, удерживает цель, поставленную педагогом в течение необходимого времени.
На II уровне педагог формирует умение воспитанника самостоятельно ставить цели в различных видах деятельности. Признаки: обучающийся формулирует цель деятельности под руководством педагога; активно участвует в коллективном поиске и ее формулировке; осуществляет необходимую проверку цели с помощью педагога; старается подчинить свое поведение поставленной цели деятельности.
На III уровне педагог стимулирует самоуправление процессом постановки цели в индивидуальной и совместной деятельности. Признаки: воспитанник мысленно представляет себе цель до начала действия; самостоятельно может сформулировать ее; на протяжении длительного времени подчиняет свое поведение заданной цели; определяет время для достижения цели; после проверки самостоятельно уточняет цели; самостоятельно может выбрать одну цель из нескольких, умеет обосновать этот выбор; определяет необходимую последовательность целей в ходе занятия.
Реализация педагогической задачи по стремлению к достижению цели на Iуровне - педагог показывает способы реализации общей цели. Приемы: демонстрация образца, технологии выполнения творческой работы (оттиск, батик, рисование на стекле, коллаж, муляжирование, конструкция модели и др.); поэтапное решение задачи, предложение плана; педагог побуждает воспитанников к деятельности (помогает, хвалит, доброжелательно требует и т.д.). Признаки: обучающийся старается выполнить действия за педагогом, воспроизводит их; побуждаемый преподавателем, выполняет задания поэтапно, по плану, образцу, предлагаемому педагогом.
На II уровне преподаватель формирует умения самостоятельно реализовывать поставленную цель. Приёмы педагога: совместно с воспитанниками планирует ход занятия; предлагает задания с дозированной помощью педагога; предлагает наглядные материалы; стимулирует стремление обучающихся к самостоятельной реализации целей выполнения действий (задания: подобрать необходимый материал из предложенного, выполнить работу по своему замыслу и т.п.); включение соревновательных моментов; прием увлечения примером художника-мастера, модельера, дизайнера и др. Признаки: обучающийся с помощью педагога составляет план и определяет способы достижения цели; старается работать самостоятельно; стремится самостоятельно выполнить задания по образцу, с некоторой помощью преподавателя.
На III уровне педагог стимулирует самоуправление воспитанником своими действиями по реализации цели. Приемы: стимулирующие проявление волевых усилий, инициативы, самостоятельности и ответственности (выражение доброжелательности, веры в силы и умения школьника, надежды на его старательность и аккуратность и т.д.); поддержание самостоятельного выполнения обучающимся учебных действий в индивидуальной и совместной деятельности (помощь в самостоятельном составлении плана, нахождении способов решения проблемы, в формулировании вывода; побуждение к вступлению в коллективную беседу, спор, к высказыванию своего мнения и т.д.). Признаки: школьник самостоятельно составляет план и определяет способы достижения цели, намечает порядок своих действий, умеет его обосновать; познавательные и практические умения ученика сформированы; обучающийся мысленно представляет результат достигаемой цели; умеет рассчитать время, необходимое для достижения цели; работает качественно; достигнув цели, самостоятельно делает вывод; применяет знания и умения в любых ситуациях; работает творчески, с фантазией.
Овладение навыками самоорганизации – это не только залог успешной организации учебной деятельности школьника, но и успешного существования и самореализации его в современном мире. Умение планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и выход из них, ставить конкретные цели и достигать их, обеспечивает гибкость и адаптацию в стремительно меняющихся условиях жизни человека, способствует саморазвитию, что соответствует задачам гуманизации образования.
Список литературы
Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А.К.Маркова //Вопросы психологии. - 1980. - №5.- С.47-60.
Маркова, А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте [Текст] / А.К.Маркова.- М.: Просвещение, 1983.- 96с.
Романова, К.Е. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство / К.Е.Романова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– 2010. - № 3. – С. 31-33.