Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (УМК Г.Ф. Хлебинской)(базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана для учащихся одиннадцатого «а» класса на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений, разработанной Г.Ф. Хлебинской «Мнемозина» (2013).

Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, а также учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование с распределением учебных часов по основным разделам курса.

Общая характеристика рабочей программы
Основная цель изучения русского языка – свободное владение родным языком.
Для реализации этой цели необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Конечный результат – сдача Единого государственного экзамена.
Для этого введён концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место. Благодаря концентрическому принципу, формируются тематические блоки. Разделы программы «Морфология и Орфография» завершаются контрольным тестированием.
Систематизированное представление теоретического материала является новым для учащихся, поэтому уместен индуктивный метод, который способствует развитию логического мышления. Школьники учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, приобретать умения устанавливать между ними сходство и различие, делать выводы и обобщения, что очень поможет им впоследствии на экзамене.
Специальными задачами преподавания русского языка в одиннадцатом классе являются познавательные и практические.
Познавательные:
Вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании.
Формирование научно-лингвистического мировоззрения.
Практические:
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Овладение нормами русского литературного языка, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Данная рабочая программа реализуется в течение 68 часов (2 ч. в неделю) в течение 2014/2015 учебного года. Так как при ее планировании соблюдается не только преемственность с систематическим курсом русского языка (5-9 классы), но и учитывается подготовительная работа к единому государственному экзамену, поэтому из школьного компонента учебного плана добавлены часы на повторение грамматических и языковых норм, «морфологии и орфографии», «синтаксиса и пунктуации»
Отличительной особенностью рабочей программы «Русский язык. 11 а класс» является изменение количества часов на изучение раздела « Морфология и орфография» ( -1 ч. ) и «Синтаксис и пунктуация» (-4 ч. ) (сокращены часы, за счет них введен раздел «Стили речи» (5 ч.)). Для подготовки задания «С» ввели в рабочую программу повторение публицистического стиля речи: особенности данного стиля, структура текста, комментирование проблемы, виды аргументов.
Используя блочный подход в подаче материала, посчитали целесообразным раздел «Морфология и орфография» заменить комплексным повторением данного раздела (отвели 28 часов, включая проверочные работы).
Учебник Г.Ф. Хлебинской носит в основном практическую направленность: включено большое количество упражнений разных типов, позволяющих организовать сопутствующее повторение, актуализировать и закрепить приобретенные ранее умения и навыки; итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, ориентированы на формат ЕГЭ. Особое внимание в нем уделяется формулированию и развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся. Учебник содержит много дополнительного материала для самостоятельных наблюдений и выводов, исторические комментарии, помогающие вникнуть в содержание сложных тем.
Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Особое внимание уделяется написанию сочинения по прочитанному тексту, которое требует от учащихся умения понимать, интерпретировать чужой текст и создавать собственное речевое произведение, следуя заданной композиционной схеме.
Данная рабочая программа реализуем деятельностный подход в обучении русскому языку, используются на уроках следующие технологии:
интерактивные
информационно-коммуникационные
проблемное обучение
исследовательские методы в обучении
разноуровневое обучение
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления: понимания роли языка в жизни людей, осознание богатств русского языка, потребности в речевом самосовершенствовании, стремление приобрести языковую, коммуникативную компетенции, необходимые для успешной учебной и трудовой деятельности.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны совершенствовать следующие навыки и умения:
Знать основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
Знать сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
Уметь составлять обобщающие схемы
Писать сочинение-рассуждение..

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

Контрольный диктант
Тест
Контрольный срез
Контрольное упражнение
Контрольное сочинение
Контрольное изложение
Контрольная проверочная работа
Зачет
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Устный опрос
Научно-теоретическая и методико-дидактическая основа курса:
- Г.Ф. Хлебинская Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2013г.
Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Г.Ф. Хлебинская. - М.: Мнемозина, 2013.-319с.
Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2007.
Поурочные планы по русскому языку к Единому государственному экзамену/ Е.А.Влодавская.-М.: Экзамен, 2006
Л.И.Новикова, Е.Э Грибанская, Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию, М.: Экзамен, 2007
Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, Русский язык, М.: Айрис Пресс, 2008
Электронные ресурсы:
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тематическое планирование:
- Морфология и орфография – 28 часов
- Стили речи-5 часов:
- Художественный стиль – 1 час
- Разговорный стиль – 1 час
- Публицистический стиль –3 часа
- Синтаксис и пунктуация – 34 часа
- Обобщение (итоговый урок) – 1 часа


Временное распределение учебного материала по четвертям:
I четверть – 9 учебных недель: 18 часов ( уроки 1-18)
II четверть – 7 учебных недель: 14 часов ( уроки 19-32)
III четверть – 10 учебных недель: 20 часов ( уроки 33-52)
IV четверть – 8 учебных недель: 16 часов ( уроки 53-68)







Плановое количество контрольных работ по русскому языку в
11 «а» классе в течение учебного года

Четверть
Вид работы
I

II

III
IV
всего



Контрольная/самостоятельная работа)



1



3



2



3



9











































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
(2 часа в неделю/ 68 часов)

№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Дата по плану
Дата факт.
Корр.

Морфология и орфография (28 часов)

1-2
Понятие о частях речи. Имя существительное как часть речи. Морфологические категории существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные
2




3
Окончания имен существительных в единственном и множественном числе.
1




4-5
Правописание имен существительных

2




6
Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных.
1




7
Склонение имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных
1




8
Правописание суффиксов имен прилагательных. Прописная и строчная буквы в некоторых притяжательных прилагательных. Правописание не с прилагательными.
1




9
Имя числительное как часть речи. Правописание числительных
1




10
Склонение имен числительных

1




11
Местоимение как часть речи. Правописание и употребление в речи местоимений.
1




12
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №1)
1




13
Глагол как часть речи. Морфологические категории глагола.
1




14
Правописание и употребление в речи глаголов.

1




15
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий.
1




16-17
Правописание причастий и отглагольных прилагательных
2




18
Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастий
1




19
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №2)
1




20
Наречие как часть речи.

1




21
Правописание наречий и наречных сочетаний.

1




22
Слова категории состояния как часть речи.

1




23
Предлог как служебная часть речи. Правописание и употребление в речи предлогов.
1




24
Союз как служебная часть речи. Правописание и употребление
1




25
Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.
1




26
Различение частиц не и ни
1





27
Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.
1




28
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №3)
1





Стили речи (5часов)

29
Текст как продукт речевой деятельности. Структурно-смысловые признаки текста. Типы связи между предложениями. Функционально-смысловые типы речи и функциональные стили речи.
1




30
Публицистический стиль речи. Некоторые жанры публицистического стиля речи.
1




31-32
Особенности текста публицистического стиля, строение, элементы ( основные виды комментирования проблемы, аргументация, выводы.)
2




33
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (сочинение по прочитанному тексту)
1





Синтаксис и пунктуация (34 часа)

34
Синтаксис как раздел языкознания. Словосочетание. Виды словосочетаний.
1




35-36
Предупреждение ошибок, связанных с употреблением слов в словосочетании и предложении
2




37
Общие сведения о предложении. Типы предложений по цели высказывания и интонации. Двусоставное предложение. Главные члены предложения.
1




38-39
Односоставные предложения
2





40
Второстепенные члены предложения

1




41
Полные и неполные предложения. Порядок слов в простом предложении. Простое осложненное предложение.
1




42
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №4)
1




43
Тире в простом предложении.

1




44
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
1




45-46
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных определениях.

2




47-48
Знаки препинания при обособленных приложениях.
2




49
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №5)
1




50
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными с предлогами.
1




51
Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
1




52
Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях.
1




53
Знаки препинания при обособленных дополнениях.

1




54
Вводные и вставные конструкции.

1




55
Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях.
1




56
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №6)
1




57-58
Понятие о сложном предложении. Сложно-сочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
2




59
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.
1




60
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными. Знаки препинания в сложном предложении на стыке союзов и союзных слов
1




61
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
1




62-63
Сложные синтаксические конструкции.

2




64
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №7)
1




65
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, диалог.
1




66
Цитаты. Знаки препинания при цитатах. Синтаксические средства художественной выразительности речи.
1




67
Контрольная работа . Подготовка к ЕГЭ (Итоговая работа №8)
1




68
Итоговый урок.
Знакомство с бланками ЕГЭ по русскому языку, их заполнение.
1


















Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;


ТЕКСТ:
- проводить текстоведчеекий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка письменных работ.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на 1 балл. Если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5 – 8 – диктанты, зачеты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включение в текст диктанта слов на правило, которое в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов, словосочетаний, реальную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными уч-ся вспомогательных школ.
Контрольные диктанты должны содержать 2 – 3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1 – 2 ошибками
Оценка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 – 8 ошибок
Оценка «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменной работе не учитываются 1 – 2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила не учитываются.
За 1 ошибку в диктанте считается:
- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она учитывается;
- две негрубые ошибки. Негрубыми считаются ошибки: повторение одной и той же буквы, недописание слов, пропуск одной из частей слова при переносе, повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слова (пропуски, перестановки, добавления, недописание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к 1 орфографической ошибке.


Оценка
Основные критерии оценки



Содержание и речь
Грамотность

1
2
3

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 12 речевых недочета
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 граммтическая ошибка

«4»
1.. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 34 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки


«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грам. ошибки




«2»
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:7 орфогра
фических и 7 пунктуацион ных ошибок, или 6 орфогра фических и 8 пунктуаци онных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


«1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7пунктуационных и 7 грамматических ошибок





НОРМЫ ОЦЕНОК ЗА УСТНЫЙ ОТВЕТ
Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
«5» 1. Полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий и формулировки правил;
2. Обнаруживает понимание материала: может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;
«4» Ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» Ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» Ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировках определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.








О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНОК ЗА ИЗЛОЖЕНИЕ, СОЧИНЕНИЕ
( содержание)

«5» ставится если:
1. Содержание работы выполнено полностью и соответствует теме;
2. Фактические ошибки отсутствуют;
3. Содержание излагается последовательно;
4. Работа отличается богатством словаря;
«4» ставится если:
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения);
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности;
3. Имеются нарушения последовательности в изложении мыслей;
4. Стиль отличается единством;
«3» ставится если:
В работе допущены отклонения от темы;
Работа достоверна в главном, но имеются неточности;
Допущены нарушения в последовательности;
Беден словарь работы;
«2» ставится если:
Работа не соответствует теме;
Допущены фактические неточности;
Нарушена последовательность;
Крайне беден словарь;


Оценка теста

Количество правильных ответов
(в %)
Оценка знаний

75-100
«отлично»

60-75
«хорошо»

45-60
«удовлетворительно»

0-40
«плохо»


Объем творческих работ
5 класс – 1-1,5 страницы тетради - 100 – 150 слов
6 класс – 1,5 – 2 - 150 – 200 слов
7 класс – 2 – 2,5 - 200 – 250 слов
8 класс – 2,5 – 3 - 250 – 300 слов
9 класс – 3 – 4 - 350 – 450 слов
10 класс – 4 – 5
11 класс – 5 – 7

Количество слов в диктантах:
словарном- контрольном-
5 класс – 15 – 20 слов - 90 – 100 слов
6 класс – 20 – 25 слов - 100 – 110 слов
7 класс – 25 – 30 слов - 110 – 120 слов
8 класс – 30 – 35 слов - 120 – 150 слов
9 класс – 35 – 40 слов - 150 – 170 слов
10 – 11 класс – до 50 слов - 180 – 190 слов

Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Литература.


Для учащихся
1. Владимирская Г. Н, Тренажёр для подготовки к экзамену. Русский язык. 10 -11кл./ Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. – М.: новый учебник, 2004.
2. Власенкова А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. – 13-е издание.- М.: Просвещение, 2007.
3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений / В.Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко – М.: Просвещение, 2008.
4. Дейкина А, Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. – М.: Дрофа, 2006.
5. Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10 – 11 классы / О. С. Иссерс, Н. А.Кузьмина. – М.: Дрофа, 2005.
6. Козловская М. В. Сивакова Ю. Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Савикова. – СПб:САГА, Азбука – классика, 2005.
7. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников. / Дунаев А. И, Ефремов В. А, Черняк В. Д. – СПб: САГА, Азбука – классика, 2005.
8. Мазнева О. А, Михайлова И. М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. – М.: Дрофа, 2006.
9. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006
10. Пахнова Т. М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
11. Поталова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10- 11 кл. Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2006.
12. Пучкова Л. И., Гостева Ю. Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10 – 11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
13. Тростенцова Л. АК., Шхапацева М. Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Дрофа, 2005.








Для учителя

1. Ипполитова А. И., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А.Ипполитовой. – М,: ТК Вельби, Изд-во «Проспект», 2007.
2. Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
3. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие.- Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
4. Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2006.
5. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы русского литературного языка. – М.: Просвещение, 2006.
6. Розенталь Д. Э , Голуб И. Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 2005.
7. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. – М.: ОО ТИД « Русское слово РС», 2006.
8. Горбачевич А. С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М.: просвещение, 2006.
9. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи.- СПб: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД»,2005.
10. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2006.
11. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2007.- М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
12. Черников И. Н., Петровская С.С., Шипицына Г. М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов.- М.: ТИД «Русское слово - РС», 2006.
13. Единый государственный экзамен – 2006 . Русский язык. Учебно- тренировочные материалы для подготовки учащихся /Рособрнадзор, ИСОП.- М.: Интеллект - Центр, 2006.
14. Пахнова Т. НМ. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11кл. – М.: Вербум- М, 2005.
15. Никитина Е. И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2006.
16. Меркин Г. С., Зыбина Т. М., Максимчук Н. А., Рябикова О. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.- М.: ОО ТИД «Русское слово- РС», 2005.




Заголовок 1 Заголовок 315