Семинар для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
29
СЕМИНАР для воспитателей
«Создание психологического комфорта в группах детского сада»
Подготовила: педагог-психолог
Лышкова Екатерина Михайловна
Задачи
1.Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2.Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.
План проведения семинара.
1.Информационная часть.
1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.
1.2.Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья для развития личности ребенка.
1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
2.Практическая часть.
2.1.Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.
2.3.Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
3.Обсуждение, подведение итогов.
1.Информационная часть.
1.1.Проблема психологического здоровья на современном этапе.
Здоровье-это совокупность нескольких составляющих. Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из 4-х квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья.
Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин этому множество, и ,думаю, перечислять их нет необходимости. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:
Появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма).
Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом периоде в виде психологической защиты- позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций( побеги из дома, вандализм..)
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:
Большая наполняемость групп;
Один воспитатель в группе
Неблагоприятная ситуация в семье ребенка.
Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль, несмотря на все проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающих из его противоречий. А именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.
1.2.Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.
Человек, компетентный в общении , прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «у нас хороший контакт» означает мы понимаем друг друга. Нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу».
Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.
Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей( рабочем коллективе, семье, классе)Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу ,лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера ( или климат)в группе детского сад определяется :
Отношениями между воспитателем и детьми.
Отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собою.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель ( а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметно-развивающая среда, стиль общения воспитателя с ребенком, стиль общения воспитателей между собой и с помощником , стиль общения воспитателя с родителями; наблюдать, как общаются дети между собой.
Самочувствие ребенка в группе- это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства « мы». Все это можно определить как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
1.3.Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.
Авторитарный стиль- это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители.
Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать ,выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие его автор тарных тенденций к гиперопеке.
Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!»,ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно.
В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов,не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и.т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.
Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.
Воспитатель –либерал- человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом- усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.
Демократический стиль.
Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер,т.е меняются в зависимости от обстоятельств.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.
Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общении.
Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к собственному психологическому здоровью. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.
Итак, на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения.
А для этого педагогу важно владеть диагностическим инструментарием по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
2.Практическая часть.
2.1. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
1.Интерпретация рисунка детей «Я в своей группе детского сада»
Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Делим условно рисунки на три группы:
1.Ребенок рисует только здание.
2.Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.
3.Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Воспитатель группы и психолог рассматривают рисунки детей и дают им интерпретацию.
1.Группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоции и не отождествляется с происходящими там событиями.
Если ребенок изображает на рисунке самого себя: значит события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.
Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Если ребенок на рисунке изображает цветочки, солнышко, птички- все эти детали свидетельствуют о «мире» в душе ребенка.
Если на рисунке изображен воспитатель- значит она значима для ребенка. Поворот ее лица, спины говорит о степени ее присутствия и влияния на жизнь ребенка
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.
О положительном эмоционально настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).
Насыщенно фиолетовый, черный, коричневый, которым, закрашивают наибольшие участки рисунка, свидетельствуют о напряжении, которое испытывает ребенок. А изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Жирные линии, зачеркивания сигналят о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.
Во время тестирующего рисования, воспитатель не должен комментировать действия детей, подсказывать им, какие элементы нужно внести. Он только просит ребенка рассказать, кого он нарисовал, запоминать последовательность рисования персонажей и слушать комментарии ребенка. Для того, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе необходимо через пару недель повторить рисование.
2.Для более глубокого исследования эмоционального состояния ребенка в группе можно провести цветовую диагностику «Домики» А.М.Эткинда.
Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.
Ребенку предлагают выбрать один из домиков разного цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, черный, синий, серый. Затем фиксируется выбор ребенка и на основе полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:
1.Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций( выбор черный, серый, коричневый домик)
2.Амбивалентное (нейтральное) отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдается безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.(выбор: синий, зеленый, фиолетовый домик)
3.Положительное отношение. Данный тип отношений к ДОУ отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания(выбор красного, желтого домика.)
3.Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши
Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружком через клетку.
Вопросы:
1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь с детский садик.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься рисование.
3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
5. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда
ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный: возбужденное, восторженное отношение
Оранжевый: радостное, приятное
Желтый: теплое, доброжелательное
Зеленый: спокойное
Синий: грустное, неудовлетворительное
Фиолетовый, коричневый: тревожное
Черный: печаль, уныние
4.Анализ воспитателем «Атмосфера в моей группе».
Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:
Обстановка в группе:
1.Какова атмосфера в моей группе (общие впечатления)?
2.Почему я так думаю?
3.Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4.Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
1.С кем из детей у меня хороший контакт?
2.Чем это объясняется?
3.С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4.Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми?
1.Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2.Чем это вызвано?
3.Какие дети ссорятся между собой?
4.Почему это происходит?
5.Каких детей часто обижают?
6.Почему это происходит?
Таким образом, ознакомивших с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.
2.2.Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов.
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоционально напряжение.
Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом –левым , повторить: « Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умнее». Вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: « Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: « Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче».
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»
7.Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна!»
8.Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: « Покой и улыбку всегда беру, и все мне помогут, и я помогу»
9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий вздох: «И у меня все получается!»
10.Сжав кулаки, делая вращения руками:»На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»!
2.3. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»
Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.
Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что:
Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий ,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия - демагогия и опасная практика.
Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.
Психологические речевые настройки.
Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.
Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.
Проявите фантазию, дайте выход своему творческому потенциалу.
-Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
-Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
-Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка- это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
3.Обсуждение, подведение итогов.
Литература:
1.С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей. Выпуск 2.Волгорад.Учитель 2011.с.144
2.Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: психологическое сопровождение.М.сфера..2005 с.65
15