Конспект занятия откуда хлеб пришёл?
Актюбинская специальная коррекционная школа – интернат
Открытое занятие в 4 классе по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл».
Подготовила и провела
Воспитатель Чекус А.М.
20014 г.
Открытое занятие по развитию речи на
Тему: «Откуда хлеб пришёл»
Цель: закрепить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб;
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;
учить детей отгадывать загадки, учить понимать народные пословицы, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных, подбирать слова антонимы, обогащать словарь детей.
Оборудование: картины «Уборка урожая», картины с изображением зерноуборочной техники, высушенные колоски пшеницы и ржи.
Ход занятия:
Организационный момент.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришёл на стол к нам – хлебом.
(стук в дверь, заходит пекарь с хлебом на подносе и здоровается).
2.Беседа о хлебе.
Ребята, давайте посмотрим, что принёс нам пекарь. Спасибо тебе пекарь за угощенье.(пекарь уходит).
Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (правильно о хлебе).
Где можно купить хлеб? (В магазине.)
Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? (Булочная). А вы ходите в магазин за хлебом, сколько стоит хлеб, кто знает? Откуда ребята, берётся хлеб, из чего пекут хлеб? (Из теста, которое делают из муки.) Откуда берётся мука, вы знаете ребята? (перемалывают зерно, которое выращивают люди на полях).
А какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, овёс, ячмень).
Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.
Золотист он и усат.
В ста карманах сто ребят. (Колос).
Ребята, давайте рассмотрим колосья ржи и колосья пшеницы.
А чем же похожи колосья ржи и колосья пшеницы? (Это хлебные растения, они растут в поле, из них делают хлеб.)
А чем отличаются эти колосья? (Из ржи получают тёмную муку, пекут тёмный ржаной хлеб, а из пшеницы получают белую муку, пекут белый хлеб и булочки.)
3. Физминутка «КОЛОСКИ»
Колоски золочёные
На ветру качаются, (дети поднимают руки вверх и качаются со стороны в сторону).
На ветру качаются, низко наклоняются.
Ребята, а где же растёт хлеб? (В поле).
А как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).
Какие машины пашут землю? (Трактора.)
Кто управляет трактором? (Тракторист).
Ребята, а машина, которая сеет зерно, называется (сеялка).
Какое зерно засевают, чтобы вырастить хлеб? (Рожь, пшеницу.)
Как называется машина, которая убирает колосья хлеба? (Комбайн.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнёр.)
А куда же везут зерно на машинах? (На элеватор.)
Что такое элеватор? (это где хранится зерно.)
А из элеватора ребята, везут зерно на мельницу, где из зёрен получают муку, затем её везут на
хлебозавод, где выпекают хлеб. А из хлебозавода,
уже везут в хлебобулочные магазины.
4. Физминутка «ЕДЕМ В ПОЛЕ».
Едем в поле, едем в поле. (Дети встают друг за
другом и едут в поле
на машинах).
На кочку наехали (Подпрыгивают)
В яму заехали (Приседают)
Горки объехали и на (Делают повороты
Поле приехали. Вправо и влево.)
Ребята, а на какое огромное поле мы приехали.
Давайте поиграем в такую игру «Большой – маленький».
Задание: Подберите к данным существительным уменьшительно-ласкательные существительные.
Например:
- Это большое поле, а маленькое – полюшко.
- Это колос, а это маленький (колосок)
- Это пшеница, а это (пшеничка)
- Это ячмень, а это (ячменьчик)
- Это кукурузу, а это (кукурузик)
- Это зерно, а это (зёрнышко)
- Это стебель, а это (стебелёк)
Ребята, вот вам ещё одно задание. Вы должны образовать прилагательное от существительных.
Например:
- Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (пшеничный.)
- Из ржи пекут лепёшки, значит , лепёшка какая?(ржаная.)
- Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (кукурузное.)
- Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (ячменная.)
- Из овсянки пекут печенье, значит печенье какое? (овсяное.)
Ребята, давайте вспомним пословицы о хлебе и уточним их значение.
Хлеб – всему голова.(Ответы детей)
Хорошо трудиться – хлеб уродится.(ответы детей)
Что посеешь – то и пожнёшь.(ответы детей)
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Почему мы так говорим ребята?( потому что много труда вложили люди разных профессий, чтобы хлеб оказался у нас на столе. А без труда не было бы хлеба.)
А что ещё можно испечь из муки? Угадайте!
Загадка: Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном.
С вишней, с яблоком бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
Что это? (пирог)
Дидактическая игра « С чем пекут пироги?»
Задание: я говорю, с чем пирог, а вы должны сказать какой?
Например:
Пирог с капустой, – какой? (капустный.)
Пирог с вишней, – какой? (вишнёвый.)
Пирог с рисом, – какой? (рисовый.)
Пирог с мясом, – какой? (мясной.)
5. Итог занятия.
На этом наше занятие подходит к концу, а сейчас я вам прочитаю стихотворение «РУКИ ЧЕЛОВЕКА»
Склонила тяжёлую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!».
Ребята, как надо относиться к хлебу? Почему?
Молодцы! Ребята, все отвечали сегодня активно. И запомните, пожалуйста, хлеб, надо всегда беречь, не бросать, в столовой хлеб всегда должны съедать. На этом наше занятие закончилось, а теперь мы с вами будем угощаться, с угощеньем который принёс нам пекарь.
Воспитатель Чекус А.М.
15