Выступление Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся, необходимо создавать ситуации успеха!
Словесное поощрение
Мы, взрослые люди, любим, когда коллеги и руководители замечают наши успехи и начинания, по заслугам оценивают наш вклад в позитивное дело. Результаты многочисленных научных исследований указывают на то, что и для учащихся разных классов еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому надо стараться поощрить даже небольшой успех ученика, отметить (хотя бы добрым словом) его личные достижения.
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
НАЗНАЧЕНИЕ
РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться..”
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с..”
“Выполняя работу, не забудьте о..”
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться”
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы.”
“Только тебе я и могу доверить”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой”
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу”
“Так хочется поскорее увидеть”
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Создание ситуации выбора на уроке
Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость.
Ситуация выбора при правильном построении позволяет ставить ребенка в позицию субъекта деятельности и оказывать развивающее влияние на его личность. При проектировании и построении ситуации выбора надо учитывать такие обстоятельства, как:
Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить учащихся делать выбор в соответствии со своими возможностями.
Педагогическая целесообразность создания ситуаций выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. В первую очередь сам учитель определяет, на каком этапе урока и при изучении какого материала использование ситуаций выбора будет целесообразным и эффективным.
Стимулирование учащихся к выбору. Учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
Аргументация своего выбора. Для того чтобы учащиеся могли обосновать свой выбор, учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение выбранному варианту.
Определение степени свободы выбора: будет ли она жестко ограниченной или содержать свободу при осуществлении коллективного (индивидуального) выбора.
Успешность деятельности. Учитель должен быть уверен в том, что учащиеся обладают достаточным объемом знаний, умений, навыков для успешного их решения.
Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право на неудачу. Учителю необходимо найти этап в процессе деятельности ученика, где была допущена ошибка, объяснить причины неудачи и заметить то, что было сделано правильно.
Оценка результатов решения выбранного варианта. Важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Ситуация выбора на уроке моделируется и строится учителем.
Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Так, на уроке математике во втором классе предлагаю следующее задание.
Учитель.Ребята, перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, а для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль вы будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, легче средний, еще проще – маленький. Но даже если вы будете спасать маленький корабль, все равно будет польза (задание на доске в виде презентации).
В третьем классе при изучении темы «Во сколько раз больше, во сколько раз меньше» предлагаю следующее задание.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Учитель. Площадь каких фигур можем сравнить? ( квадрата и прямоугольника) Почему? ( у них одна мерка) Сравните (Площадь кв-та в 2р меньше площади пр-ка, площадь пр-ка в 2 р. Больше площади кв-та)
Из этих фигур построим здание банка знаний. Для этого выполнить задания.
Кто будет строить кв. часть банка, составляет выражение с данными числами.
Прямоугольную часть здания – неравенства с выражениями с этими числами.
Крышу– составляют задачи с этими данными по теме урока.
Стараюсь создать ситуацию успеха, т.е. разрабатывать такие задания и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой.
Практика показывает, что такого вида задания очень продуктивны, интересны, вызывают положительные эмоции, создают ситуацию успеха каждого ученика.
Уроки решения задачи.
Урок строится на основе решения конкретно-практической задачи. Решаем задачу разными способами, чтобы лучше овладеть способом действия, проанализировать систему математических понятий. Учащиеся понимают и принимают рациональный способ решения задачи.
Создание микроклимата сотрудничества и взаимопомощи.
Необходимо формировать на уроке микроклимат сотрудничества и взаимопомощи (работа в группах, парах). У ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению.
Домашнее задание
При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: по математике составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их. По окружающему миру – составить сообщение или реферат по теме.
Тест- контроль.
Дает представление о характере трудностей ребенка и способах их преодоления.
Информационные технологии.
Особое место должно отводиться использованию информационных технологий. При преподавании информатики и других предметов в начальных классах необходимо использовать все новые информационные технологии, использую компьютер, мультимедийный проектор. Разрабатываю презентации к урокам, которые способствуют реализовать такие задачи процесса обучения:
1. Смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;
2. Сопровождение урока иллюстративным материалом;
3. Организация интерактивных форм контроля знаний, умений и навыков.
Использование презентаций на уроке так же способствует:
- эффективному управлению внимания учащихся на уроке;
- повышает мотивацию школьников за счёт сохранения востребованности получаемых знаний;
- позволяет преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний;
- поддерживает интерес учащихся к учению, овладению фундаментальными и прикладными знаниями.
Таким образом, компьютерная поддержка особенно уроков информатики в начальной школе позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, помогающие созданию ситуации успеха на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.
Задача учителя в том, чтобы сделать “ трудное- привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным”, и тогда учёба в школе будет доставлять детям радость.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Таким образом, на уроке создаются ситуации успеха, условия для развития личности ученика, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечения эмоционального благополучия учащегося, приобщения их к общечеловеческим ценностям.
15