Выступление Создание ситуации успеха как форма профилактики девиантного поведения подростков группы риска
МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2
имени Н.А. Заболоцкого»
Выступление на семинаре
Ситуация успеха как форма профилактики
девиантного поведения у подростков «группы риска»
Подготовила:
социальный педагог Семёнова А.А.
2015 г.
Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подростков. Одна из серьёзнейших проблем современной школы – постоянное увеличение количества детей, чьё поведение не соответствует общепринятым нормам. Такое поведение принято называть «девиантным».
Практика оказания помощи детям с подобного рода проблемами показывает, что причинами его во многих случаях являются чаще всего психологические трудности, обусловленными неправильным воспитанием ребёнка и трудностями родительской семьи. Ребёнок вследствие этогооказывается педагогически запущенным.
Сегодня общепризнанным стал тот факт, что решение многих задач по профилактике девиаций несовершеннолетних находится в сфере компетенции образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие этой системы проходит практически всё молодое поколение страны.
Школа, как образовательное учреждение, обладает уникальными возможностями для проведения подобного рода работы, так как имеет огромное долговременное влияние на формирование и развитие личности ребёнка, доступ к его семье и механизмы воздействия на семейную ситуацию.
Перед коллективом школы стоит сложная задача - попытаться изменить сознание и поведение обучающихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку, объединить свои усилия по профилактике подобного рода поведения и оказанию помощи детям уже с имеющимися социальными отклонениями.
В нашей школе работе с детьми девиантного поведения уделяется большое внимание, так как именно от благополучия обучающихся в школе зависит и вся эффективность образовательного процесса.
Неотъемлемой частью воспитательной системы школы является профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. Согласно Федеральному Закону №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе действует социально - психологическая служба, главной целью которой является создание благоприятных условий для развития личности ребёнка. В содержание её работы входит выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, попечительстве, защита прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Деятельность социально- психологической службы по вопросам профилактики правонарушений среди обучающихся в школе реализуется согласно плана социальной службы школы, утвержденного директором школы, плана совместных профилактических мероприятий ПДН и администрации школы. Согласно плана осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью детей, состоящих на внутришкольном контроле, проводятся профилактические беседы с детьми, посещения на дому, ведётся коррекционная и реабилитационная работа.
Планирование социально – педагогической деятельности определяет её структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования – координация действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом обучающихся, родителей, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности, направленной на:
Социальную адаптацию личности ребенка в обществе.
Разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании и безнадзорности среди обучающихся школы.Социальную защиту детей, находящихся под опекой, из малообеспеченных и многодетных семей.
Организацию работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защита прав детей из данной категории семей.
В этих целях в школе действуют Совет профилактики, психолого - педагогический консилиум.
Первичной профилактической деятельностью социально-психологической службы школы являются:
- изменение ценностного отношения детей и подростков к жизни через создание «ситуации успеха»;
-формирование личной ответственности за своё поведение и позитивных навыков взаимодействия (умения понимать свои чувства, противостоять давлению окружающих и т.д.);
- выработка защитных личных качеств (уверенности в себе, открытости, чувства юмора, умения принимать решения);
- пропаганда здорового образа жизни.
Профилактическая работа в школе начинается с социальной паспортизации классов школы с целью выявления детей из неблагополучных семей и детей «группы риска». В начале каждого учебного года создаётся банк данных неблагополучных детей по школе.
На всех детей, находящихся в социально опасном положении, в школе разработаны карты, которые ведутся в течение всего периода нахождения ребёнка на учёте,
проводится планомерная работа по индивидуальным программам реабилитации и
адаптации несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении и
на учёте в ПДН.
Все программы утверждены на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Сернурского муниципального района. По разделам программ работают педагог – психолог школы, социальный педагог, медсестра школы, инспектор ПДН, приводятся заключения и рекомендации психолога, социального педагога, классного руководителя, врачей, участкового уполномоченного, отражается вся проводимая профилактическая работа с обучающимися.
На детей, состоящих на внутришкольном учёте, также ведутся отдельные папки,
соответствующие приложению №3 к приказу МВД по Марий Эл Минобразования по РМЭ.
В школе разработаны и утверждены «Положение о постановке на внутришкольный учёт», «Положение о Совете профилактики школы».
После постановки обучающегося на вшу начинается более детальное знакомство с каждым обучающимися «группы риска»:
- определяется характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, положением его в семье);
- устанавливается статус «трудного» в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования);
- устанавливается, входят ли дети в группы, компании, объединения; определяется направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- изучаются интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
- определяется степень девиации;
- определяются пути и методы работы с каждым обучающимся «группы риска».
Все эти данные также находят отражение в вышеназванных картах.
Большую роль на современном этапе развития образовательной системы имеет диагностика личностных особенностей воспитанника. Диагностическая работа в школе направлена на создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, на выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Она включает в себя:
Анкетирование обучающихся школы на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование обучающихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и т.д.
Заполнение карты здоровья.
Анкетирование «Несколько слов о ...».
Ведение портфолио.
Анкетирование родителей (законных представителей).
В рамках ФГОС с детьми «группы риска» в школе проводится диагностирование с использованием автоматизированной системы контроля «Оценка личностных результатов обучающихся на диагностической основе» и скринингового оборудования «Психомат», а затем начинается кропотливая, ежедневная работа по психолого-педагогической коррекции детей и подростков, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Целенаправленную работу по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
2. Актуализацию всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно- полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей).3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с целью создания ситуации успеха для детей девиантного поведения необходимо соблюдение следующих принципов:
Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика.
Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:
• стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;
• формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;
• постоянное внимание к положительным поступкам ученика;
• проявление доверия к ученику;
•формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;
•оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;
•учет интересов обучающихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.
В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
•преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;
•проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;
•приобщение педагогом ученика к доброте;
•защита социальным педагогом и психологом интересов подростка и оказание ему помощи в решении актуальных проблем;
•постоянный поиск социальным педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;
•формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускающих унижения достоинства подростков.
Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер.
Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:
•учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;
•координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;
•обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;
•учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);
•коррекция воспринимаемой обучающимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации, Сети -Интернет.
В практической деятельности социального педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:
•воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;
•воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
•необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
•все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков.
Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, постановку специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможностей для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
•оценка изменений индивидуальных качеств ученика;
•выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;
•учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;
•предоставление возможности обучающимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
•работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;
•поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;
•постоянно отслеживать эффективность воспитательного воздействия на каждого ученика.
Принцип социального закаливания трудновоспитуемых обучающихся.
Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.
В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
•включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
•выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;
•стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
•оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, которые учат тому, что:
проблемы отношений детей девиантного поведения надо решать с ними, а не за них;
•подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
•не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
•волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;
•нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.
В целях оказания психолого –педагогической помощи обучающимся социально –психологической службой школы в течение 3-х последних лет проведено 235 бесед с обучающимися, на 37 заседаниях Совета профилактики школы обсуждены 159 обучающихся с родителями. На них рассматривались вопросы успеваемости и поведения обучающихся школы, проблемы токсикомании, наркомании, алкоголизма, табакокурения, вандализма, экстремизма. Заслушаны отчёты всех классных руководителей о проводимой профилактической работе в классах.
Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение обучащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.
Одним из важнейших принципов работы с трудными подростками стала опора на положительные качества. Ведущий метод профилактической деятельности – создание «ситуации успеха». Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин утверждает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Как определяется психолого-педагогический механизм ситуации успеха?Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха».Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.Успех – результат воздействия этой ситуации.
При создании ситуации успеха следует иметь в виду, что • одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка;
• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности;• даст возможность почувствовать веру в собственные силы;• появляется желание достичь лучших результатов;• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
Нужно помнить:
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Создание ситуации успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей.
В школе создаются все возможности для самореализации подростков путём вовлечения в общественно значимую деятельность - проведение КТД (праздничные концерты, Новый год, балы, Масленица, Школьные Олимпийские игры), через участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, экскурсии и посещение музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, уроки мужества, митинги, смотры строя и песни. В школе стали традиционными мероприятия, направленные на пропаганду и формирование ведения ЗОЖ: 1 раз в месяц- День здоровья, осенний и весенний легкоатлетический кроссы, Кубок школы по волейболу, баскетболу, футболу, Зимние и Летние Малые Олимпийские игры, смотр строя и песни (февраль, май). Ученическим самоуправлением реализованы проекты «Движение – это жизнь», проведены акции «Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам», «Быть здоровым –это модно», «Береги здоровье смолоду». В начале прошлого учебного года на парковом стадионе проведён танцевальный конкурс «Батлл -2013», в ноябре в школе прошёл Императорский бал, проводятся дискотеки, флешмобы «Быть здоровым- это модно». Множество мероприятий оздоровительного характера проводятся в летний период в лагере отдыха «Радуга» при школе, при приёме в который преимущество отдаётся детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении многих лет в школе действует военно – патриотический клуб «Служу Отечеству», который оказывает неоценимую помощь в воспитании «трудных подростков». Активно действует школьный хореографический ансамбль «Грация», участвуя во многих мероприятиях, в том числе, и профилактического характера. Каждый год в школе проводятся школьные олимпиады, молодёжные предметные чемпионаты, интеллектуальные игры «Кенгуру», «Русский медвежонок, «КИТ», в которых принимает участие много детей, в том числе, и дети девиантного поведения.
Также ежегодно школа участвует в районных и республиканских конкурсах «Я –гражданин России».
Всех детей девиантного поведения стараемся занять внеурочной деятельностью через учреждения дополнительного образования. Занятость детей во внеурочное время составляет 82%. В 2011-12 учебном году охват детей кружками и секциями составил 90%, в 2012-13 учебном году- 89%, в 2013 -14 учебном году – 96%. Охват дополнительным образованием обучающихся, находящихся на внутришкольном учёте и учёте ПДН, составил 100%.
Ежегодно все обучающиеся активно принимают участие в проводимых акциях « Сделаем мир добрее», «Зелёный мир», «Голос сердца», «Дарю добро», «Цветы жизни», «Флаг верности Отечеству», «Уголок России –школьный двор».
Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально привлекательным для трудного подростка.
Для педагогов разработана небольшая памятка гуманно-личностного подхода к ребенку. Она разработана в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации педагогом личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- говорить с трудным как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Предоставлять трудному ребёнку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя требования к трудному ребёнку, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться, обретать уверенность в своих силах и способностях.
- Вызывать, искать все положительное, опираться, делать ставку на его проявление;
- не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного подростка.
5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- всячески поддерживать усилия трудного ребёнка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать трудного ученика в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
- Влиять на трудного обучающегося прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
- беречь ребячьи тайны, не предавать их;
- требовать от себя больше, чем от окружающих.
Несмотря на то, что такой подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении, нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода.
Такая система работы с детьми, находящимися на внутришкольном контроле, приносит положительные результаты. Благодаря слаженной работе классных руководителей, администрации школы, социально – психологической службы, намного уменьшилось количество пропусков уроков без уважительной причины, наметилась тенденция к снижению количества детей, состоящих на учёте в ПДН.
Школа каждодневно старается помочь каждому ребёнку полноценно адаптироваться в современном обществе, найти своё место в нём.
Алгоритм создания «ситуации успеха».
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
1. Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата.
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…..”
“Выполняя работу, не забудьте о…..”
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”
“Только тебе я и могу доверить…”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
В целях эффективности профилактической работы социальные педагоги и психологи школы создали программы «Ступени» для коррекции поведения обучающихся и «Солнечный мир для всех» для работы с детьми «группы риска». Используются коррекционные программы по предупреждению совершения правонарушений и преступлений, по предупреждению бродяжничества, по предупреждению злоупотребления ПАВ.
Практическое занятие:
Обсуждение участниками занятия личных случаев ситуации успеха или неуспеха и их последствия.
Разделить всех участников занятия на несколько микрогрупп и предложить каждой создать различный тип ситуации успеха во время учебного занятия.
Рефлексия “Острова”
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске и каждому участнику предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми участниками. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии участников .ЛИТЕРАТУРА
1. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С.С. Кашлев. – Мн.: Выш. шк., 2002.
2. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992.
3. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
4. Стефановская Т.А. Классный руководитель. Иркутск, 2004.