Доклад на педагогическом совете«Современные методы преподавания изобразительного искусства — урок 21 века. 
Современные методы преподавания изобразительного искусства - урок 21 века.
   Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной и вечной  формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Урок – это форма организации обучения с группой обучающихся одного возраста, постоянного состава. В этой форме представлены  все компоненты  учебно - воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания  и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться, затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
  Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный  - означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если  урок   современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
  Время «готовых» уроков постепенно отходит. Каждый новый  урок - это  ступенька в знаниях  и  развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной  и  моральной культуры.
  Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. 
   Общие требования к уроку кратко можно сформулировать так: 
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; 
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; 
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; 
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания,  овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
 - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению
   Так что же такое современный урок?  Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,   потребность. 
   Что главное в уроке? 
   Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. 
  Любой  урок: развивающий, личностно-ориентированный,  и  традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед  образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки  и  указать: этот  урок  хороший, этот плохой. Этот  современный, а этот устаревший.
Важно другое – нужно понять:
- что происходит с  современным   уроком;
- насколько он  эффективен  в решении новых задач, стоящих перед  образованием;
- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей  урока, его структуры, содержания  и  методов обучения;
- как меняется позиция учителя  и  другие вопросы.
   Современный   урок - это, прежде всего  урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных  основ.  Замысел  современного   урока  заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
   Исходной идеей  современного   урока  является представление о единстве обучения, воспитания  и  развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться  и  осуществляться каждый  урок. В ней находит свое выражение логика  современной  теории обучения  и  в определенной степени социальный заказ общества системе  образования.  И  что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом  уроке. 
Основные компоненты современного урока:
1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
   Вместе с тем, мы все понимаем, что  урок  не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1.        Появились образовательные стандарты  и  на их  основе  – обновленные программы  и  учебники, которые активно используются в  образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2.        Внедряются информационные технологии. 
   Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации  современного   урока:
- усиление его социальной направленности, предполагающей повышение готовности к вхождению во взрослую жизнь, развитие коммуникативной культуры;
- практическая ориентированность  образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных  и  практических знаний;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская  и  экспериментальная деятельность).
    Именно таким,  в самых общих чертах,   современный   урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям  современного  общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.
   В  современном  обществе происходило становление различных (можно назвать три) моделей дидактических систем со своей культурой проектирования  и  реализации  уроков: 
традиционная (классно-урочная); 
модель технологизации  образования; 
модель компетентностного подхода.
   Первую модель можно назвать традиционной – классно-урочной,  и  она  эффективно  действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
- триединая цель  урока(образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков; воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения; развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие);
- план-конспект;
- формы обучения;
- методы и приёмы обучения;
- типы уроков и другие.
  Но время не стоит на месте,  и  сегодня необходимо говорить о следующей  модели – модели компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации  образования. В этой дидактической модели  свой понятийный аппарат, среди которого:
 -базовые компетенции;
 -опыт ребёнка;
 -умение решать жизненные ситуации;
 -психолого-педагогические ситуации и другие.
  «Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов  и  процессов,  и  необходимых для  качественной  продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
    Основой   современных  образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:
1.    Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
2.    Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
3.    Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
4.    Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
5.    Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
6.    Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
  Специфика компетентности состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога. 
  Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. 
  В искусстве одна и та же тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, его стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей  разные, по-своему уникальные. Можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и    возрастных способностей.
  Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение, которое включает в себя следующие принципы:
--Принцип построения новой структуры урока искусства – переход к гуманно-демократической модели, которая включает:
а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего  развития как самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского  коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных;
в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к  саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.
 --Принцип авторского подхода к уроку в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки  учащихся включает:
а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере  "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;
б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);
в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.
--Принцип открытости урока искусства:
а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;
б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;
в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.).
  Метод обучения изобразительному искусству	направлен на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также на организацию процесса изображения у детей.
  Подходы к классификации методов обучения:
1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия). 
2.  Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.). 
3.  Практические методы (конкретные практические действия).
  В заключении хочется отметить:
   Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
  Современный   урок - это, прежде всего  урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных  основ. 
Литература
1.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
2.Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002. 
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.http://www.referatik.com.ua/textbook/25/443/  5.http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/sovremennye-metody-i-formy-uroka