Особенности формирования представлений о дружеском поведении у нормально развивающихся детей


Особенности формирования представлений о дружеском поведении у нормально развивающихся детей
В современной реальности формируется преимущественно два типа представлений о дружбе:
дружба как взаимопомощь в трудных ситуациях и в решении определённых проблем (такой тип дружеских отношений характерен для людей среднего возраста);
дружба как эмоционально близкие отношения, духовная близость между людьми (данный тип отношений свойственен людям ранней взрослости) .
Отношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных исследованиях и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается в работах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман, И.С. Кона, А. Фрейд, Э. Эриксона и др.
При изучении представлений о дружеском поведении необходимо обращать внимание на возрастную периодизацию психического развития детей. При рассмотрении формирования детских дружеских отношений стоит начать с самого начала жизни ребёнка, с младенческого возраста.
В младшем дошкольном возрасте (в 2-4 года) у ребёнка начинают формироваться позитивные эмоции удивления, любопытства, любознательности. В данном возрасте возникает интерес к контакту с другими детьми. Оставив игру вместе, дети воспринимают друг друга с более выраженной заинтересованностью, чем они воспринимают взрослых. Порой такое ранние взаимоотношение становится залогом будущей многолетней дружбы. Общение со сверстниками обогащает жизнь ребёнка новыми впечатлениями, является источником ярких, положительных эмоций, создаёт условия для проявления творческого начала, служит основой развития качественно новых форм общения между детьми.
Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребёнка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для ребенка и занимают всё большее место в жизни. Теперь слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре. Дети сознательно предпочитают играть с другим ребёнком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием дружеского общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнёра и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. С этого времени и до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Это время, когда бурно развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают отношения взрослых. Они пытаются наладить деловое сотрудничество друг с другом. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступают друг другу игрушку, роль и т.п.
Еще одной отличительной особенностью общения детей 4-5 лет является преобладание инициативных действий и высказываний над ответными. Это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который быстро распадается, ведь для ребёнка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Кроме того, из-за ограниченных возможностей мышления детей 4-5 лет им трудно предвидеть последствия (результат) своих поступков.
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребёнок способен к вне ситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий [42]. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлечённость ребёнка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, "кто с кем дружит", или "водится". Ребёнок может серьёзно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Ему необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьёзное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребёнку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более, что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Общение со сверстниками в дошкольный период служит основой для приобретения ребёнком основных навыков коллективной жизни, так же это средство взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребёнок получает возможность видеть себя глазами сверстников.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием. Сознание младших школьников ещё не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности.
Важную роль в формировании представлений дошкольников о дружбе играют родители, наблюдение за тем, как родители общаются со своими друзьями, что рассказывают детям о своем опыте знакомства и поддержания дружеских отношений, а также какие книжки и какие фильмы смотрят вместе с ребёнком. Очень часто бывает так, что дошкольник просто не умеет подойти к сверстнику, не знает, как ему объяснить правила игры и вместо этого он либо уходит, либо затевает драку .Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательные глубокие межличностные отношения детей, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространённой является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных. В отношениях со сверстниками школьник стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении.
Заметим, что реальная дружба подростков – очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое – суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.
По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг – это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребёнок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве
Желание иметь верных друзей и их наличие в 15–18-летнем возрасте приобретает особую ценность для юношей и девушек. Друг должен быть способен давать и получать помощь, сохранять преданность и проявлять сочувствующее понимание. Благодаря дружеским взаимоотношениям, старший школьник утверждается как личность, укрепляет свои позиции во взрослом мире, участвует в своеобразных психотерапевтических сеансах и получает эмоциональную поддержку. Правда, в момент общения юноша или девушка чаще стремятся поделиться собственными переживаниями, а не выслушать другого, что в свою очередь нередко ведет к напряженности во взаимоотношениях .Таким образом, нормально развивающиеся дети легко заводят знакомство и нуждаются в дружбе, общении на всех стадиях жизни. В начале жизни ребёнка важную роль играет пример родителей. Затем в младшем школьном возрасте общение воспринимается как взаимовыгодное сотрудничество, не требующие понимания и принятия интересов своего приятеля. В подростковом возрасте другом становится тот, с кем можно поделиться сокровенным секретом, и кто может его сохранить. В старшем школьном возрасте благодаря дружеским взаимоотношениям дети утверждаются как личность, укрепляют свои позиции во взрослом мире. Без отношений ребёнок не может развиваться и полноценно строить свою жизнь.