«Умные квадратики» (для развития физического и психического здоровья детей дошкольного возраста).






Авторская дидактическая разработка
«Умные квадратики»
(для развития физического и психического здоровья детей дошкольного возраста).






Пособие разработано коллективом педагогов:

Семёнова Ольга Викторовна МАДОУ №20 «Дружный хоровод»
Фефилова Татьяна Геннадьевна МБДОУ №46 «Калинка»
Хорошавина Виктория Викторовна МБДОУ №46 «Калинка»


г. Северодвинск
Пособие предназначено для работы с детьми по программе Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» и другим образовательным программам.

Комплектация: дидактическое пособие, состоящее из тканевого полотна в виде 8 соединённых между собой квадратов и прилагаемых к данному пособию накладных деталей (мешочки с различными наполнителями, карточки с изображением геометрических и цветовых фигур, для развития мелкой моторики, зрительной гимнастики и др.).

Актуальность данного пособия:
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния физического и психического здоровья дошкольников. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, развитие умственных и психических способностей, а также осознанной и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Адресная направленность: данное пособие может быть использовано в работе педагогами ДОУ, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами, родителями детей дошкольного возраста.

Формы реализации: пособие используется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, является частью предметно-развивающей среды группы.

Комплектация: дидактическое пособие, состоящее из тканевого полотна в виде 8 соединённых между собой квадратов и прилагаемых к данному пособию накладных деталей (мешочки с различными наполнителями, карточки с изображением геометрических и цветовых фигур, для развития мелкой моторики, зрительной гимнастики и др.).

Цель данного пособия:
Укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:
- Формировать потребность к ведению активного образа жизни
- Укреплять мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы, развивать координацию движений.
- Развивать сенсорное восприятие детей, зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативность.
- Формировать грамматически правильную речь, упражнять детей в составлении описательных рассказов по картинкам.














Варианты использования пособия.

Зрительная гимнастика:

- на основу прикрепляются карточки с изображением упражнений для глаз, детям предлагается рассмотреть эти карточки и выполнить данные упражнения.




Развитие движений и крупной моторики:
- основа лежит на полу, детям предлагается игра в «Умные квадратики»; - основа лежит на полу, к ней прикреплены мешочки с наполнителями, детям предлагается пройти (потоптаться, попрыгать) по мешочкам и обозначить словесно свои ощущения;



- основа лежит на полу (столе) с прикреплёнными мешочками, детям предлагается потрогать руками мешочки и рассказать о своих ощущениях;
- основа лежит на полу (столе) с прикреплёнными мешочками, детям предлагается потрогать их руками и по заданию педагога найти мешочек с определённым наполнителем;



- основа лежит на полу, к ней прикреплены разноцветные следы, расположенные в разных направлениях, детям предлагается пройти (попрыгать) по этим следам.




Развитие психических процессов: - основа висит на стене с прикреплёнными карточками с изображением теневых силуэтов, детям раздаются цветные картинки, и предлагается подобрать к ним теневой силуэт;



- основа висит на стене с прикреплёнными цветными картинками, детям предлагаются игры: «Угадай, чего не стало?», «Назови, что изменилось?» и др.

Развитие элементарных математических представлений:
- на основе прикреплены карточки с изображением геометрических фигур и детям предлагаются игры: «Назови фигуру», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?», «Назови предметы такой же формы» и т.п.;



- на основе прикреплены карточки с изображением цветовых пятен, с детьми проводятся игры «Назови цвет», «Что бывает такого цвета?» и т.п.;




- на основе прикреплены карточки с изображением цифр, с детьми проводятся игры на развитие умения различать и называть цифры (в пределах 10) и знаков (+ - = < >), на закрепление знаний о составе числа из двух меньших, на формирование навыков решения простых арифметических задач.


Развитие мелкой моторики:
- основа висит на стене и детям предлагаются игры «Зашнуруй», «Застегни пуговицы (молнию, кнопочки)», «Заплети косичку», «Завяжи бантик», «Посади бабочку на цветок (грибок)».

Развитие речи:
- на основу прикреплены предметные картинки с детьми проводятся игры: «Один – много», «Чего не стало», на согласование числительного и существительного;
- на основу прикреплены предметные картинки с детьми проводится игра «Магазин игрушек» (на составление описательных рассказов по картинке);
- педагог постепенно прикрепляет предметные картинки к полотну, и дети придумывают коллективную сказку или рассказ с опорой на изображения.
- эффективно используется данное пособие в непосредственной образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений об опасностях в окружающем мире: например «Внимание! Опасность!»






Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\авторское\DSC_0004.jpgРисунок 7C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\авторское\DSC_0001.jpg15