Организация профориентационной работы в среднем и старшем звене: формы и методы работы.

Выступление на МО воспитателей.
Манасыпова Алена Сергеевна
Организация профориентационной работы в среднем и старшем звене:
формы и методы работы.
Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.
Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Воспитатель часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее.
К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы. В условиях жд школы-интерната, наша задача состоит в том, чтобы определить ребёнка на выбор жд профессии.
В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастеров- профессионалов в какой- либо области, конкурсы и т. д.
Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:
Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.
Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов: «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью».
Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям.
Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор.
Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др.
Затем следует сделать выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.
На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье.
Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое - окончательный вариант».
Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели.
Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.
Выделяют следующие этапы:
Подготовительный - ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
Завершающая консультация - помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и виспитатели.
Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов.
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Формы работы по профориентации:
1. Для младшего звена подойдут: Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.
2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», экскурсии на предприятия, конкурсы дизайнеров и т.д.
3. Для старшего звена 10-11 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры.




















13PAGE \* MERGEFORMAT14315




15