Внеклассное занятие по внеурочной деятельности на тему Оберег — птица счастья.
Тема: «Оберег – птица счастья».
Цель:
Познакомить детей с назначением оберега, видами оберегов.
Развивать творческую фантазию и воображение.
Воспитывать аккуратность в работе.
Прививать интерес к традициям русского народа.
Оборудование:
· русская шаль, ленточки с орнаментом;
· образцы оберегов; рисунки куклы-оберега;
· ножницы, клей-карандаш, белая бумага, цветные салфетки;
· компьютер.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ученица: Гость в дом – радость в нем
Ученик: Проходите гости дорогие
Ученица: Посидим рядком да поговорим ладком
Ученик: Здесь и красные девицы
Ученица: Добры молодцы кругом
Ученик: Все уселись за столом
Ученица: Будет всем вам здесь приятно
Ученик: Побывать у нас в гостях
Ученица: Все мы рады видеть вас
Учитель: Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами, улыбками. Дети, поприветствуйте наших гостей!
(Дети поворачиваются к гостям, кивают и улыбаются. После чего садятся на свои места).
2. Теоретическая часть.
Ученик исполняет песню «У моей России».
Учитель:
- Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить путешествие в далёкое прошлое, к нашим предкам – восточным славянам.
- А кто такие предки? (это люди, которые жили очень давно, до нас).
- И так, начинаем наше путешествие. Возьмитесь за руки, закройте глаза.
(Звучит космическая музыка. Набрасываю на плечи платок.)
Учитель:
- Мы оказались в Древней Руси, где жили восточные славяне. Мы находимся в славянском поселке, в чудесной мастерской.
- Я, Татьяна искусница, приветствую вас.
- Посмотрите, на столе у вас лежат ленточки, это один из элементов головного убора восточных славян. Завяжите их.
(Дети завязывают ленточки)
- Теперь вы девицы-красавицы и добры молодцы.
- Мы с вами познакомимся с традициями русского народа и поговорим об оберегах.
- А кто из вас знает, что такое традиция? (Это то, что передаётся из поколения в поколение.)
- А что такое оберег? Это слово говорит само за себя «то, что оберегает». У кого дома есть обереги?
Известны обереги ещё с древних времён. Восточные славяне преклонялись разным богам. Они смотрели на природу как на живое существо, Думали, что всё зависит от природы, представляли её в виде различных божеств, верили в чудеса, боялись нечистую силу. И поэтому наши предки придумали для себя делать предметы, которые их оберегали бы от всего плохого, а мастерами они были умелыми .
Так, отправляясь в лес, первобытный охотник вешал себе на шею медвежьи клыки. Клык медведя часто вешали и над колыбелью с младенцем, чтобы отпугнуть злых духов. Причина проста: медведь считался хозяином леса, а поэтому человек, который нёс его клыки, мог восприниматься как его посланец и, следовательно, находиться под его защитой.
Практически у всех народов, промышлявших охотой, не только у славян, мужским оберегом служил зуб добытого собственноручно хищника. Он был призван оградить от зла и принести удачу на охоте. Славяне верили, что со «звериным» оберегом они приобретут силу и ловкость убитого зверя.
Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом, пытаясь «огородить» от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.
У древних славян были разные обереги, но всех их объединяло то, что они были тесно связаны с природой. Все они олицетворяли удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье
Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёска (гребень), ключ и полотенце. Ложка символизировала сытость и довольство в доме. Гребни были семилучевыми и оберегали от болезней, дурного глаза и старости. Ключ символизировал богатство и сохранность имущества и опыта. А вышитое полотенце (рушник) сопровождало наших предков от рождения до смерти. Новорожденного укрывали вышитым полотенцем, им же связывали руки новобрачных в день свадьбы, и, провожая в дальнюю дорогу, махали в след, желая ровного и легкого пути.
Наши предки ничего не делали понапрасну. Практически в каждой семье имеются доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек полотенца, платки, наволочки, пододеяльники, блузки и другие предметы с вышитыми рисунками и фигурками. Каждый орнамент и каждый рисунок использовался не просто для красоты, их значение и функции были намного серьезнее. Все эти узоры – настоящие славянские обереги, наделенные силой и могуществом. Вся одежда славян покрывалась специальных охранительным узором. Алый цвет считался охранным, белый – цветом священной чистоты, зеленый – защитой от враждебных сил природы.
- И так, окунемся в защитную магию древних славян.
(Выступление учащихся. Дети рассказывают о различных оберегах).
У обрядов на Руси множество заветовИ один из них - шитьё кукол-оберегов.По поверью, талисман, защитит хозяев,Забирая на себя бремя испытаний.Из различных лоскутков ношеной одежды,Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.Но единственный запрет предков опасались:Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Не особенно хитра лыкова наука,В деревенском житие для семьи - порука.Урожай, уход зимы, в свадебной кадрилиНеприменно куклы те дареными были.Они древности полны и не так пустячны,Из соломы и золы, глины, всяких всячин.До рождения дитя, делали "мотанку".
И ложили в колыбель для чертей обманку.Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,Кукла духов на себя злобных отвлекала.И уже в двенадцать лет девочка умелаСебе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
А Желанница была девушкам - подружка.С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.Чтоб желание сбылось - в косу ей вплеталиЛенту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.От кормилицы Земли силы приходили.Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.По избе душистый дух лета разносилсяЧабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.Колокольчик - знак вестей старого Валдая,Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Хохотушки по весне - стало быть Веснянки,Жизнерадостной судьбе верные служанки.Костромушка - приманит женщине ребёнка,Коли не было детей на чужой сторонке.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,С незапамятных времён с Русью неразлучно.А традиции храня многовековыеГлавная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,С миром на душе, тогда, бралися за дельцеЭту куклу создавать. Да оно не трудно:Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.Полотно в рулон свернув - тулово готово.Голову узлом стянув, рученьки холщовы.Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.Обереги без лица, кажется незримоОтделят добро от зла неисповедимо.Сколько вложено любви неприметной, тихойИ защита на века от любого лиха.
Учитель:
- А сейчас мы познакомимся с оберегом, но одушевленным. - Для этого Вам надо отгадать загадку. Загадка.Когда ты слышишь скрипыШаги над головой,Шуршанье, кашель хриплый,Знай – это (домовой)(Выходит ученик и читает стихотворение о домовом).
Ученик:
Добродушный домовойЗа печной живет трубой.Носит круглые очки,Вяжет теплые носки.Любит слушать он сверчкаВыпить на ночь молочка.Погрозится на мышатЕсли слишком те шумят.Он и бабушке поможет Чтобы тесто подошло.Сам в печурку дров подложитДома с ним всегда тепло.Детям сказочку расскажетЧешет за ухом кота.А когда на землю ляжетПокрывалом темнотаТо считает в небе звездыОхраняя наш покой.Вот такой у нас хозяинЗа печной живет трубой.
Учитель:
- Следующий оберег символизирует чистоту в доме. Угадайте, что это.
Удивительный букет:Ветки есть, а листьев нет!Не привык к парадной вазе,Очищает дом от грязи.Работяга, не бездельник,Наш помощник шустрый...(Веник).
Если веничек повесить вверх метелочкой, значит, в ваш дом “притекут” деньги. Если - метелочкой вниз, он по вашему велению станет выметать всё плохое, из вашего дома).
(Выставляю оберег-веник.)
3. Практическая часть.
Учитель:
- Оберегов, как вы уже поняли, на Руси было большое множество. Скажите, а кто вам дорог больше всего в жизни? (семья). Сегодня я предлагаю вам сделать оберег, который считался хранительницей семейного счастья и благополучия. Догадайтесь о ком идет речь.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ...(птица)Кукла-оберег - "Птица счастья" считалась хранительницей семейного счастья и благополучия. Изготавливался этот оберег обязательно из дерева (ель, пихта, сибирский кедр). Энергия дерева помогает занести в дом вместе с оберегом положительную энергетику. Такой оберег висел в каждом доме, помещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Делалось это специально, что оберег забрал все отрицательное, с чем человек может прийти в дом и пропускает в дом только хорошее.
- Чтобы оберег был чудотворным нужно знать правила его изготовления.- Оберег изготавливается только по доброй воле и от чистой души.- В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
Нам понадобятся ножницы и клей. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем.
(Ответы детей).
- Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала – бумаги. Нам понадобятся ножницы и клей. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем.
(Ответы детей).
Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем. Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад в Японии).
2. Из салфеток складываем гармошкой крылья и хвост.
3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко.4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.5. Приклеиваем хвост.
4.Заключительная часть.
Учитель:
- Наш оберег готов. Я рада была трудиться с вами. Но нам пора возвращаться в 2016 год. Возьмитесь за руки, закройте глаза.
(Звучит музыка, я снимаю платок. Дети открывают глаза.).
- Куда вы совершили путешествие?
-Что вы узнали и чему научились у восточных славян?
- Пусть эти обереги охраняют вас от неприятностей, приносят в ваш дом добро и счастье.- Всем спасибо за работу.
Рисунок 115