Внеклассное занятие по внеурочной деятельности на тему Оберег — птица счастья.

Тема: «Оберег – птица счастья».
Цель:
Познакомить детей с назначением оберега, видами оберегов.
Развивать творческую фантазию и воображение.
Воспитывать аккуратность в работе.
Прививать интерес к традициям русского народа.
Оборудование:

· русская шаль, ленточки с орнаментом;

· образцы оберегов; рисунки куклы-оберега;

· ножницы, клей-карандаш, белая бумага, цветные салфетки;

· компьютер.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Ученица: Гость в дом – радость в нем
Ученик: Проходите гости дорогие
Ученица: Посидим рядком да поговорим ладком
Ученик: Здесь и красные девицы
Ученица: Добры молодцы кругом
Ученик: Все уселись за столом
Ученица: Будет всем вам здесь приятно
Ученик: Побывать у нас в гостях
Ученица: Все мы рады видеть вас
Учитель: Издавна на Руси люди отличались гостеприимством, встречали дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами, улыбками. Дети, поприветствуйте наших гостей!
(Дети поворачиваются к гостям, кивают и улыбаются. После чего садятся на свои места).
2. Теоретическая часть.
Ученик исполняет песню «У моей России».
Учитель:
- Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Я предлагаю вам совершить путешествие в далёкое прошлое, к нашим предкам – восточным славянам.
- А кто такие предки? (это люди, которые жили очень давно, до нас).
- И так, начинаем наше путешествие. Возьмитесь за руки, закройте глаза.
(Звучит космическая музыка. Набрасываю на плечи платок.)
Учитель:
- Мы оказались в Древней Руси, где жили восточные славяне. Мы находимся в славянском поселке, в чудесной мастерской.
- Я, Татьяна искусница, приветствую вас.
- Посмотрите, на столе у вас лежат ленточки, это один из элементов головного убора восточных славян. Завяжите их.
(Дети завязывают ленточки)
- Теперь вы девицы-красавицы и добры молодцы.
- Мы с вами познакомимся с традициями русского народа и поговорим об оберегах.
- А кто из вас знает, что такое традиция? (Это то, что передаётся из поколения в поколение.)
- А что такое оберег? Это слово говорит само за себя «то, что оберегает». У кого дома есть обереги?
Известны обереги ещё с древних времён. Восточные славяне преклонялись разным богам. Они смотрели на природу как на живое существо, Думали, что всё зависит от природы, представляли её в виде различных божеств, верили в чудеса, боялись нечистую силу. И поэтому наши предки придумали для себя делать предметы, которые их оберегали бы от всего плохого, а мастерами они были умелыми .
Так, отправляясь в лес, первобытный охотник вешал себе на шею медвежьи клыки. Клык медведя часто вешали и над колыбелью с младенцем, чтобы отпугнуть злых духов. Причина проста: медведь считался хозяином леса, а поэтому человек, который нёс его клыки, мог восприниматься как его посланец и, следовательно, находиться под его защитой.
Практически у всех народов, промышлявших охотой, не только у славян, мужским оберегом служил зуб добытого собственноручно хищника. Он был призван оградить от зла и принести удачу на охоте. Славяне верили, что со «звериным» оберегом они приобретут силу и ловкость убитого зверя.
Ещё в каменном веке, чтобы уберечь человека от болезни, шаман выбивал на небольшом, гладком камушке несколько окружностей, одна внутри другой, таким образом, пытаясь «огородить» от возможного недуга. Этот камушек помещали в мешочек из кожи и носили на шее.
У древних славян были разные обереги, но всех их объединяло то, что они были тесно связаны с природой. Все они олицетворяли удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье
Например, такие известные нам с детства предметы как ложка, расчёска (гребень), ключ и полотенце. Ложка символизировала сытость и довольство в доме. Гребни были семилучевыми и оберегали от болезней, дурного глаза и старости. Ключ символизировал богатство и сохранность имущества и опыта. А вышитое полотенце (рушник) сопровождало наших предков от рождения до смерти. Новорожденного укрывали вышитым полотенцем, им же связывали руки новобрачных в день свадьбы, и, провожая в дальнюю дорогу, махали в след, желая ровного и легкого пути.
Наши предки ничего не делали понапрасну. Практически в каждой семье имеются доставшиеся по наследству от бабушек и прабабушек полотенца, платки, наволочки, пододеяльники, блузки и другие предметы с вышитыми рисунками и фигурками. Каждый орнамент и каждый рисунок использовался не просто для красоты, их значение и функции были намного серьезнее. Все эти узоры – настоящие славянские обереги, наделенные силой и могуществом. Вся одежда славян покрывалась специальных охранительным узором. Алый цвет считался охранным, белый – цветом священной чистоты, зеленый – защитой от враждебных сил природы.
- И так, окунемся в защитную магию древних славян.
(Выступление учащихся. Дети рассказывают о различных оберегах).
У  обрядов  на  Руси  множество  заветов И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов. По  поверью, талисман, защитит  хозяев, Забирая  на  себя  бремя  испытаний. Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды, Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой. Но  единственный  запрет  предков  опасались: Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались.
Не  особенно  хитра  лыкова  наука, В  деревенском  житие  для  семьи  -  порука. Урожай, уход  зимы, в свадебной  кадрили Неприменно  куклы  те  дареными  были. Они  древности  полны  и  не  так  пустячны, Из соломы  и  золы, глины, всяких  всячин. До  рождения  дитя,  делали  "мотанку".
И  ложили  в  колыбель  для  чертей  обманку. Чтоб  малыш  спокойно  спал, мама  отдыхала, Кукла  духов  на  себя  злобных  отвлекала. И  уже  в  двенадцать  лет  девочка  умела Себе  "доню"   мастерить. Значит  повзрослела.
А  Желанница  была  девушкам - подружка. С  длинным  волосом  из  пряж - тоже  не  игрушка. Чтоб  желание  сбылось - в  косу  ей  вплетали Ленту  алую, потом  исполненья  ждали.
Крупеничка - оберег  сытости, достатка. Наполнялась  сплошь  зерном, гречкой, для  задатка. От  кормилицы  Земли  силы  приходили. Под  иконами  в  углу  бережно  хранили.
Травница - её  травой  наполняли  разной. Хвоя, мята, зверобой - служит  безотказно. По  избе  душистый  дух  лета  разносился Чабреца, шалфея, в  том  способ  излечиться.
Символ  Солнца - Коляда, добрых  отношений. Хлеб  да  соль  для  узелка, а  за  пояс - веник. Колокольчик - знак  вестей  старого  Валдая, Три  юбчоночки  на  ней, сверху  золотая.
Хохотушки  по  весне - стало  быть  Веснянки, Жизнерадостной  судьбе  верные  служанки. Костромушка - приманит  женщине  ребёнка, Коли  не  было  детей  на  чужой  сторонке.
Пеленашки, Спиридон  или  Многоручка, С  незапамятных  времён  с  Русью  неразлучно. А  традиции  храня  многовековые Главная  в  дому  всегда - кукла  Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без  печали  в  сердце, С  миром  на  душе, тогда, бралися  за  дельце Эту  куклу  создавать. Да  оно  не  трудно: Ткань  не  резать  надо - рвать. Что  немного  чудно. Полотно  в  рулон  свернув - тулово  готово. Голову  узлом  стянув, рученьки  холщовы. Юбка, блузка  и  платок, фартучек  нарядный. Бусы, зеркальце  и  вот  девица  отрадна. Обереги  без  лица,  кажется  незримо Отделят  добро  от  зла   неисповедимо. Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой И  защита  на  века  от  любого  лиха.
Учитель:
- А сейчас мы познакомимся с оберегом, но одушевленным.  - Для этого Вам надо отгадать загадку.  Загадка. Когда ты слышишь скрипы Шаги над головой, Шуршанье, кашель хриплый, Знай – это (домовой) (Выходит ученик и читает стихотворение о домовом).


Ученик:
Добродушный домовой За печной живет трубой. Носит круглые очки, Вяжет теплые носки. Любит слушать он сверчка Выпить на ночь молочка. Погрозится на мышат Если слишком те шумят. Он и бабушке поможет  Чтобы тесто подошло. Сам в печурку дров подложит Дома с ним всегда тепло. Детям сказочку расскажет Чешет за ухом кота. А когда на землю ляжет Покрывалом темнота То считает в небе звезды Охраняя наш покой. Вот такой у нас хозяин За печной живет трубой.
Учитель:
- Следующий оберег символизирует чистоту в доме. Угадайте, что это.

Удивительный букет: Ветки есть, а листьев нет! Не привык к парадной вазе, Очищает дом от грязи. Работяга, не бездельник, Наш помощник шустрый...(Веник).

Если веничек повесить вверх метелочкой, значит, в ваш дом “притекут” деньги. Если - метелочкой вниз, он по вашему велению станет выметать всё плохое, из вашего дома). 
(Выставляю оберег-веник.)

3. Практическая часть.

Учитель:
- Оберегов, как вы уже поняли, на Руси было большое множество. Скажите, а кто вам дорог больше всего в жизни? (семья). Сегодня я предлагаю вам сделать оберег, который считался хранительницей семейного счастья и благополучия. Догадайтесь о ком идет речь.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это ...(птица) Кукла-оберег - "Птица счастья" считалась хранительницей семейного счастья и благополучия. Изготавливался этот оберег обязательно из дерева (ель, пихта, сибирский кедр). Энергия дерева помогает занести в дом вместе с оберегом положительную энергетику. Такой оберег висел в каждом доме, помещали его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Делалось это специально, что оберег забрал все отрицательное, с чем человек может прийти в дом и пропускает в дом только хорошее. 

- Чтобы оберег был чудотворным нужно знать правила его изготовления. - Оберег изготавливается только по доброй воле и от чистой души. - В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете. 
Нам понадобятся ножницы и клей. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем.
(Ответы детей).

- Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала – бумаги. Нам понадобятся ножницы и клей. Вспомните, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами и клеем.
(Ответы детей).
Объяснение задания: /учащиеся работают параллельно с учителем/ 1. Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрываем.  Складываем из квадрата птичку - техника оригами (оригами – искусство складывания из бумаги, в переводе с японского означает “сложенная бумага”. Зародилась более тысячи лет назад в Японии).

2. Из салфеток складываем гармошкой крылья и хвост.
3. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку- туловище – получим сквозное окошко. 4. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их. 5. Приклеиваем хвост.

4.Заключительная часть.

Учитель:
- Наш оберег готов. Я рада была трудиться с вами. Но нам пора возвращаться в 2016 год. Возьмитесь за руки, закройте глаза.

(Звучит музыка, я снимаю платок. Дети открывают глаза.).

- Куда вы совершили путешествие?

-Что вы узнали и чему научились у восточных славян?

- Пусть эти обереги охраняют вас от неприятностей, приносят в ваш дом добро и счастье. - Всем спасибо за работу.







Рисунок 115