Конспект урока по музыке: Что за прелесть эти сказки 
«Что за прелесть эти сказки»
( Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)
Проблема: Музыкальная живопись оперы.
                    В каком регистре звучит инструмент.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-путешествие.
Педагогическая цель: Сформировать у учащихся понимание регистра.
Задачи: 1.Познакомить детей с оперой Н. А. Римского-Корсакова 
                «Сказка о царе Салтане»
              2.Расширить понятие регистр.
              3.Вызвать интерес к классической музыке.	
Проектируемый результат: музыкальная живопись, понятие регистр.
Оборудование: компьютер, звукозапись музыки, портреты А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный материал: «Три чуда» из оперы Н. А. Римский – Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). 
Презентация.                                            
                                                   Ход урока
 (слайд № 1)
Учитель. Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр. И, как вы уже, наверное, догадались, будем смотреть и слушать «Сказку о царе Салтане». Познакомимся с ее музыкальной живописью. Ребята, а знаете ли вы кто написал «Сказку о царе  Салтане»?
Дети. А. С. Пушкин. (слайд № 2)
Учитель. Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров? 
Дети. Волшебством.
Учитель. Молодцы. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке композитор с двойной фамилией. Вы, наверное, уже догадались, что зовут этого композитора..?
Дети(дружно) Римский – Корсаков. (слайд № 3)
Учитель. Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. 
(слайд № 4)
« В синем небе звезды блещут
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет, 
Бочка по морю плывет.
Словно горькая девица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам»
Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
Фанфары начинают каждую картину оперы.  
Слушая музыку оперы, услышите высоту звучания различных инструментов.
Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
Дети. Со вступления.
Учитель. Правильно. Послушайте, пожалуйста, внимательно вступление оперы и вслушайтесь в музыкальную живопись.
Слушание. (слайд № 5)
Учитель. Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? И каким образом?
Дети. Помогла. Звучали разные инструменты. (слайд № 6)
Учитель. Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. 
Одинаково звучали инструменты? Как они звучали?
Дети. ?????
Учитель. Правильно, все инструменты звучали по-разному, то есть в разных регистрах.
Регистр – это высота музыкальных звуков (высокий, средний, низкий).
Учитель. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока и определение слова: Регистр. (слайд № 7)
(дети записывают определение  регистр)
И так, мы находимся в театре.
Есть в «Сказке о царе Салтане» три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда - своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
Какое же первое чудо произошло в этой сказке.
Дети. Белка живёт в домике, грызёт непростые орешки.
(слайд № 8)
Учитель. Правильно. Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте, в каком регистре поет белочка.
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Белка поет в высоком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. 
Как она звучит?
Дети. (Легко, отрывисто, подвижно).
Учитель. А в каком регистре звучала тема белки?
Дети. Тема белки звучала в высоком регистре.
Учитель. Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
(Дети называют инструменты симфонического оркестра)
Учитель. Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»
Но прежде, чем начать петь, нам нужно разогреть горлышки. 
Сядьте, пожалуйста, удобно, руки положите на колени, спину выпрямите. (зарядка языка, распевка на стаккато и легато) (слайд № 9)
Проговорим слова       Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка
Лицом круглоличка.
За ней ходит, за ней бродит
Молодой молодчик.
Он и ходит, он и носит
Дороги подарки.
Поем.  
Учитель.  А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей) (слайд № 10)	
« В чешуе как жар горя 33 богатыря»
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
(Просмотр видео фрагмента)
Дети. Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.
Учитель. А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.
( Звучит фрагмент)
Учитель. На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.
В каком регистре звучал марш?
Дети. Марш звучал в низком регистре.
Учитель. Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей, и у  нас снова антракт. 
Физминутка «Буратино»
Антракт закончен, и мы снова возвращаемся к «Сказке о царе Салтане».
Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 11)
Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?
Дети. Красивая, волшебная, таинственная
Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
Дети предполагают.
Посмотрите, как изображена Царевна-Лебедь в сказке.
(Просмотр видео фрагмента)
Давайте послушаем как Царевну-Лебедь изобразил Н. А. Римский-Корсаков
(Звучит фрагмент)
Учитель. Совпало ли ваше воображение с композиторским?
(У многих детей совпало)
Учитель. Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  
Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети. Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
Учитель. Кто написал эту оперу? 
Дети. Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». (слайд № 12) 
При помощи чего изображались в опере герои?
Дети. При помощи инструментов.    
Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
Дети называют. 
Учитель. Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком? 
Дети отвечают.
Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. 
Сейчас, как и на каждом уроке вы оцените работу друг друга.
Если вам было интересно и вам  понравилось в театре, то вы прикрепляете «изумруд».
 А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте «орешек».
(Дети прикрепляют выбранные ими картинки).
Задание на дом: Изобразить на альбомном листе иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане». (слайд № 13)
Учитель. Спасибо за работу. До свидания.
13PAGE  15
13PAGE  14315
Заголовок 115