Урок с на тему Что за прелесть эти сказки!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Елец Липецкая область
Урок литературного чтения, 4 класс. Тема «Что за прелесть эти сказки!»
Урок - литературный салон, посвященный творчеству А. С. Пушкина.
Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ № 10 с УИОП Бутыриной Галиной Николаевной. Цель: Систематизировать, обобщить и расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина.
Цель урока: продолжить знакомство обучающихся с творчеством А. С. Пушкина, его биографией; воспитывать любовь к поэзии, русской литературной речи, интерес к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания сказок А.С.Пушкина.
Учить выразительному чтению.
Развивающие:
Развивать внимание детей.
Развивать восприятие, речь, память, воображение, познавательный интерес.
Развивать мыслительную деятельность учащихся на уроке.
Учить детей применять знания в нестандартных ситуациях.
Развивать артистические способности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к литературному творчеству А.С.Пушкина.
Воспитывать чувство коллективизма в работе.
Оборудование: выставка книг с произведениями А. С. Пушкина, карточки для работы в группах, детские иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран, костюмы для исполнения сценок, ящик с посылкой и телеграмма.
Ход урока.
№ этапа урока Содержание Слайды компьютерной презентации
1.
2.
3.
4. Актуализация знаний.
-Сегодня мы будем говорить о творчестве выдающегося русского поэта, писателя и сказочника. На схеме зашифрована его фамилия. С помощью знания порядкового номера букв русского алфавита попробуйте угадать, о ком пойдет речь сегодня на уроке.
17 21 26 12 10 15
Постановка целей урока.
-Сегодня мы еще раз прикоснемся к творческому наследию величайшего мастера художественного слова А. С. Пушкина, произведения которого с удовольствием читают люди разного возраста, разных национальностей, разного уровня образования, живущие в разных странах мира.
Работа по теме урока.
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. С. Пушкина. (Приложение 1).
Инсценировка отрывков из сказок А. С. Пушкина.
Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батько, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: « Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где найти мне такого
Служителя не очень дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелчку ведь розь.
Да понадеялся на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно,
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье».
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравстуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел».
- «А какое это диво?»
- «Где-то вздуется бурливо
Океян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор».
Слайд- таблица.
Портрет А. С. Пушкина.
Иллюстрация «Встреча попа и Балды».
Иллюстрация «Царевна Лебедь и князь Гвидон».
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Князю лебедь отвечает:
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птиц, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незванной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою,
Вишь, какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела.
Но скажи, как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся, всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
- Из каких сказок А. С. Пушкина пришли к нам герои, представшие перед вами на сцене? (Ответы детей).
Конкурс «Угадай сказку по картинке».
Кораблик («Сказка о царе Салтане…»), корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»), яблоко («Сказка о мертвой царевне…»), Шамаханская царица («Сказка о золотом петушке»), бесенок («Сказка о попе и его работнике Балде»).
Литературная игра «Там чудеса…» (работа в группах).
- Сегодня в школу к нам пришла посылка. Сейчас мы ее откроем и узнаем, что внутри. Тут лежит какая-то записка: «Мы жители волшебной страны Лукоморье приготовили для вас задания по сказкам А. С. Пушкина. Будем рады узнать, что вы являетесь почитателями таланта этого великого русского поэта».
Дети делятся на группы и выполняют задание на карточках (Приложение 2). После коллективного обсуждения один из учащихся дает ответ, выбранный участниками группы.
Конкурс детских иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Дети показывают свои рисунки и читают отрывки из сказок А. С. Пушкина, которые они проиллюстрировали.
Работа с выставкой книг.
Рассказ школьного библиотекаря о книгах А. С. Пушкина, представленных на выставке.
Итог урока.
-Много лет прошло после смерти А. С. Пушкина, но время не властно над памятью. На Пушкинской площади в Москве стоит памятник великому русскому поэту, созданный на народные пожертвования. У его подножия всегда лежат букеты цветов, как дань уважения и поклонения перед гениальностью великого русского поэта. В нашем городе тоже есть памятник А. С. Пушкину, к которому мы в ближайшее время совершим экскурсию.
Рефлексия.
Вы постоянно будете возвращаться к творчеству А. С. Пушкина на уроках литературы в школе, а затем и во взрослой жизни. В его книгах вы найдете ответы на многие вопросы. Произведения А. С. Пушкина помогут вам лучше узнать людей, увидеть красоту природы, изучить русские традиции и обряды, научат думать и глубоко мыслить. Я предлагаю вам представить, что А. С. Пушкин слышит нас. Выскажите свое мнение об уроке, о произведениях великого русского поэта, которые любимы вами. (Высказывания детей). Иллюстрация «Царь Дадон и волшебник».
Иллюстрация «Злая мачеха у зеркала».
Изображения предметов.
Слайды с правильными ответами.
Жюри (группа родителей класса) оценивают выступления детей и награждают книгами победителей.
Слайд «Памятники А. С. Пушкину».
Слайд со словами
Н. В. Гоголя.
Приложения.
Краткая биография А. С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799г. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом. Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которой он посвятит немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя отправляют Пушкина Царскосельский Лицей. Там он начал писать свои первые стихи, подружился с такими знаменитыми людьми как Иван Пущин, Вильгель Кюхельбекер, Антон Дельвиг и другими. 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».
После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
За распространение эпиграмм на различных людей, вольных стихов, в 1820 году Пушкина отправляют в ссылку. В ссылке, в 1823м году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин». За четыре года ссылки Пушкиным были написаны поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». В 1824-ом году поэт находился в ссылке в своём имении – в селе Михайловское. Там он продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения.
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров, такие как «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие другие. 9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке в городе Петербурге.Карточки для работы в группах.
1 карточка.
Соедините слово с его значением:
вареная полба крытое углубление в земле, вырытое для жилья
светлица старинный женский головной убор
землянка каша из зерен дикой пшеницы
рать светлая парадная комната в избе
кичка войско на Руси
2 карточка.
Соедини название сказки с о сказочным героем из нее:
«Сказка о рыбаке и рыбке» Елисей
«Сказка о мертвой царевне…» Дадон
«Сказка о золотом петушке» столбовая дворянка
«Сказка о царе Салтане…» сватья баба Бабариха
3 карточка.
Угадай сказку по словам.
а) Путь – дорога, терем, прялка, солнце, ветер, месяц, свадьба;
б) Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуга, царица, корыто.
в) Базар, жадность, лошадь, работа, оброк, море, веревка, щелчок.
г) Рать, воевода, царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок.
4 карточка.
Назовите главную мысль «Сказки о попе и его работнике Балде»:
а) жадный и скупой человек остается ни с чем;
б) доброта и скромность будут вознаграждены;
в) хитрость и смекалка помогут в любом деле.

Список литературы.
А. С. Пушкин «Сочинения в трех томах», том 1, Изд. «Художественная литература» М., 1985.
Ю. М. Лотман «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя», Изд. «Просвещение», М., 1982.