Урок казахского языка «Что за прелесть эти сказки!»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Цели и задачи: Образовательная: показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики; Развивающая: развитие общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером; умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. Воспитательная: воспитать интерес к литературному чтению; умение сочетать индивидуальную работу с коллективной. Оборудование: мультимедийная система обучения, компьютеры, сопутствующая уроку презентация, музыкальные композиции /песни сказочных героев/; предметы из сказок. Тип мероприятия: урок-путешествие. Цели учителя русского языка и литературы: обобщить знания, умения и навыки по изученной теме «Сказки народов мира»; развитие познавательных интересов обучающихся, умения выразительно декламировать отрывки из произведений, подбирать соответствующий теме урока материал, формировать навыки коллективной, групповой работы, развивать креативные способности школьников на уроке литературы, расширить знания о богатстве авторской, народной сказки, стремиться продолжить развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках литературы. Цели учителя информатики: закрепить навык использования компьютера для проверки знаний учащихся; отработать навык работы учащихся в программах word, paint , дать возможность учащимся обобщить и применить для решения учебной задачи знания возможностей программ word, paint, развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель литературы : (слайд 1) За горами, за лесами За широкими морями, Есть чудесная страна – Ждёт с тобою нас она - Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по прекрасной и удивительной стране стране необычной, интересной. С детства вы прежде сами любили бывать в этом государстве, которое носит название Сказочной страны. (слайд 2 с изображением Сказочной страны) В это путешествие с нами отправятся наши друзья - Знайка и Незнайка, которые расскажут интересное о своей сказочной родине и помогут в сложных ситуациях. Страна сказок очень большая, и в ней много необычных, захватывающих вещей. Так как вам уже приходилось бывать в ней, нам будет легче путешествовать, и для этого вы поделитесь на команды. А ещё у каждой команды будет шкатулка, куда вы сможете складывать полученные сувениры в Стране сказок. (деление на команды) - Ребята, чтобы отправиться нам в Страну сказок, нам нужен транспорт. Хорошо бы, если он будет волшебным. Как вы думаете, на чём нам удобнее добираться до нашей цели за Тридевять земель? (слайд 3 - ковёр-самолёт) - звучит музыкальная композиция - Ребята, вот и очутились мы в волшебной стране, жителями которой являются сказочные персонажи. (слайд 4-закрытые ворота) Но что-то не спешат они открывать ворота своего города, чтобы пустить нас в гости. А вы, ребята, сказки любите? Может, знаете некоторые из них? Какие сказки вы читали? Попробуем узнать сказочных героев, которые встречают нас. (слайд 5- с заданием) *1 задание: определить загаданную сказку, назвать автора, перечислить главных героев; ответы рисуем в программе Paint; отгадавший в награду получает знаковую вещь из сказки. (слайд 6- сказка «Маша и медведь») А дорога - далека, А корзина – нелегка пирожок Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. Кто является главными героями сказки? Кто автор этой сказки? Что лежало в корзине, где сидела Машенька? (слайд 7- сказка "Снегурочка") Красна девица грустна, Ей не нравится весна, снег Ей на солнце тяжко, Слезы льет, бедняжка. Кто является главными героями сказки? Кто автор этой сказки? Из чего была сделана Снегурочка? (слайд 8- сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Нет ни речки, ни пруда, Где воды напиться? Очень вкусная вода - козлёнок В ямке от копытца. Кто является главными героями сказки? Кто автор этой сказки? В кого превратился братец Иванушка? (слайд 9 – сказка "Волк и семеро козлят") Отворили дверь козлята, бутылочка молока И пропали все куда-то! Кто является главными героями сказки? Кто автор этой сказки? Что должна была принести с собой мама козлят? (слайд 10 – сказка "Колобок") Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, колобок Отгадайте без подсказки, Из какой ушел я сказки? Кто является главными героями сказки? Кто автор этой сказки? Нарисуйте главного героя сказки. Учитель информатики: (слайд 11 – открытые ворота) -Но вот и распахнули сказочные жители, довольные вашими ответами, ворота своей страны. (слайд 12 - ковёр-самолёт) Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех. Где еще, как не здесь, можно увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковер-самолет! (слайд13 – Серый Волк) гуляя по лесу, встретить Ивана-царевича и его верного друга - серого Волка! (слайд 14 – Баба-Яга) Или случайно набрести на ветхую избушку Бабы -Яги! В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между добром и злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его; простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей; Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-Ягой. Что же помогает героям сказок одерживать победы: хитрость, коварство, а может быть обман? Ни то, ни другое, ни третье... Иван-царевич побеждает благодаря своей человечности и доброте, ведь он всегда сражается за слабых и угнетенных, крестьянину помогает его житейская мудрость и смекалка, а крестьянской дочери Василисе Прекрасной - ее мягкий нрав, трудолюбие, умение делать все быстро да споро (слайд 15 - Василиса Премудрая). Русский народ про Василису Прекрасную сложил много сказок. Но сегодня нас встречает другая известная героиня из одной французской сказки, которая во многом похожа на русскую Василису. - звучит музыкальная композиция «Золушка» - Эту сказку больше 200 лет назад записал французский сказочник Шарль Перро. Как вы думаете, о ком идёт речь и что это за сказка? (слайд 16 – сказка «Золушка») Мы в гостях у Золушки. Но она не одна встречает нас, приглядитесь, кто её окружает? (слайд 17- с заданием) *2 задание: определить по стихотворению и музыкальному вступлению сказочных героев; на доске среди множества предметов отыскать вещь, принадлежавшую этому герою; отгадавший в награду получает знаковую вещь из сказки. (слайд 18 – стихотворение о Буратино, «Песенка Буратино»). У отца был мальчик странный, ключик Необычный, деревянный Но любил папаша сына Шалунишку ... (Буратино) (слайд 19 – стихотворение о Чебурашке, песенка про Чебурашку) Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица, Ни тигренок, ни лисица, Ни котенок, ни щенок, апельсин Ни волчонок, ни сурок... Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка, Что зовется ... (Чебурашка) - Кто знает, почему я дала правильно ответившей команде апельсин? /чебурашку нашли в ящике с апельсинами/ (слайд 20 – стихотворение про Айболита, песенка про Айболита) Из всех докторов добрей, Лечит он больных зверей. микстура Всех излечит, исцелит, Добрый доктор ... (Айболит) (слайд 21 – стихотворение про Красную Шапочку, песенка Красной Шапочки) Шла по лесу девочка к бабушке своей, Пирожки в корзинке, шапочка на ней. корзинка Кто читал такую книжку, Знает девочку - малышку... (Красная Шапочка) *3 задание. Учитель литературы : - Отлично справились с заданием, ребята, двигаемся дальше по стране сказок. (слайд 22 – сказка «Репка») Ребята, вы узнали героев этой сказки? Кто это? Как называется эта сказка? Что-то случилось с этими сказочными существами, давайте спросим Знайку, в чём тут дело. (слайд 23 – задание № 3) Знайка: -А дело всё в том, что Незнайка прочитал сказку «Репка» неправильно, и теперь её герои никак не могут вспомнить, как они смогли вытянуть репку. Помогите им хоть вы, ребята, выполнив задание № 3: нужно восстановить последовательность вытягивания репки. Для этого все действия героев следует записать в программе МWord. . Если все действия будут перечислены верно, то поставленная задача будет решена. Выполнение задания. Проверка задания: (слайды следующие – кадры из сказки) Знайка: Правильно, ребята, верно записали! Герои сказки «Репка» тянули репку в такой последовательности: дедка – за репку бабка – за дедку внучка - за бабкой Жучка - за внучкой кошка - за Жучкой мышка - за кошкой Те, кто правильно выполнил задание, получают символическую репку! *4 задание. Учитель литературы : - А теперь наш путь лежит в офис Василисы Премудрой. Она приобрела себе компьютер и просит вас помочь объяснить его устройство. (слайд ромашка с заданиями на лепестках) *5 задание. Учитель информатики : Ребята, Баба-Яга подарила вам шкатулку, где лежит листочек с зашифрованными рисунками. Попробуйте разгадать эти рисунки-ребусы. Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков изображений тех или иных предметов. (Ответы: Модем Сервер Информатика Накопитель Исполнитель Винчестер Память Интернет Клавиатура Программа Программирование) Выполнение задания. Итог. Учитель литературы : Сегодня вы побывали в чудесной стране, где легко справились с трудностями, стоящими у вас на пути, используя знания по информатике. А сейчас мы покидаем Страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране в гостях у своих любимых героев и познакомитесь с новыми персонажами, если просто-напросто прочтёте любую художественную книгу.