Игра-зачёт «Счастливый случай» на тему: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». А. С. Пушкин. (Начальные классы)
МБУ ДО «Центр детского творчества
им. Г. И. Чикризовой» Харабалинского района
Конспект открытого занятия по театру
Для учащихся начальных классов
Игра-зачёт «Счастливый случай» на тему:
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.»
А. С. Пушкин
Подготовила и провела:
Педагог-организатор Е. В. Симдяшкина
г. Харабали
2016 г.
Игра-зачёт «Счастливый случай» на тему:
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
А. С. Пушкин.
Цель: прививать учащимся любовь к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.
Задачи.
Образовательные:
- продолжать знакомить учащихся с творчеством великого поэта А. С. Пушкина: стихами, поэмами, сказками;
- закрепить знание учащимися сказок А. С. Пушкина;
- понимать идею сказок.
Развивающие:
- развивать выразительность, ясность, чёткость речи;
- развивать артистические способности.
Воспитательные:
- пробуждать у учащихся симпатии и антипатии, формируя активное отношение к героям;
- воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, взаимовыручку, уважение, положительное отношение друг к другу);
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать эстетические чувства.
Обогащение словаря: «юбилей», «творчество», «фольклор», «поэма», «сюжет», «образ», «идея».
Меж-предметные связи: литературное чтение, музыка, изо, труд.
Тип урока: игра-зачёт.
Оборудование: аудиозапись произведений Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь», «Полёт шмеля»; репродукции с картин художников Васнецова «Три богатыря» и «Алёнушка», Врубеля «Царевна-Лебедь»; указка, свеча в подсвечнике, столик; бочонок с заморочками (бочонки от игры «Лото»); табло для очков, маркер; ударные музыкальные инструменты - маракасы; сундучок, в котором лежат яблоко, зеркальце, бусы, мех; костюмы для участников инсценировки «Сказки о попе и о работнике его Балде», эмблемы для игроков, угощение для ребят.
Место проведения: актовый зал.
Ход занятия.
I. Организационная часть.
Приветствие.
Педагог.
- Здравствуйте, девочки! (Делают реверанс).
- Здравствуйте, мальчики! (Делают поклон).
Садитесь, пожалуйста! Начнём занятие, как обычно, с речевой разминки. Для этого прочтём отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» и звукоподражанием изобразим зимнюю бурю. Звукоподражания произносим протяжно, на выдохе.
Какою частью речи поэт передал бурю? (Глаголами).
Голосом выделяем глаголы. Встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, не забывайте дышать правильно, носом. Проговаривайте все слова отчётливо, выразительно. Начинаем!
II. Речевая разминка.
1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя (у-у-у, То как зверь она завоет (в-в-в),
То заплачет, как дитя (а-а-а).
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит (ш-ш-ш).
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит (у-б, у-б, у-б).
2. Педагог. А сейчас устроим перекличку мальчиков и девочек, разыграв «Хор девушек» из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Не забывайте при чтении использовать мимику, жесты.
Мальчики. Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку,
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему!
Девочки. Как заманим молодца,
Как завидим издали,
Разбежитесь, милые,
Закидаем вишеньем,
Вишеньем, малиною,
Красною смородиной.
Не ходи подслушивать
Песенки заветные,
Не ходи подсматривать
Игры наши девичьи!
- Хорошо, ребята! Садитесь!
Ш. Вступительное слово.
Педагог. Ребята, мы не спроста начали речевую разминку стихами А. С. Пушкина. Мы знакомились на занятиях со сказками поэта. Пройдёт 2-3 года, и вас будут увлекать не только сказки, но и поэмы, повести, стихи Александра Сергеевича. Уже не одно поколение людей пронесло любовь к творчеству Пушкина через свои жизни. Я хочу пожелать вам радости и наслаждения от непревзойдённой музы великого поэта. Наше сегодняшнее театрализованное занятие будет посвящено сказкам А. С. Пушкина, с которыми вы познакомились на уроках чтения в школе и на наших занятиях театром. Мы выразительно, по ролям читали сказки, заучивали наизусть отрывки, инсценировали понравившиеся эпизоды.
IV. Объяснение темы занятия.
Педагог. Тема нашего занятия – «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Эти прекрасные строки принадлежат перу Александра Сергеевича. Занятие наше будет немного необычным – игра-зачёт по сказкам Александра Сергеевича. Это итоговое занятие. Сегодня вы продемонстрируете всё то, о чём узнали и чему научились на занятиях. Наше занятие пройдёт в виде популярной когда-то телеигры «Счастливый случай». Вам предстоит на время перевоплотиться из обычных учащихся в участников игры (игроков), болельщиков, артистов. Не забывайте о выразительности, чёткости, ясности речи, движений, о сохранении красивой осанки, о своём поведении.
В нашей игре принимают участие две команды:
«Лукоморье»
«Синеморье»
Сейчас они вам представятся. Пожалуйста! (Представляются).
У каждой команды есть своя группа поддержки, которая будет ей помогать. Она – в зрительном зале. Обеим командам будет помогать оркестр шумовых народных инструментов «Удальцы» (руководитель Чухрина Марина Александровна) из творческого объединения «Весёлые нотки». Оценивать игру будет консультант – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Миляева Людмила Валерьевна.
А сейчас я хочу обратиться к каждому участнику обеих команд:
Я прошу, не хмурь лица – будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость, а программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся, всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнём программу!
Затей у нас большой запас. А для кого они? Для вас!
Я знаю, вы любите игры, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее, чем наши прекрасные сказки!
Скажите, чем отличаются литературные сказки от фольклорных (народных)? (Ответы).
Сейчас мы вспомним любимые вами сказки Пушкина и пригласим в гости их героев. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок и посмотрим, кто к нам идёт. Начинаем парад сказочных героев!
V. Парад сказочных героев.
Под музыку Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь» на сцену поднимаются в костюмах Царица-мачеха, Царевна-Лебедь, Золотая рыбка, Шамаханская царица и читают о себе свой стихотворный портрет.
Царица-мачеха. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива,
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Царевна-Лебедь. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Золотая рыбка. Как взмолится золотая рыбка,
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь!»
Шамаханская царица. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Педагог. Узнали этих героинь? О них и о сказках, из которых они к нам пришли, мы поведём речь на занятии.
(Под музыку героини уходят со сцены)
- А сейчас я хочу спросить у команд, откуда взяты ваши названия? (Ответы)
К занятию вы подготовились очень серьёзно: учили отрывки из сказок, рисовали любимых пушкинских персонажей.
Ну, а теперь пора начать игру.
VI. Начало игры.
Педагог. Я объявляю I гейм – «Дальше, дальше, дальше!»
Каждой команде я приготовила вопросы. В течение одной минуты вы должны ответить на большее количество вопросов. На сколько вопросов ответите, с только очков и получите. Если вы не знаете ответ на вопрос, то говорите: «дальше!» Ответы давайте быстро.
Вопросы команде «Лукоморье»:
Сколько человек насчитывала семья попа? (4)
Как звали пса, который сторожил терем семерых богатырей? (Соколко)
Что стало с попом после третьего щелчка? («Вышибло ум у старика.»)
Кого шмель укусил в нос? (Бабариху)
Кто из героев Пушкина имел шапку-невидимку? (Дадон, Гвидон, Черномор)
Сколько встреч было у старика с рыбкой? (6)
Какие меха любила старуха? (Соболиные)
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)
Что кричал петушок, сидя на спице?
Через сколько дней войско во главе с Дадоном встретило Шамаханскую царицу? («На осьмой»)
Как назывался остров в океане неподалёку от царства Салтана? (Буян)
Вопросы команде «Синеморье»:
Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (30 лет и 3 года)
На какую работу нанял поп Балду? (Конюх)
Сколько сыновей было у Дадона? (2)
Как звали царевича в «Сказке о мёртвой царевне…»?
В каком виде спорта соревновались Балда и Бесёнок? (Метание вдаль)
Сколько раз забрасывал старик невод в синее море? (3)
Кто из героев Пушкинской сказки ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
Кого пытался убить злой чародей в облике коршуна? (Лебедя)
Какое приданое получил королевич Елисей к невесте? (7)
Какими словами обращалась царица к зеркальцу?
Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
Объявляются результаты гейма.
II гейм «Заморочки из бочки».
Педагог. Я прошу подойти ко мне Царевну-Лебедь, чтобы она помогла мне в этом гейме. В бочке лежат по две заморочки для каждой команды. За этот гейм каждая команда получает столько очков, на сколько заморочек даст ответ. Начали!
Музыкальное задание.
Сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок из оперы русского композитора, написанной по сказке Пушкина. Назовите фамилию этого композитора, название оперы и музыкального отрывка из оперы. («Полёт шмеля»).
Задание на лучшего знатока живописи.
Посмотрите на эти три репродукции с картин русских художников. На одной из них персонаж пушкинской сказки. Вы должны назвать фамилию художника, название картины и к какой сказке она написана? (Врубель «Царевна-Лебедь»).
3. Кто и в какой сказке умер от восхищения (мать), а кто от зависти и тоски (мачеха)?
4. В одной из сказок и в одной из поэм Пушкина есть герой с одним и тем же именем. В сказке он – носитель добрых начал, а в поэме – злых. Имя этого героя? (Черномор).
Объявляются результаты гейма.
III гейм «Ты – мне, я – тебе! »
Педагог. Участники игры подготовили вопросы своим соперникам. За этот гейм каждая из команд получит столько очков, на сколько вопросов даст ответы. (Задают друг другу вопросы).
Вопросы команде «Лукоморье»:
Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Как начинается «Сказка о царе Салтане…»?
Когда день рождения у молодой царевны? (Сочельник).
Какую обувь носила старуха, когда стала дворянкой? (Красные сапоги).
Что стало с попом после второго щелчка? («Лишился поп языка»).
Вопросы команде «Синеморье»:
Кто в одной из сказок Пушкина был наказан за жадность (старуха), а кто за трусость и безволие (старик)?
Какого роста родился Гвидон? (Аршин).
Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
В сказке Пушкина и в русской народной есть сюжет с заточением в бочку. Назовите эти сказки.
Сколько раз Гвидон отправлялся в царство Салтана и в кого превращался?
Результаты гейма.
IV гейм «Тёмная лошадка».
Педагог. К вам на игру придёт гость, а кто, - вы должны угадать.
Её он мамой называл,
Он называл её голубкой.
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.
Не гаснул долго огонёк
В её уютненькой избушке.
И слушал, слушал её Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
Догадались, кто эта гостья? (Ответы).
Встречайте ведущую IV гейма – няню Пушкина – Арину Родионовну! Очки будет присуждать сама няня.
Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные! (Кланяется, садится за стол, зажигает свечу). А пришла я к вам, чтобы рассказать о Москве стародавней, о тех временах, когда Александр Сергеевич был ещё совсем маленьким дитятей. Жили тогда Пушкины в Немецкой слободе. А почему слобода так называлась, знаете? (Ответы).
Правильно, в слободе этой издавна селились немцы, англичане, французы. По-русски они совсем плохо говорили. Что у них ни спросишь, они в ответ глазами хлоп да хлоп, лепечут, Бог знает, что. В старину всех иностранцев немцами называли. Поэтому слободу назвали Немецкою. Улица, на которой стоял дом Пушкиных, тоже была Немецкою. По ней ездили на лошадях: богатые люди в каретах, бедные – на телегах.
Педагог. Арина Родионовна, а нынче эта улица называется Бауманская улица.
Арина Родионовна. Была я недавно на этой самой улице. От прежнего её вида и следа не осталось. Хотела улицу перейти, да куда там! Они так и снуют, ездят туда-сюда, как называются-то забыла! Ну-ка, подскажите мне! А дыму-то от них, шуму – ну прямо беда!
Бывало, поведу я маленького Сашеньку в сад гулять. Красота: воздух свежий, птички поют, бабочки летают, цветочки цветут. Красотища!
Ребята, а знаете ли вы, какие сказки написал А. С. Пушкин? Назовите их! (Дети называют).
За основу своих сказок Александр Сергеевич взял сюжеты русских народных сказок.
1). На сюжет какой сказки Александр Сергеевич написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» (Батрак Шабарша»).
2). «Сказку о царе Салтане…»? («Чудо-дети»).
3). «Сказка о мёртвой царевне…»? («Волшебное зеркальце»).
4). «Сказку о рыбаке и рыбке»? («Жадная старуха»).
Ребята, я принесла с собой волшебный сундучок.
1). В нём лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко).
2). Ещё в сундучке лежит предмет, который в сказке Пушкина говорит человеческим голосом. Что это за предмет? (Зеркало).
3). Драгоценности, которыми старуха украсила шею. Какие это драгоценности? (Жемчуга).
4). Мех, из которого была сшита душегрея старухи? (Соболиный).
В какой сказке был чудо-город, в котором было много чудес? (Называют).
Помните стихи про белочку? (Хором читают отрывок).
Ай-да белочка! И пляшет, и поёт! Чудо, да и только! А что за песню она поёт? (Русскую народную песню «Во саду ли, в огороде»).
Педагог. Нянюшка, а наши ребята знают эту песню. Они споют её и сыграют на шумовых музыкальных инструментах – маракасах, которые изготовили своими руками. Послушайте, пожалуйста, пение ребят и игру на музыкальных инструментах в детском оркестре.
Дети исполняют русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
Арина Родионовна. Спасибо вам, детушки мои дорогие! Порадовали меня, старую. Знаете сказки моего Александра Сергеевича! Всем присуждаю по одному очку.
Ведущая. Спасибо вам, нянюшка! А сейчас просим Вас в зрительный зал посмотреть, что же будет дальше!
V гейм – «Вдогонку за лидером».
Педагог. Каждой команде было дано домашнее задание –инсценировать отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде». Высший балл – 5 очков.
Театральный конкурс
Начинает команда «Лукоморье» инсценировкой сцены «Подрядились».
Команда «Синеморье» инсценирует сценку «Расправа».
(Инсценировка)
Педагог. Ребята, вы посмотрели выступление команд в театральном конкурсе. Я не случайно выбрала одну и ту же сказку для обеих команд. Давайте обсудим выступление артистов.
- Чьей команде, в большей степени, удалось вжиться в образ своих героев?
- Чьи костюмы более соответствуют облику героев?
- Поняли ли артисты идею сказки, характеры героев?
- У кого более выразительная речь?
Итог гейма.
VII. Оценки за урок.
Педагог. Игра окончена со счётом (объявляю счёт). Я благодарю всех за участие в сегодняшнем уроке-игре. Вы сегодня продемонстрировали прекрасное знание сказок А. С. Пушкина, свои артистические данные, чувство взаимопомощи, поддержки друг другу, ответственности за порученное дело. А сейчас я хочу угостить вас леденцами на палочках – петушками и белочками. Всем ставлю высший балл.
VIII. Домашнее задание.
Со следующего урока мы приступим к изучению творчества великого датского сказочника Г. Х. Андерсена. Я прошу вас найти сказку «Русалочка» и прочитать её.
IX. Заключительная часть.
Педагог. Наше театрализованное занятие-игра окончено.
- До свидания, девочки! (Реверанс).
- До свидания, мальчики! (Поклон).