Конспект урока по литературе на тему Что за прелесть эти сказки!


Урок литературы в 5 классе «Что за прелесть эти сказки!»
Для урока класс делится на 3 небольшие группы, каждая из которых получает определенную сказку А.С.Пушкина: 1) «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»; 2) «Сказку о рыбаке и рыбке»; 3) «Сказку о царе Салтане».
Ребята должны перечитать сказки, подготовить большую обложку, сделать иллюстрации к своей сказке и небольшой фрагмент ее инсценировать. Время для подготовки – 7-10 дней.
Начало: звучит несколько тактов вступления к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», под которые учащиеся рассаживаются на подготовленных местах, музыка создает в классе сказочную атмосферу (слайд 1)
Слово учителя: - «Что за прелесть эти сказки!»- говорил А.С.Пушкин о русских народных сказках. Этими же словами можно оценить сказки самого поэта, и мы с вами еще раз убедимся в этом, листая страницы его замечательных произведений.
Кто знает, как называется волшебная страна, где живут все сказочные персонажи А.С.Пушкина? Затрудняетесь? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете разгадав кроссворд (см.презентацию).
(Учащиеся всех трех команд получают один и тот же кроссворд, при правильных ответах должно получиться ключевое слово – Лукоморье – слайд 2)
-Молодцы, все команды прекрасно справились с этим заданием, и мы начинаем наше путешествие в эту удивительную страну.
II. Все готовы? Вперед, полетели! (Включается «Полет шмеля» Римского-Корсакова – слайд 3).
И вот мы уже у Лукоморья, однако, странно, двери почему-то не открываются (слайд 4)….Что бы это могло значить, как вы думаете? (Ребята должны выполнить задание - работа с пословицами к сказкам). Лукоморье открывает двери только для умных и любознательных, для настоящих знатоков сказок!
Посмотрим, насколько внимательно вы читаете сказки, понимаете их содержание.
Каждая команда получает лист с русскими народными пословицами.
- Выберите из них те, которые соответствуют вашей сказке и обоснуйте свой выбор (слайд 5-6).
III. Пословицы
1) Лишнего пожелаешь – последнее потеряешь.
2) Добро не умрет, а зло пропадет.
3) Не было бы зла, да зависть нанесла.
IV.И здесь вы оказались на высоте, молодцы! Лукоморье открывает свои двери, зовет вас к себе! (слайд 7)
Теперь вы можете всех позвать в свою сказку и показать, что вы приготовили для нее. (Учащиеся по очереди представляют обложки своих сказок и рисунки к ним, инсценировку фрагмента сказки). Выполненные задания оцениваются так: 5 баллов – обложка, 5 баллов – инсценировка, каждый рисунок оценивается тремя баллами.
V-Оказывается и это вам по силам, молодцы! И напоследок мы составим с вами синквейны, я знаю, вы любите это задание. Предлагаю вам выбрать начальное слово, вытащив бумажку.
Слова для синквейна (слайд 7) ( Пушкин, сказка, урок).
Задание оценивается в 5 баллов.
VI-Наше погружение в сказки Пушкина подходит к концу, пора нам попрощаться с чудесным лукоморьем. И вернемся мы домой волшебным путем, а попросим об этом Царевну Лебедь, пусть она превратит нас в шмелей, и мы полетим домой. Включается фонограмма «Полет шмеля», которая завершает игру (слайд 8).
Cчитаются баллы каждой команды, выставляются оценки.