Рабочая программа по предмету Музыка начальная школа (1-4 классы)Школа 2100. Авторы : авторы Л. В. Школяр, В.О. Усачева





Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий, программы «Музыка», авторы Л. В. Школяр, В.О.Усачева
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Освоение музыкального искусства помогает ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Духовный опыт человечества, опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат погружение в культурное многообразие мира.
Изучение предмета в начальной школе направлено на достижение следующих целей: развитие способностей к художественно - образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
Задача предмета - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Программа «Музыка», авторов Л.В.Школяр, В.О.Усачевой, рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Данная рабочая программа составлена на 34 часа.

Общая характеристика учебного предмета
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки, учатся за графическим изображением знаков - букв и нот - видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.
Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Учебному плану МБОУ «Школа №14» на 2015/2016 учебный год на изучение предмета «Музыка», предметная область «Искусство», в 3 классе отведено 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирования опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ( частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями е реализации; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка» применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном действии)
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека; уметь воспринимать музыку и выражать сво отношение к музыкальному произведению; исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах; импровизировать в пении, игре; сравнивать музыкальные произведения разных жанров; выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония) различать характер музыки, е динамические, интонационные особенности.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину; формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности; формирование эстетических потребностей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Программа по музыке строится на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

Содержание учебного предмета
Тематика 3-го класса организована по четвертям. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, тан
·цевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», «Построение (формы) музыки». Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.

·
·Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.

·
·Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».

·
·Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.

·
·Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.

·
·Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе. Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Текущий контроль по изучению каждой темы проводится в форме уроков – концертов; тестирование.


























Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№ урока
Дата
Раздел тема урока
Характеристика УУД
Примечание




1



2



3


4

5

6


7


8




9



01.09



08.09



15.09


22.09

29.09

06.10


13.09


20.10




27.10



Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)
Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

Танцевальность

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке

Песенность

Песенность в вокальной и инструментальной музыке

Маршевость

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.


Песенность, танцевальность и маршевость .Обобщение
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;
различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;
инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях




10





11


12


13


14



15



16
17






18


19



20



21


22


23


24


25
























26



27


28


29


30


31


32




33




34





10.11





17.11


24.11


01.12


08.12



15.12



22.12
29.12






19.01


26.01



02.02



09.02


16.02


01.03


15.03


22.03
























05.04



12.04


19.04


26.04


03.05


10.05


17.05




24.05




30.05






.
Интонация (8 ч)
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

Интонация - выразительно-смысловая частица музыки.

Выразительные и изобразительные интонации.

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

Интонация – основа музыки. Обобщение.



Развитие музыки (8 часов)

Знакомство с понятием развитие музыки.

Композиторское и исполнительское развитие музыки


Сходство и различие интонации в процессе развития музыки


Развитие музыки в процессе работы над каноном.

Знакомство с понятием кульминация.

Интонационно-мелодическое развитие музыки

Ладово-гармоническое развитие музыки.

Развитие музыки в произведениях Э. Грига.
Обобщение по теме «Развитие музыки».

















Построение (формы) музыки (9 часов)

Введение в тему «Построение музыки».


Одночастная форма произведения.

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.


Знакомство с формой рондо.

Вариационная форма построения музыки.

Средства построения музыки - повторение и контраст.


Р/к. Общие представления
о музыкальной жизни Кемеровской области


Обобщение по теме «Построение музыки».


Итоговое обобщение и повторение






















Итого: 34 часа
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
выявлять различные по смыслу интонации;
Определять жизненную основу музыкальных интонаций;
воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;
приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
наблюдать средства музыкальной выразительности
(мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии
воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;
Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность)
в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
инсценировать произведения различных жанров;
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве


Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.



сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;
соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);
определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;
инсценировать произведения различных жанров и форм;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;
Участвовать в музыкальной жизни школы, города;
Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;
участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.















Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности
Программа «Музыка» (авторов: В. О. Усачева, Л. В. Школяр)// Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. – Изд. 2-е испр. – М.: Баласс, 2012.
В. О. Усачева, Л. В. Школяр, «Музыка». Учебник для 3 –го класса. – М.: Баласс, 2012.
Усачёва, В.О.Музыка. 3 класс: Методические рекомендации для учителя / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. – М. : Баласс, 2013. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Кадобнова И.В., Усачёва В.О., Школяр Л.В. Нотная хрестоматия. Пособие для учителя к учебнику «Музыка». 3 класс. – М. : Баласс, 2011. – 112 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)
Печатные пособия:
- учебно-методический комплект (нотные хрестоматии для слушания музыки, хорового исполнительства, коллективного инструментального исполнительства);
- портреты композиторов; портреты исполнителей и дирижеров;
- демонстрационный комплект: музыкальные инструменты.
- дидактический раздаточный материал;
- наглядные пособия и наглядно-дидактические материалы: нотоносец и карточки с изображением нот
Информационно-коммуникационные средства обучения:
- информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.; «Музыкальный энциклопедический словарь» (http://www.music-dic.ru), Категория: Музыкальные энциклопедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
- мультимедийные энциклопедии: «Классическая музыка» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), MULTIMEDIA–поддержка учебного предмета «Музыка» (http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/proekt-muzyka/metodicheskie-materialy/multimedia-podderzhka-uchebnogo-predmeta-muzyka.html), Мультимедийная энциклопедия "Sonata. Не только классика"  (http://www.mini-soft.ru/product/284226)
-аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей;
- видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей;
- видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов;
- видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов;
- видеофильмы с записью известных хоровых коллективов;
- демонстрационные материалы учебного предмета «Музыка», «Изобразительное искусство», предметов других предметных областей.
Технические средства обучения: компьютер; мультимедийный проектор; экран; DVD.
Учебно-практическое оборудование:
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
-музыкальный инструмент: фортепиано (пианино); клавишный синтезатор.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115