Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС


   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» пст. КажымФормирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка на основе проектного метода в рамках ФГОС

Работа выполнена
учителем французского языка
МБОУ «СОШ» пст. Кажым Тугай Мариной Владимировной
Кажым
2015г.

Единственная настоящая роскошь-
это роскошь человеческого общения.
Антуан ЭкзюпериЧеловеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей. Мы понимаем коммуникативную компетентность как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. В Стандартах сказано, что основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.   Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.    Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме.
Общение -это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
• Речевой компетенции( совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме)
• Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения)
• Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях )• Социокультурная компетенция (знания о специфике стран изучаемого языка, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка)
• Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации )• Учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранного языка, удовлетворять с его помощью познавательные интересы).Требования к формированию коммуникативной компетенции могут быть предъявлены в следующем виде:
Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией общения.
Выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения.
Владеть монологической и диалогической речью, соблюдая этические нормы общения.
Владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ.
Создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации.
Составлять план, тезисы, конспект.
Владеть иностранным языком на уровне функциональной грамотности.
Использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей, способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности ,а также изучению менталитета ,отношений, поведения, ценностей ,культуре изучаемого языка.
На занятиях по иностранному языку, формируя коммуникативную компетенцию, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Оптимальный вариант овладения иностранным языком является обучение в естественной языковой среде. В школе обучение иностранному языку осуществляется за пределами естественной языковой среды, поэтому реализуется принцип аутентичности:
Использование аутентичных учебных пособий и материалов
Обустройство учебных аудиторий
Наличие аутентичных газет, журналов, предметов и т. д Наличие технических средств обучения для прослушивания и просмотра иноязычных аудио и видео материалов.
В ходе планирования уроков необходимо придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования комму-никативной компетенции учащихся:
постоянная речевая практика учащихся;
«оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
использование коммуникативного материала;
постоянная активизация речемыслительной активности учащихся
речевой характер урока.
В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся:
темперамент;
способности;
навыки самообразовательной деятельности;
жизненный опыт учащихся;
сферу интересов;
мировоззрение;
эмоционально-чувствительную сферу
статус личности в коллективе;
наличие коммуникативной мотивации.
Итак, исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее. Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Она связана, с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения. Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:
доброжелательная обстановка на уроке;
положительный эмоциональный климат;
доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра. Она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий и характеров.
Существует множество  путей развития коммуникативной  компетенции, предлагаемые  различными методистами и психологами. Так, например, Полат  Е.С. обращается к методу проектов для  развития коммуникативной компетенции.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [Википедия, статья «Метод проектов»].Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового  окружения, недостаточно насытить урок иностранного  языка  условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные  задачи. Важно предоставить им возможность  мыслить, решать какие-то проблемы, которые  порождают мысли, рассуждать на иностранном языке над возможными путями решения  этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а иностранный язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Проекты, предназначенные для обучения инностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
 наглядное представление результата.
Метод проектов не единственный при формировании коммуникативной компетенции , но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, метод проектов, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Проект как альтернативный способ организации учебного курса исключает традиционные принципы планирования и организации обучения языку. Достижению цели проекта подчиняются все действия, производимые учащимися и преподавателем: изучение необходимых лексических и грамматических единиц, поиск источников информации, отбор нужных сведений, оформление и представление результатов.
Начиная с небольших творческих работ в 3 – 4 классах постепенно переходим к использованию проектной методики в 5 – 6 классах, начиная с маленьких проектов «Моя семья», «Моё любимое животное», «Сказка». В 7 – 8 классах совершается переход к более содержательным проектам «Мои интересы и интересы моих одноклассников» и т.д. С удовольствием обучающиеся выполняют проекты с элементами исследования по темам «Телевидение», «Спорт», «Проблемы молодёжи», изучая интересы и проблемы младших и старших учеников школы.
Особенно актуально применение проектной методики на старшей ступени обучения французскому языку. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступают самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации и обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых условиях. Ребята самостоятельно находят из различных источников (Internet, справочники, энциклопедии и т.д.) интересующую их информацию, перерабатывают её, при необходимости переводят на французский язык, составляют сжатые сообщения, планы – конспекты, ставят небольшие сценки, разучивают стихи, песни, танцы (проект «Выбор профессии»). Метод проектов предоставляет возможность на практике проявить свои личностные качества, взгляды и убеждения. В старших классах уроки – проекты проходят по следующим темам: «Республика Коми. Франкоязычные страны – Швейцария», «Импрессионизм», «Знаменитые музеи мира», «Знаменитые люди Франции», «Музыка и рок», «Экология нашей планеты», «Франкофония», «Глобальные проблемы» (Приложение № 1)
Процесс создания проектов состоит из нескольких этапов:
I этап. На первом уроке изучения новой темы, учащиеся совместно с учителем знакомятся с различными видами деятельности, которые им предстоит осуществить на протяжении всей темы (Unite); просматривают предложенные подтемы, узнают чему должны научиться к концу изучения темы. Ученики, совместно с учителем, рассматривают возможные темы проектов. Таким образом происходит целеполагание учащихся. Они выбирают понравившиеся темы проектов, над которыми будут работать в течение изучения всей темы ( Unite). На этом этапе происходит разбивка учащихся на пары или группы, бывают случаи индивидуальной подготовки проекта, оговариваются:
«конечный продукт», т. е. форма представления проекта,
критерии оценивания проекта (доступность в понимании, грамматическая правильность, логика и оригинальность, грамматическая и лексическая насыщенность, произношение, дизайн, в старших классах возможно задание к проекту (кроссворд, вопросы, ребусы и т.д.)II этап. На протяжении изучения всей темы (Unite) учащиеся собирают материал: идеи, информацию, проводят опрос учащихся школы (обычно каждая группа опрашивает определённые классы по выбору самих учащихся), подбирают лексический и грамматический материал для создания проекта. Внутри группы (пары) распределяют роли. При возникновении проблем обращаются за помощью к учителю.
III этап. Учащиеся оформляют черновой материал, который они показывают учителю. При необходимости происходит корректировка некоторых материалов.
IV этап. Если есть необходимость учащиеся корректируют свои работы, оформляют, не забывая про критерии оценивания.
V этап. При необходимости и по желанию учащиеся могут пересказать содержание своего проекта учителю (т.е. провести репетицию защиты проекта) с целью выявить свои слабые и сильные стороны своей работы, для появления уверенности в себе.
VI этап. Представление проектов. Перед презентацией проектов вспоминаются критерии оценивания проектов, каждый учащийся (группа) получает лист бумаги с критериями для оценки представленного проекта, именами учащихся представляющих проект (или группы учащихся). После защиты проекта происходит оценивание, выставляются баллы.
Несмотря на огромную подготовку, проектные уроки вызывают интерес у большинства учащихся, а значит, мотивируют их к изучению французского языка, формировать способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, т.е. развивать коммуникативную компетенцию,  развивать универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Список литературы.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2 е изж. – М: Просвещение. 1991г.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. - №2. – С.3 – 10.7
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. – 2000. - №3. – С.3 – 9.
Фундаментальное ядро содержания основного общего образования.