Открытый урок по математике на тему Единицы измерения массы. Центнер. Тонна.
Тема: "Единицы измерения массы. Центнер. Тонна"
Цели: Систематизировать знания детей о единицах измерения массы. Ввести новые единицы измерения массы: тонна, центнер. Работать над умением переводить величины из одних единиц измерения в другие. Отрабатывать навыки устных вычислений, решать задачи на повторение.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала. Предметные задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 2. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер»; по усвоению эталона соотношений между единицами массы. 3. Обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач. Личностные задачи:
1. Помочь учащимся осознать ценность изучения 2. Содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, формулировать проблему. 3. Развивать умение осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. 4. Содействовать развитию у учащихся умения общаться.
5.Наглядный материал: плакаты, карточки, схемы, картинки, различные весы.
Ход урока
I. Организационный момент
- Начнем урок математики.
Девиз: Я хочу работать,
Я хочу учиться.
Я хочу, учась, работать,
Я хочу, работая, учиться
II. Вступительное слово учителя
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками - исследователями. А кто такой исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями)
И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
III. Актуализация знаний
- Итак, тема нашего урока: «Единицы массы. – Сегодня слово «масса» - главное. Чтобы научиться чему-то новому, нужно сначала выяснить, что мы уже знаем по этому понятию.
- Где в жизни мы встречаемся с понятием масса?
Какое лексическое значение мы подразумеваем под словом « МАССА»
Напиши нужную единицу массы.
Масса синицы 20…
Масса индюка может быть до 20 …
Взрослый слон весит около 7 …
Масса льва около 2 …
- Какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов? (тонна, центнер) Как их записать кратко?
- Сколько кг в 1 ц? в 1 т? (1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг)
Слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100». Значит, в 1 ц = 100 кг (записать в таблицу)
Слово «тонна» с греческого означает «бочка». Представляете себе бочку? Значит - это очень много.
В 1 т. = 1000 кг (записать в таблицу) (Слайд 11)
Итак, ребята мы составили таблицу соотношений единиц массы. Прочитаем хором.
- Посмотрите внимательно на таблицу и ответьте на два вопроса:
Какие единицы массы уже знали? (кг, г)
Какие единицы массы узнали? (т, ц) . Постановка учебной проблемы
(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)
(Ученик подписывает под картинкой «г»)
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)
(Ученик подписывает под картинкой «кг»)
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
IV. Физкультминутка:
Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!
V. Устный счет (фронтальная работа)
Расположите единицы массы в порядке убывания (на доске)
- Какую цель ставили в начале? (познакомиться с новыми единицами массы. Центнер. Тонна)- С какими новыми единицами массы мы сегодня познакомились? (центнер, тонна)
- Сколько кг в 1 ц?, в 1 т?,
- Сколько ц в 1 т?
Люди каких профессий пользуются весами? (врач,
фармацевт, продавец, работник почты, и т.д.)
Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу
сталкивается с массой. Нужно ли человеку знать единицы
измерения массы?
Как бы вы сформулировали цель нашего урока? (повторить единицы массы)
Как назовем тему урока? (Единицы массы)
Масса лекарства 2… (г)
Масса слона 5… (т)
Масса арбуза 7… (кг)
Масса батона 500… (г)
Масса машины 10…(ц)
Работа по учебнику
1.Решение задач
VI. Физминутка для глаз
Логическая задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
– Что больше 99 кг или 1 ц?
– Что меньше 11 ц или 11 кг?
– Назовите большую величину: 7 кг или 800 г?
– Назовите меньшую величину: 600 кг или 2000 г?
– Выберите большую величину: 80 ц, 80 кг, 80 т?
– Выберите меньшую величину: 10 ц, 2 т, 1001 кг?
VII. Домашнее задание: выучить единицы измерения массы,
Подобрать интересные факты о массе животных и записать.
VIII. Итог урока
– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что еще хотели бы узнать по теме «Масса»?
IX. Рефлексия
Закончите предложение:
-сегодня я узнал…
-оказывается, что…
Мне было интересно, потому что…