Развитие и обогащение сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста
Развитие и обогащение сюжетов игры у детей младшего дошкольного возраста
( из опыта работы)
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Это основной вид деятельности детей, форма организации, средство всестороннего развития. Я считаю, что игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
С самого начала своей работы я ставлю перед собой задачу – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Вот привели малышей в детский сад. Они все разные, непохожие друг на друга. В группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать эти чувства у детей с первых дней пребывания в детском саду, и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры.
С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли найти конкретные пути работы с каждым ребенком. Перед собой я поставила следующие задачи: научить детей играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучить детей соблюдать во время игры правила; воспитывать чувства доброжелательности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляю в двух направлениях: создание необходимой игровой среды, непосредственное руководство играми детей. С помощью родителей оборудовала игровую среду. Красивые нарядные куклы, машины, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать спать. Играли утром и после дневного сна. Для меня важно, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: варю кашу, кормлю куклу, укладываю спать, спев колыбельную. Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словно направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам – ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей больно, холодно, неприятно лежать. Она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем мире, способствовать развитию воображения. С этой целью провожу дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д. Использовала такой прием, как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный прием – введение в игровую ситуацию – использовала тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу чаем. Для обогащения игры детей, подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила суп и компот, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Семья», а дополнительные атрибуты и предметы – заместители обогащают ее содержание.
В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнился, вводились новые игровые действия: мама стирает белье, купает дочку, лечит ее и т.д.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры – показы. Так во время игры с куклой говорила: «нашей Насте хочется погулять. Давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматривали одежду куклы, называя ее, затем последовательно ее одевали. Дети наблюдали за моими действиями. На закреплении предлагала повторить мои действия. Вначале малыши одевали и раздевали куклу с моей помощью, затем научились это делать самостоятельно. Обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активно участвовать в игре. В плане воспитательной работы всегда уделяю большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно - отобразительной игры детей с разными игрушками, намечаю специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.
При руководстве игрой у меня возникли некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Одна девочка не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснили, что дома она играет только с плюшевой собачкой. Вечером я попросила девочку принести игрушку в детский сад. Утром я ласково поздоровалась с игрушкой и пригласила ее к нам в группу. Так в течение одного дня я обращалась с игрушкой как с живым существом. В последующие дни девочка приносила разные игрушки, и проигрывали с ними уже знакомые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с ребенком я побуждала вспомнить знакомую ситуацию и задавала новую игровую задачу. Таким образом появился интерес к игрушкам, стали появляться новые игровые замыслы. Девочка стала общительная, веселая.
Однако, для развития игры недостаточно только хорошего оснащения игровым материалом, необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В младшей группе большинство детей только воспроизводят предметные действия, просто манипулируют с игрушками. Моя задача была направлена на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводила наблюдение с детьми за работой няни, повара, медсестры и т.д. Обращала внимание на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин, знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии дети не просто ставили кастрюльки на плиту, а варили суп, компот и т.д.
С младшей группы привлекаю детей к изготовлению простейших поделок для игр. В первое время, когда дети не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно разнообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть большими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть нам помогали Матрешка и Колобок, веселый гномик и клоун. С их помощью дети запоминали некоторые правила игры.
В процессе своей работы действую в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенности игровой деятельности малыша. Чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, проводила в группе анкетирование. Анализ ответов помог выявить ряд вопросов, на которые нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. Провела ряд консультаций «Малыши начинают играть», «Малыш и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», сделала фотовыставку «Играют дети». Родители правильно восприняли все мои рекомендации, что очень помогло в работе.
К пяти годам наступил расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивые. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно, сюжет игр развернут. Главные роли они принимают на себя, а моя роль – роль скрытого руководства. Это позволяют детям чувствовать себя взрослыми, хозяевами игр. В играх появились лидеры, которые двигают сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются под него. Разногласия случаются крайне редко, их дети научились улаживать самостоятельно.
Мною были разработаны и внедрены в работу с детьми такие сюжетно – ролевые игры как: «Кошка», «Белка с бельчатами», «Мамины помощники», «Рыбаки» и т.д. проведены консультации для родителей: «Игрушка в жизни ребенка», «Играем вместе с детьми», «Игрушки для детей младшего дошкольного возраста».