Анализ работы социального педагога за 2015-2016 учебный год
Коммунальное Государственное Учреждение
«Средняя школа № 24»
Анализ работы
социального педагога
за 2015-2016 учебный год
Социальный педагог
А.С. Сагитова
г. Петропавловск, 2016 год
Анализ работы
социального педагога
за 2015-2016 учебный год
Заботясь не только о физическом, но и о душевном развитии и здоровье учащихся социально-психологическая служба помогает в разрешении проблемных ситуаций, которые связаны не только с жизнью учащихся в школе, но и затрагивает ситуации, возникающие вне школы. Основные направления работы определяются, прежде всего, проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационных характеристиках социального педагога и педагога – психолога, на практике их круг значительно шире. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классных руководителей, администрации, родителей.
В 2015 – 2016 учебном году работа социального педагога КГУ «Средняя школа №24» Сагитовой А.С. проводилась согласно составленному и утвержденному плану работы, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, педагогом - психологом, инспектором ОДН, медицинским работником.
Цель деятельности социального педагога:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Задачи:
Сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой – либо причине отсутствуют.
Помочь учащимся, требующим повышенного внимания, адаптироваться в новой среде.
Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
Формирование личной ответственности подростка за свое поведение. Вовлечение трудного школьника в активную работу.
Работа с семьей, родителями по обучению их семейному воспитанию.
Работа с семьями и детьми «группы риска».
Вовлечение учащихся «группы риска» в культмассовые, трудовые мероприятия, кружки, секции.
Для успешной работы социальный педагог:
руководствуется: Законом «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», Законом РК «О браке и семье», нормативными актами, законами РК «О профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних» и др.;
предупреждает отсев учащихся из школы;
поддерживает тесную связь с родителями;
изучает социальные проблемы учеников;
ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
осуществляет социальную защиту детей из «группы риска»;
осуществляет меры по трудоустройству;
консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах, совещаниях;
поддерживает тесную связь с органами опеки и попечительства, с ОДН УВД, ОНЦ, ЦАН, центром ЗОЖ, с областным центром СПИД, комиссией по делам несовершеннолетних, Департаментом по защите прав детей.
Контингент учащихся в КГУ «Средняя школа № 24» на начало 2015-2016 учебного года составлял 310 учащихся, на конец учебного года составил 310 учащихся. Это дети из микрорайона Береке, Сенной базы.
Первого сентября не все учащиеся сели за парты, а именно Суровягин Максим - 9 «А» класс, Захарова Ирина – 10 класс, Комаровский Артем - 4 класс, Комаровская Сабрина – 2 «А» класс. После проведений ряд мероприятий (советы профилактики в школе, беседы с родителями, заседания комиссии по делам несовершеннолетних при акимате г. Петропавловска все учащийся сели за парты).
Работа с семьей – составная часть работы социального педагога. Социальный педагог выступает в роли посредника, консультанта между родителями и ребенком. Важно отметить, что некоторые родители, определив ребенка в школу, не уделяют достаточного внимания своим детям. Зачастую не знают о пропусках их детьми учебных занятий, не аттестации. Поэтому:
Постоянно ведется социальная работа с детьми из многодетных, малообеспеченных семей и социально незащищенными детьми.
В начале учебного года была собрана информация о многодетных, малообеспеченных семьях и опекаемых детях.
№
Социальное положение семьи
2014-2015
(конец года)
2015-2016
(конец года)
1.
Всего учащихся
274
310
2.
Количество полных семей, не требующие особого внимания
162
162
3.
Количество неполных семей
77
72
4.
Количество учащихся из неблагополучных семей
11
10
5.
Количество учащихся из малообеспеченных семей
49
44
6.
Количество детей, находящихся под опекой и попечительством
5
4
Социальное положение семей
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Социальный состав семей в СШ № 24
на 2015-2016 учебный год
уч.
год
Много
детные семьи
Малообес
печенные семьи
Семьи, имеющие детей инвалидов
Семьи, имеющие опекаемых детей
Семьи, состоящие на учете в ОДН
Неблаго
получные семьи
Неполные семьи
Учащиеся обучающиеся на дому
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
2015-2016
10
4
44
19
9
4
4
2
3
1
6
2
72
31
4
1
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
С 15 августа по 30 сентября Министерством образования и науки Республики Казахстан в целях оказания поддержки школьникам из малообеспеченных семей во время подготовки к началу учебного года и предупреждения неявки детей в школу 1 сентября по социальным причинам, была объявлена общереспубликанская акция «Дорога в школу».
Наша средняя школа № 24, которая находится в микрорайоне Береке, также не оставляет без внимания и заботы детей. Чтобы успешно учиться, у школьника должно быть не только все необходимое: одежда, обувь канцелярские принадлежности, но и хорошее настроение на весь учебный год.
В течение акции были проведены следующие мероприятия:
№
Содержание мероприятий
Сроки
Ответственный
1
Утверждение состава организационного комитета акции, разработка и принятие приказа по проведению акции
август-сентябрь
Администрация
2
Организация летнего отдыха детей из малообеспеченных семей
июнь -август
С.А.Сагитова
Ж.О.Измайлова
3
Организация информационной площадки для консультирования родителей по вопросам приема ребенка в школу
август
Е.Н. Рудакова
З.Ж. Елиманова
Н.Вошкина
4
Проведение поквартирного обхода и учета детей в возрасте от 0-18 лет по микроучастку микрорайона Береке
август
Е.Н. Рудакова
Ответственные за микроучастки
5
Оказание материальной помощи малообеспеченным семьям
август-
сентябрь
Члены организационного комитета
6
Выявление и учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия
сентябрь
А.С.Сагитова соц.педагог
А.Е.Алимжанова психолог
Ж.О.Измайлова
7
Осуществление рейдовых мероприятий с родительской общественностью по выявлению детей уклоняющихся от учебы
август
сентябрь
Социальный педагог
Председатели родительских комитетов класса
Инспектор ОДН
8
Утверждение списка малообеспеченных семей по школе на 2015-2016 учебный год
до 10 сентября
Ж.О.Измайлова
Х.З. Агалиева,
Классные руководители
9
Клуб «Забота» сбор вещей для малообеспеченных семей
сентябрь
Х.З. Агалиева
Пед. коллектив
10
Клуб «Забота» - сбор канцелярских товаров для оказания помощи малообеспеченным
сентябрь
Ж.О.Измайлова
Классные руководители
11
Организация бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, утверждение списка.
сентябрь
Ж.О.Измайлова
Х.З. Агалиева
Классные руководители
12
Организация льготного проезда детей в общественном транспорте
сентябрь
З.Ж. Елиманова
13
Отчет на СПД по итогам акции
в течение года
Ж.О.Измайлова
Х.З. Агалиева
С мая месяца шла подготовительная работа по организации летнего отдыха детей из малообеспеченных семей. Было приобретено 12 путевок в летний оздоровительный лагерь «ДостыK», «Березка». 2 путевки были выделены ГорОО учащимся из многодетной семьи Кухновец Артуру 8 «А» кл., Кухновец Алексею 7 «А» кл. Депутатом С.Г. Леонтьевым была оказана спонсорская помощь в размере 30 тыс. тенге Зиминой Г. ученице 4 класса.
В преддверие празднования «Дня Конституции» 18 учащимся нашей школы за счет спонсорских средств коллектива были вручены пакеты с канцелярскими товарами.
В ходе акции школьным клубом «Забота» 11 учащимся нашей школы была оказана помощь одеждой (костюмы, рубашки, кофты, обувь и т.д.).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Также для детей из малообеспеченных семей была проведена детская Новогодняя елка от имени Акима города Петропавловска, которая проходила во Дворце спорта. На этой елке были и наши дети- Шаймерген Х. – 1 «А» кл., Велижанский Ф.- 3 «А» кл., Логвиненко О. – 5 «А» кл., Стрижнев Л. – 6 кл.
Большая работа проводилась с детьми из неблагополучных, малообеспеченных семей, составлялись акты обследования бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. Изучались их социально – бытовые условия, оказывалась им посильная помощь. Проводились индивидуальные консультации, беседы. Все малообеспеченные, опекаемые дети и дети из многодетных семей поставлены на бесплатное питание.
В течение учебного года проводился еженедельный контроль за посещением учащимися учебных занятий, выяснялись причины их отсутствия или опоздания, поддерживалась тесная связь с родителями.
Совместно с зам. директора по ВР, инспектором ОДН, классными руководителями, психологом проводились:
рейды по проверке внешнего вида;
рейды по квартирам неблагополучных и малообеспеченных семей (квартира ученика 9 класса Суровягина М. – 3 раза, квартира учеников семьи Дорогаевых была посещена 2 раза, Волковых – 2 раза, Винокуровых – 2 раза, Комаровских – 2 раза, Карпова С. уч. 7 «А» кл. – 3 раза, Зиминых – 2 раза., Жданова А. уч. 11 кл. – 2 раза, Куминова Д.уч. 3 «А»- 3 раза, Новик Д. уч. 1 «А» кл. – 2 раза и др.);
- индивидуальная работа с родителями – 73 (Суровягина Н.В. 2 раза была приглашена на беседу с психологом, инспектором ОДН, с зам директорами по УР и ВР, Дорогаева О. В. – 1 раз, Веревкина Е.В. – 1 раз, Волкова Л. А. – 3 раза, Гузеева О.О.- 2 раза, Бейсембаева А.Н. – 3 раза, Шафран Н.А. – 2 раза, Литвинова С.Ф. – 2 раза, Дель С.В. – 2 раза, Кусаинова Ш.Т. – 2 раза, Калиева А.Х. - 5 раз и др.);
индивидуальная работа с учащимися –84 (с учащимися проводились беседы о правилах поведения в школе, на улице, дисциплине, о внешнем виде, о вреде курения (разъяснение ст. 441), и алкоголя ( ст. 440 ч.2), о вымогательстве, о ложном вызове КОАП РК и т. д;
тренинги, беседы психолога с детьми «группы риска» и их семьями («Ситуация: проблемная, критическая, кризисная», «Предупреждение употребления ПАВ», «Жестокое обращение в семье», «В чем смысл жизни?», «Как перестать беспокоиться» и др.
беседы специалистов из центров СПИД, ЗОЖ, ОНЦ, сотрудниками ДКНБ СКО, инспектором ОДН, ЛОВД, и др.
Работа с центром СПИД, ЗОЖ, ОНЦ и другими организациями.
В связи со сложившейся в мире ситуацией активного злоупотребления психотропных веществ, среди всех национальностей и возрастов необходимо проводить социально – профилактическую работу. Наиболее эффективной в этом плане является первичная личностно – ориентированная профилактика детей и подростков.
В школе функционирует наркопост, который проводит определенную работу. Проводились следующие мероприятия:
анкетирование учащихся «Наркотики и подросток», «Молодежь и наркотики», анкета по проблемам злоупотребления ПАВ;
анкетирование родителей «Что мы знаем о наркомании»;
родительские лектории «Мой ребенок курит», «Подросток в мире вредных привычек» и др.;
спортивные мероприятия «Папа мама и я – дружная семья»;
«Городской конкурс ЮИД», «Веселые спортивные игры» и др.;
просмотр видеофильмов «Мы против наркомании», «Детский алкоголизм», « Что такое СПИД» и др.;
семинары - тренинги с учащимися специалистами из центра ЗОЖ: «Туберкулез и курение», «Табак и алкоголь», «Методы природного закаливания», лекции по гинекологии (урбомедиа);
индивидуальные консультации, тренинги, беседы психолога с детьми группы «риска».
Сегодня ВИЧ - инфекция – это объективная реальность, игнорировать которую просто невозможно. Знать и постоянно помнить о том, что вирус иммунодефицита уже рядом – единственно правильный выход. Только знания о путях передачи и профилактике ВИЧ - инфекции способны защитить человека от заражения.
В Средней школе №24 на весь учебный год был составлен план по профилактике ВИЧ/СПИДа, который успешно реализовался весь год. Так же был составлен план месячника по профилактике ВИЧ/СПИДа, который проходил с 10.11 по 10.12. В ходе месячника были проведены следующие мероприятия:
- общешкольная тематическая линейка;
- выставка литературы в библиотеке «Имя беды- наркотик и СПИД»- конкурсы рисунков и плакатов «Сделай правильный выбор»;
-анкетирование учащихся, педагогов и родителей по данной проблеме. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что знания у учащихся, педагогов, родителей о ВИЧ/СПИДе повышаются с каждым годом.
- мини – лекции для учащихся начальных классов;
- классные часы на тему «Лучше быть здоровым»;
- родительские собрания «Общее понятие о СПИДе и ВИЧ»;
- беседа учащихся с медработником школы «Молодежь и неизлечимые болезни»;
- спортивные соревнования по футболу, волейболу;
- просмотр и обсуждение видеофильмов «о СПИДе», «Кавказская пленница», «3 угол», «Дневник Насти», «Подвал Дебенко», и др.;
- классные часы с приглашением специалистов из центра СПИД «СПИД – это болезнь, а не преступление»;
- выпуск санбюллетеней, информационных листовок, памяток.
В феврале месяце прошел конкурс рисованного плаката «Скажи экстремизму «Нет!». По итогам конкурса Шульга Каролина (11 кл.), Мелих-Шахназарян Яна (9 «А» кл.) заняли 2 место, Иванова Анастасия (8 «Б» кл.) и Бурмистрова Анастасия (9 «А» кл.) получили сертификаты.
Профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
Работа по профилактике правонарушений среди подростков с каждым годом усложняется в силу различных экономических и социальных проблем нашего общества. Проявляется растущая тенденция самоустранения семьи от проблемы воспитания.
В целях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних была активизирована работа, направленная на формирование законопослушного поведения учащихся школы, расширение правового кругозора учащихся и родителей путем проведения мероприятий воспитательного и нравственного содержания, вовлечение их в работу объединений дополнительного образования, усиление контроля за учащимися «группы риска», учащимися, склонными к пропускам уроков. Отлажена система работа с инспектором ОДН. Составлен совместный план мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних учащихся.
Одной из форм работы по профилактике правонарушений и преступлений является Совет профилактики. В его состав входят:
директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, председатель родительского комитета, председатель совета старшеклассников.
Задачи Совета профилактики:
предупреждение правонарушений и преступлений;
повышение правосознания и правовой культуры;
осуществление контроля за соблюдением законности и правопорядка;
борьба с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и культом насилия над несовершеннолетними.
На Совете профилактики рассматриваются не только те учащиеся, которые совершили правонарушения, но и имеющие неудовлетворительные оценки по предметам, опаздывающие на занятия или их пропускающие, не посещающие школу по каким-либо причинам. Также рассматриваются родители, уклоняющиеся от обучения и воспитания своих детей.
С ними проводилась определенная работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. В этом году на СП были рассмотрены следующие семьи: Шафран Н.А., Храменкова О.А., Комаровская М.А., Велижанская Н. Л., Суровягина Н.В., Головина С.Н., Комарова О.В., Сизинцева Л.И., Бейсембаева А.Н., Литвинова С.Ф., Горянов И.Ю., Шаримова Б.А., Шафран Н.А., Кандакова Ю.У., Мосалева О.В., Нетесова М.Ю., Луценко Е.А., Зорина Е.И., Юрчук А.А., Волкова Л.А., Осипова Е.Н., Уткельбаева А.С., Калиева А.Х., Малышенко Т.В. и др.
Период
Количество заседаний совета профилактики
Кол-во рассматриваемых детей
2014-2015
28
33
2015-2016
26
28
СП тесно сотрудничает с родителями, административными органами, органами социально-педагогической поддержки. Проводится работа по повышению правовой безграмотности учащихся и родителей с целью профилактики девиантного поведения. На методических объединениях классных руководителей, на совещаниях при директоре, на семинарах так же рассматриваются вопросы профилактики и предупреждения правонарушений.
Хочется отметить, что в этом учебном году на комиссии по делам несовершеннолетних рассматривалось 8 дел учащихся нашей школы:
1. Калиев М. учащийся 7 «А» класса – не желание учиться - 3 раза;
2. Жданов А. – уч.11 класса – не желание учиться, т.к. работал – 2 раза;
3. Суровягин М. –уч. 9 «А» класса – не желание учиться, т.к. работал- 1 раз;
4. Комаровские Артем уч. 4 кл. и Сабрина уч. 2 «А» кл.- не желание учиться- 1 раз
5. Захарова И. – уч.10 кл. – не желание учиться – 1 раз.
Постоянно работает родительский лекторий.
Были прочитаны лекции на следующие темы:
- «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»;
- «Жестокое обращение с детьми. Разъяснение статьи 127 «Невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию детей»;
- рекомендации социального педагога родителям учащихся 1-4 классов;
- «Вредные привычки у детей»;
- «Почему дети в своем поведении копируют взрослых?»;
- «Как отучить ребенка от курения». Борьба с детским курением;
- памятка для родителей «Золотые правила воспитания»;
- советы родителям будущих первоклассников;
- рекомендации для родителей на лето.
Социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по ВР, принимают участие в городских рейдах «Подросток», «Дети в ночном городе», «Всеобуч». Постоянно ведется работа, способствующая формированию позитивных гражданских установок в молодежной среде, повышению правовой грамотности учащихся. Проводятся беседы по истории возникновения и причинах развития неформальных молодежных движений. Так же ведется работа по предотвращению и контролю вандализма, проводились лекции на тему: «Терроризм», по «Религиозным течениям».
В результате всех проведенных мероприятий мы пришли к следующему:
На начало учебного года
На конец учебного года
Группа риска – 2 учащихся
Группа риска – 10 учащихся
На учете в ОДН ГУВД – 8 учащихся
На учете в ОДН ГУВД –6 учащихся
На учете в ОНЦ – 0 учащихся
На учете в ОНЦ – 0 учащийся
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
уч.год
Всего учащихся
Группа риска
Внутри
школьный учет
На учете в ОДН
На учете в ОНЦ
Уч-ся с девиантным поведением
Кол-во правонарушений
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
кол-во
%
2014-2015
274
6
2,1
28
10,2
11
4
1
0,3
9
3.2
8
3
2015-2016
310
10
3,2
32
10,3
3
1
0
0
8
2,5
2
1
Мониторинг учета учащихся СШ № 24
на конец 2015-2016 учебного года
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415 По итогам 2015-2016 учебного года 9 учащихся оставлены на повторный год обучения из-за неуспеваемости: Новик Данил -1 «Б» кл., Жангулина Махаббат – 3 «А» кл., Кудрявцев Д. – 3 «А» кл., Нурумов Данил- 3 «А» кл., Алещенко Роман – 5 «А» кл., Стрижнев Леонид – 6 кл., Курмангалиев Жасулан – 7 «Б» кл., Евдокимов Олег – 8 «Б»., Луцко Александр – 10 кл.
Организация досуга детей.
Неотъемлемой частью профилактической работы СПС является организация досуга детей.
В начале учебного года все учащиеся имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. При КГУ «Средняя школа №24» работает дворовый клуб «Спектр». Особой популярностью у мальчиков пользуются картинг, мотоциклетный кросс, у девочек – музыкальный и хореографический кружок и спортивные секций.
Охват занятостью детей и подростков школы
Период
Всего учащихся
Кол-во охваченных занятостью
% охвата
2014-2015
274
223
78 %
2015-2016
310
265
85 %
Это говорит о том, что необходимо продолжить работу по вовлечению детей в кружки и секции, а так же организации их досуга.
Профориентационная работа с учащимися
В течение всего учебного года СПС вела с учащимися 9-11 классов профориентационную работу.
В кабинете накоплен материал по профессиональным учреждениям города. С учениками 9 – 11 классов проводились беседы об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников. Многие учащиеся смогли посетить Дни открытых дверей в учебных заведениях города.
Анализируя работу за 2015-2016 учебный год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:
проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением детей;
тяжелое материальное положение родителей, безнадзорность, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
рост числа детей из неполных и малообеспеченных семей.
В 2016-2017 учебном году перед социально – педагогической службой стоят следующие задачи:
защита прав ребенка;
работа с разными категориями семей;
работа с учащимися, требующими особого педагогического внимания;
работа с детьми, оставшихся без попечения родителей;
отслеживание условий жизни и воспитания детей на опеке, патронате:
формирование навыков правового поведения, ЗОЖ;
профилактика противоправных поступков;
работа с детьми стоящими на учетах в «группе риска», в ОДН.
работа с родителями.
Социальный педагог А.С. Сагитова
Root Entry