Анализ логопедической работы за 2012-2013 учебный год

Аналитический отчёт за 2012-2013 уч. год
учителя-логопеда Подхолюзиной Н.Н.
МБОУ Центра ПМСС «Надежда» Куйбышевского района

Речь это особый вид деятельности, который присущ только человеку. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками для реализации своих потенциальных возможностей и формирование себя как личности для активной жизни в обществе.
В последние годы увеличилось число обучающихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Одной из причин школьной неуспеваемости является нарушение устной и письменной речи. Эти нарушения, являются достаточно распространенными среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, препятствуют полноценному освоению школьных знаний. Так же причиной является то, что в большинстве детских садов нет учителей – логопедов, а логопед поликлиники не может охватить всех детей района. Дети с плохо развитыми предпосылками к обучению в школе, имеют нарушения различной этиологии, которые приводят к проблемам в освоении родного языка. Исходя из вышесказанного в 2012-2013 учебном году, я определила цели и задачи своей работы.
Цель: преодоление нарушений развития устной речи и профилактика нарушений развития письменной речи у обучающихся начальных классов.
Задачи:
Своевременное выявление у обучающихся речевых нарушений, их причины и характер проявления.
Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся.
Консультирование родителей и педагогов по результатам коррекционно-развивающей работы.
В течение 2012-2013 учебного года свою работу осуществляла по следующим направлениям:
Диагностическое.
Коррекционно-развивающее.
Консультативное.
Организационное, научно-методическое.
Самообразование.

Диагностическое направление.
В 2012-2013 учебном году на базе МБОУ Центра ПМСС «Надежда», МОУ №8, 98, ДОУ № 114, была проведена комплексная логопедическая диагностика уровня сформированности устной и письменной речи обучающихся начальных классов ОУ и воспитанников ДОУ Куйбышевского района. Целью диагностики является своевременное выявление обучающихся имеющих различные нарушения развития устной и письменной речи и оказания коррекционной помощи.
Задачи:
определить уровень фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи, процессов письма и чтения;
определить характер нарушений;
сформировать группу для занятий по коррекции имеющихся нарушений речи;
отследить положительную динамику после завершения коррекционно-развивающей работы.
Категория лиц: обучающиеся 1-4 классов ОУ, воспитанники старшей и подготовительной группы МОУ Куйбышевского района.
Использованные методики:
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». Фотекова.Т.А.
«Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников». Садовникова И.Н.
«Логопедическое обследование детей дошкольного возраста» Громова О.Е., Соломатина Г.Н.

В 2012-2013 учебном году было обследовано 79 обучающихся и воспитанников, из них:
обучающиеся 1 классов - 26 человек.
МОУ «СОШ №8» 1абв - 15 чел.
МОУ «Гимназия №73» 1б - 1.
МОУ «СОШ №92» 1б - 1.
МОУ «ООШ № 98» 1аб - 8.
МОУ «ООШ №41» 1а – 1.
обучающиеся 2 - 4 классов – 15 человек.
МОУ «СОШ № 8», 2бв – 8; 3в – 1.
МОУ «Гимназия № 73», 2а – 1; 3аг – 2.
МОУ «ООШ № 98», 2аб – 2.
МОУ «ООШ № 90», 3 – 1.
воспитанники ДОУ - 38 человек.
МОУ «ДОУ № 94», 7 чел.
МОУ «ДОУ №114», 30 чел.
МОУ «ДОУ № 4», 1 чел.
В результате обследования за год выявлено:
С нарушением устной и письменной речи – 73 чел. (93%)
Норма – 6 чел. (7%)
Из них:
ОНР III уровень – 11 чел. (15%);
ФФНр – 33 чел. (45%);
ФНр – 18 чел. (25%);
НЧиП – 10 чел. (14%);
Ринолалия – 1 чел. (1%).

Результативность первичного логопедического обследования
обучающихся МОУ, ДОУ Куйбышевского района


ДОУ
Всего
ДОУ
1 классы
Всего
1 кл
2-4 классы
Всего
2-4 кл

Всего

МОУ, ДОУ
Нарушения речи
94
114
4

№41
№8

73
№92
№98



8
№73
№90
№98




Фонетическое недоразвитие
-
8
-
8
-
7
-
-
1
8
-
1
-
1
2
18
(25%)

Фонетико-фонематическое нарушение речи
3
9
1
13
1
8
1
1
7

18

-
1
-
1
2
33
(45%)

Общее недоразвитие речи
4
7
-
11
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
11
(15%)

Нарушение процессов чтения
и письма
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9
1
-
-
10
10
(14%)

Ринолалия
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
-
1
1
(1%)

Норма
-
6
-
6
--
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6
(7%)

Всего с нарушениями речи:
7
24
1
32
1
15
1
1
8
26
9
3
1
2
15
73
(93%)

Всего осмотрено обучающихся с нарушениями речи:
7
30
1
38
1
15
1
1
8
26
8
3
1
2
15
79


Самый большой процент нарушений приходится на фонетико-фонематическое нарушение - это нарушение процессов формирования произношения из-за дефектов восприятия и дифференциации фонем. Нарушение характеризуется отсутствием в речи тех или иных групп звуков или замены одних звуков на другие. Обучающиеся ОУ и воспитанники ДОУ с фонетико-фонематическим недоразвитием испытывают трудности при повторении слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов на заданный звук, не различают на слух фонемы в собственной и чужой речи, что затрудняет процесс овладения родным языком.
Так же большой процент нарушения - это фонематическое недоразвитие речи - нарушение звукопроизношения (ФНр). Страдает произношение отдельных звуков или групп звуков, нарушена артикуляционная моторика, затруднено фонемное распознавание.
11% обследуемых, это воспитанники ДОУ, имеют общее недоразвитие речи, сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, таких как звукопроизношение, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, словообразование и словоизменение, связная речь. Логопедическая диагностика, проводимая в детском саду, показала очень низкие результаты по различным категориям речи:
слабо развиты фонетико-фонематические процессы, обучающиеся, не различают на слух фонемы родного языка, не знают и не дают характеристики звуков, по артикуляторно-акустическим признакам;
словарь детей, в приделах обиходного, многие воспитанники не знают домашних и диких животных, не умеют классифицировать и обобщать предметы в группы;
нарушена слоговая структура слов;
грамматический строй речи не развит, воспитанники с большим трудом изменяют слова по числам, родам, падежам, не преобразуют слова из существительного в прилагательное, не согласуют существительные с прилагательными и глаголами;
звукопроизношение грубо нарушено в виде искажений, пропусков и замен звуков;
составление рассказов по картинкам ограничено односложными предложениями с большим количеством аграмматизмов, с выпусканием смысловых звеньев;
пересказ неполный имеются значительные сокращения, нет связующих звеньев.
Без своевременно оказанной помощи, воспитанники и обучающиеся становятся неуспевающими по многим разделам программы: чтение, русский язык, окружающий мир и др. А так же страдает психологический комфорт ребенка как личности и вызывает трудности связанные с взаимоотношениями со сверстниками.
Диагностика письменной речи обучающихся показала низкий процент нарушений у 14% обследуемых. Нарушения процессов чтения и письма характеризуются заменами и смешениями букв на письме и при чтении: звонкие и глухие согласные, лабиализованные гласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты, которые смешиваются между собой, как при чтении, так и на письме.
В конце 2012-2013 учебного года проводилось повторное исследование устной речи у обучающихся 1 классов, посещающих занятия по программе: «Профилактика и коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 1 классов», с целью выявления уровня сформированности фонетико-фонематических процессов, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи, по тем же параметрам, что и в начале учебного года.
Было обследовано 12 обучающихся. Из них:
5 чел. – обучающиеся МОУ № 8;
4 чел. – обучающиеся МОУ № 98;
1 чел. – обучающийся МОУ «Гимназия» № 73;
1 чел. – обучающийся МОУ № 92;
1 чел. – обучающийся МОУ № 41.
Для проведения диагностики использовалась та же методика, что и в начале обучения.
При оценке результатов были получены следующие данные:
При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия обучающимся предлагалось внимательно послушать и повторить слоговые ряды. На начало учебного года 100% обучающихся имели средний уровень, это говорит о том, что дети не различали на слух фонемы по звучанию, неточно воспроизводили слоговые ряды с перестановкой, заменой или пропусками слогов. На конец года, обучающиеся научились слушать и слышать звуки, давать им характеристику, дифференцировать звук и процент успешности на высоком уровне составил 83%.
Со средним уровнем сформированности произношения на начало учебного года было 58% обучающихся, а к концу года снизился на 50%. Высокий уровень сформированности по звукопроизношению возрос на 84% и составил 92% (Обучающиеся с высоким уровнем сформированности звукопроизношения на конец обучения). У обучающихся скорректировано звукопроизношение всех групп звуков в самостоятельной речи и в любых речевых ситуациях.
При исследовании словаря и навыков словообразования, детям предлагались задания на образование существительных обозначающих животных; образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных, а также на подбор антонимов. В начале учебного года по данному разделу обучающиеся допускали большое количество ошибок, пропускали слова, части предложения искажая смысл и структуру предложения. При исследовании этого уровня выявлено, что на конец года уровень сформированности словаря и словообразования увеличился на 83% и составил 100%.
При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на исследование уровня сформированности умения: составления предложений из слов, предъявляемых в начальной форме; находить ошибки в предложении и составление их по смыслу; практического использования предлогов.
Высокий показатель по грамматическому строю составил 100%, что на 83% выше, чем на начало учебного года.
При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа. При составлении рассказов по серии сюжетных картин допускали искажения ситуации, неправильно воспроизводили причинно-следственные связи, выпадение смысловых звеньев. Пересказ воспроизводили неполный со значительными сокращениями и с искажением смысла. По итогам работы по программе наблюдается положительная динамика у 83% детей, обучающиеся составляют рассказы, по картинкам располагая их в правильной последовательности и соответствуя ситуации. При пересказе, воспроизводят все смысловые звенья, не допуская аграмматизмов в речи. Таким образом, высокий уровень сформированности связной речи на начало года составлял 17%, а на конец года 100%.
Обработка результатов исследования каждого ребенка и составление индивидуального профиля, который наглядно показывает, как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты, позволило нам выявить уровни сформированности речевой системы.
В начале коррекционно-развивающего обучения, знания и умения детей соответствовали следующим уровням сформированности речевой системы (Фотекова Т.А.):
I – 0,
II (низкий) – 3 (25%),
III (средний) – 9 (75%),
IV (высокий) – 0.
После проведения коррекционно-развивающей работы по программе «Профилактика и коррекция устной и письменной речи обучающих 1 классов», которая написана с учетом основных принципов логопедии и реализующая логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции, знания и умения детей соответствуют следующим уровням сформированности речевой системы:
I – 0,
II (низкий) – 0,
III (средний) – 2 (17%),
IV (высокий) – 10 (83%).
По результатам проведения мониторинга, на конец года отмечается положительная динамика у 12% обучающихся:
у 10 чел (83%) полная коррекция устной речи;
у 2 чел (17%) со значительным улучшением устной речи.
Таким образом, положительная динамика сформированности речевой системы обучающихся, позволяет говорить об эффективности коррекционно-развивающей программы «Профилактика и коррекция устной и письменной речи обучающихся 1 классов», о правильном подборе коррекционных и логопедических методов и приемов, которые помогли на достаточном уровне сформировать различные категории речи. Это фонетика, языковой анализ и синтез, слоговую структуру слов, грамматический строй речи, понимание логико-грамматических отношений, развить связную выразительную речь.

Мониторинг эффективности по программе: «Профилактика и коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 1 классов».

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


В конце 2012-2013 учебного года проводилось повторное исследование устной и письменной речи у обучающихся 2-4 классов, посещающих занятия по программе: «Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов», с целью выявления уровня сформированности фонетико-фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи, навыков письма и чтения, по тем же параметрам, что и в начале учебного года.
Было обследовано 12 обучающихся. Из них:
МОУ № 8, 2кл – 5 чел, 3кл – 1 чел, 4кл – 1 чел;
МОУ № 41, 2кл – 1 чел;
МОУ № 37, 2кл – 1 чел;
МОУ «Гимназия» № 73, 2кл – 1 чел, 3кл – 1 чел;
МОУ № 98, 3кл – 1 чел.
За основу диагностики, были взяты методики для обследования устной и письменной речи «Тестовая методика диагностики устной речи» Фотековой Т.А., «Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников» Садовниковой И.Н. Представленные методики диагностики уже использовались для исследования обучающихся в начале учебного года.
Среди обучающихся группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.
При оценке результатов были получены следующие данные:
На начало учебного года 100% обучающихся имели средний уровень сформированности фонетико-фонематических процессов, дети не различали на слух фонемы по звучанию, неточно воспроизводили слоговые ряды с перестановкой, заменой или пропусками слогов. На конец года, обучающиеся научились слушать и слышать звуки, давать им характеристику, дифференцировать звуки по звонкости и глухости, твердости и мягкости и процент успешности на высоком уровне составил 100%.
У 25% обучающихся на начало учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести. У 1 обучающегося отмечался низкий уровень сформированности звукопроизношения, при котором было нарушено произношение нескольких групп звуков.
Со средним уровнем сформированности произношения на начало учебного года было 17% обучающихся. Средний уровень сформированности звукопроизношения по группе к концу года снизился до 8%, а высокий уровень сформированности по звукопроизношению увеличился до 92%. У обучающихся с высоким уровнем, скорректировано звукопроизношение всех групп звуков в самостоятельной речи и в любых речевых ситуациях.
Для выявления уровня сформированности слоговой
структуры слов, детям предлагались задания для проговаривания двух-, трех-четырехсложных слов со сложной слоговой структурой.
В результате проведения коррекционно-развивающей работы у 92% обучающихся уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова перешел со среднего на высокий уровень. По сравнению с началом года этот показатель вырос, на 84%.
В начале учебного года у 100% обучающихся был выявлен средний уровень сформированности словаря и словообразования. Обучающиеся допускали большое количество ошибок, пропускали слова, части предложения искажая смысл и структуру предложения. При исследовании этой категории в конце года, высокий уровень сформированности словаря и словообразования составил 92%.
Высокий уровень сформированности грамматического строя речи составил 92%, в начале обучения все обучающиеся имели средний уровень развития по данному показателю.
При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа. При составлении рассказов по серии сюжетных картин допускали выпадение смысловых звеньев и искажение ситуации, неправильно воспроизводили причинно-следственные связи. Пересказ воспроизводили неполный со значительными сокращениями и с искажением смысла. По итогам работы по программе наблюдается положительная динамика у 100% детей.
Обучающиеся научились составлять рассказы по картинкам, располагая их в правильной последовательности соответствуя ситуации, оформлять рассказ грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств, научились пересказывать, воспроизводя все смысловые звенья, не допуская аграмматизмов в речи.
При исследовании чтения обучающихся обращалось внимание на способ чтения, правильность, осознанность прочитанного и выразительность. У 92 % обучающихся отмечается положительная динамика, со среднего уровня сформированности процесса чтения, к концу обучения перешли на высокий уровень.
Для выявления уровня сформированности письма было проведено несколько видов контроля: контрольное списывание, слуховой диктант, изложение. В начале учебного года 50% обучающихся имели низкий уровень письма и у 50% обучающихся выявлен средний уровень сформированности письма. Во всех видах проверочных работ, обучающиеся допускали большое количество специфических и орфографических ошибок. При слуховом диктанте обучающиеся допускали ошибки связанные с дифференциацией звуков по артикуляторно-акустическим признакам, путали написание гласных I и II ряда. Во время воспроизведения текста, пропускали слова, предложения, пропуская основные смысловые звенья, что приводило к сокращению текста. К концу обучения удалось добиться положительной динамики у всех обучающихся. 8% обучающихся с низкого уровня перешли на средний уровень, а у 92% обучающихся наблюдается положительная динамика и выявлен высокий уровень сформированности письма.
Обработка результатов исследования каждого ребенка и составление индивидуального профиля, который наглядно показывает, как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты, позволило нам выявить уровни сформированности речевой системы в целом.
В начале коррекционно-развивающего обучения, знания и умения детей соответствовали следующим уровням сформированности речевой системы (Фотекова Т.А.):
I – 0,
II (низкий) – 2 (17%),
III (средний) – 10 (83%),
IV (высокий) – 0.
После проведения коррекционно-развивающей работы по программе «Коррекция устной и письменной речи обучающих 2-4 классов», которая написана с учетом основных принципов логопедии и реализующая логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции, знания и умения детей соответствуют следующим уровням сформированности речевой системы:
I – 0,
II (низкий) – 0,
III (средний) – 2 (17%),
IV (высокий) – 10 (83%).
По результатам проведения мониторинга, на конец года отмечается положительная динамика у 12% обучающихся:
10 чел (83%) устная и письменная речь в норме;
2 чел (17%) значительное улучшение показателей устной и письменной речи.
Таким образом, положительная динамика сформированности речевой системы обучающихся позволяет говорить об эффективности коррекционно-развивающей программы «Коррекция устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов», о правильном подборе коррекционных и логопедических методов и приемов, которые помогли на достаточном уровне развить, сформировать, расширить различные категории речи: фонетика, языковой анализ и синтез, слоговая структура слов, грамматический строй речи, понимание логико-грамматических отношений, связная выразительная речь, возможности слухового, зрительного, кинестетического анализаторов, участвующих в акте речи, письма и чтения.

Мониторинг эффективности по программе «Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов».


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Согласно полученным данным можно сделать вывод, что выбранные программы соответствует возрасту, логопедическим заключениям. У обучающихся зачисленных на занятия по программам наблюдается положительная динамика, что позволяет говорить об эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающее направление.
В 2012-2013 учебном году на коррекционно-развивающие занятия по программе: «Профилактика и коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 1 классов», было зачислено 13 обучающихся с логопедическим заключением ФФНр.
Цель: преодоление нарушений развития устной речи и профилактика нарушений в развитии письменной речи. Категория: обучающиеся 1 классов МОУ № 8, 92, 98, 41, «Гимназии № 73».
По программе: «Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов», зачислено 13 обучающихся с логопедическим заключением НЧиП.
Цель: преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи
обучающихся 2-4 классов при разных формах дисграфии. Категория: обучающиеся 2 - 3 классов МОУ № 8, 37, 41, 98, «Гимназии № 73».
В течение года на индивидуальные занятия были зачислены 14 обучающихся ОУ, имеющих логопедическое заключение ФНр. Работа с ними строилась согласно индивидуальным планам по коррекции звукопроизношения.
На коррекционно-развивающую работу так же были зачислены воспитанники ДОУ №94, 114, 4 имеющих логопедическое заключение ФФНр – 8 человек. Коррекционная работа по развитию фонетико-фонематических процессов и коррекции дефектного звукопроизношения строилась согласно индивидуальным планам.
По результатам первичной диагностики, обучающиеся нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе были направлены на ПМПк для получения комплексного заключения специалистов о состоянии умственного физического и психологического здоровья и всесторонней помощи.
Исходя из полученных речевых диагнозов, обучающие были разделены на подгруппы. На основе программ: «Профилактика и коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 1 классов», «Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов», утверждены календарно-тематические планы коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя поэтапную работу по преодолению нарушений в речевом развитии.
Для фиксирования коррекционно-развивающего процесса и отслеживания динамики речевого развития, на каждого обучающегося была заведена речевая карта, индивидуальный речевой профиль, куда вписывались все данные о состоянии его речевых и неречевых функций. Так же на каждого обучающегося составлялся индивидуальный план работы по коррекции звукопроизношения.
Режим работы: коррекционно-развивающая работа проходила в утвержденное графиком работы время. Занятия проводились в подгрупповой и индивидуальной форме.
Программа по коррекции и профилактике нарушений развития устной и письменной речи в основном предполагает работу в подгруппе. На таких занятиях осуществляется работа по развитию фонетико-фонематических процессов, лексического запаса и грамматического строя речи, по развитию графических навыков и других категорий речи. Большое внимание уделялось дифференциации звуков: гласных, согласных звуков сходных по акустико-артикуляционному, оптическому сходствам.
Для повышения интереса у обучающихся к занятиям, широко использовала различные дидактические и наглядные пособия:
карточки со схемами для звуко-буквенного анализа,
разрезные картинки для составления слов, предложений,
предметные и сюжетные картинки, серии сюжетных картин,
схемы для составления описательных рассказов,
буквенные методики: анаграмма; вставь пропущенные слова; ищем буквы; исправь ошибки в предложениях; найди среди букв слова.
карточки с проверочными заданиями по темам и домашним заданием.
Впервые для повышения эффективности работы по программам и в работе по коррекции звукопроизношения мною были применены компьютерные технологии.
Компьютерные программы.
«Игры и игровые приёмы, как средство устранениё нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста». Включает в себя игры для развития фонематического слуха, игры для развития связной речи.
«Учимся говорить». Включает в себя разделы: речевые звуки, неречевые звуки, звукоподражание, связная речь.
«Веселые игры для развития речи и слуха» и «Домашний логопед. Практический курс». Включают в себя изучение звуков и букв, игры для развития артикуляции и дикции.
«Занимательная логика». Программа направлена, на развитие логического мышления, внимания, восприятия, фонематического слуха.
Электронные пособия.
Тесты «Звуки и буквы», «Предложения» и другие.
Тренажеры «Безударные гласные», «Парные звонкие и глухие согласные» и другие.
«Составляй и читай», пособие направлено на развитие устной речи и логического мышления.

В коррекционно-развивающих программах не учитываются часы работы по формированию правильного звукопроизношения. Хотя большинство обучающихся имеют дефектное звукопроизношение, требующее коррекционного воздействия. На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, преимущественно велась работа по развитию артикуляционной моторики, воздушной струи, выработке артикуляционных укладов необходимых для формирования правильного звукопроизношения. Параллельно велась работа по развитию мелкой моторики пальцев, фонетико-фонематических процессов, оптико-пространственного восприятия.
По программе: «Профилактика и коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 1 классов», на каждую группу в учебном году, было выдано:
1 группа ФФНр – 56 часа + 8 часа диагностика (64 часа).
2 группа ФФНр – 56 часа + 8 часа диагностика (64 часа).
По программе: «Коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся 2-4 классов», на каждую группу в учебном году, было выдано:
3 группа НЧиП – 54 часа + 8 часа диагностика (62 часа).
4 группа НЧиП - 54 часа + 8 часа диагностика. (62 часа).
Для 14 обучающихся входящих в группы по программам выдано – 200 часов, по коррекции звукопроизношения.
Индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения у обучающихся с логопедическим заключением ФНр, по индивидуальным планам (14 обучающихся) выдано –176 занятий.
Группе воспитанников ДОУ (8 человек) с логопедическим заключением ФФНр выдано - 166 занятия.
По итогам проведения диагностики из 37 обучающихся зачисленных на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (за весь год) были выпущены:
Норма – 22 (60%) обучающихся выпущены с речевым заключением – устная речь в норме;
Значительное улучшение – 6 (16%) обучающихся выпущены со значительными улучшениями в развитии устной речи. Рекомендовано осуществлять контроль со стороны взрослых за речью обучающихся, для формирования самоконтроля и автоматизации поставленных звуков в повседневной речи.
Со значительным улучшением продолжают программу – 7 (19%) обучающихся с улучшением продолжают работу по программам, т.к календарно-тематическое планирование для обучающихся имеющих логопедическое заключение ФФНр рассчитано на 1учебный год.
Выбыли – 2 человека (5%).
По окончании коррекционно-развивающей работы предложила родителям разработанную мной анкету – опросник. Объективные ответы родителей на вопросы анкеты помогут мне в дальнейшей работе по усовершенствованию коррекционно-развивающей работы, в подборе новых методов и приемов логопедической работы с детьми, в выборе мотивационных средств работы с родителями и детьми, и в целом дадут положительную или отрицательную оценку нашей совместной работе.
Эффективность моей работы по программам и индивидуальной работе с обучающимися в 2012-2013 учебном году, составила – 79%.
Консультативное направление.
В 2012-2013 учебном году мною осуществлялось индивидуальное консультирование, темы, которых были очень разнообразны: «Виды речевых нарушений и способы их преодоления», «Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе», «Результаты логопедического обследования», «Результативность коррекционно-развивающей работы», «Речевая среда в каникулярный период». Всего было проведено 97 индивидуальных консультаций для родителей и обучающихся. В сентябре выступила на всеобщем родительском собрании первоклассников МОУ «Гимназии №73», где присутствовало 65 человек, а так же на родительских собраниях МОУ «СОШ №8», 1классы присутствовало 46 человека; 2 класс -19 человек, МОУ «ООШ №98», 1 классы присутствовало 42 человека, выступила с докладом: «Устная речь первоклассника. Коррекция нарушений устной речи - как метод профилактики нарушений письменной речи».
Для повышения результатов коррекционной работы и с целью обмена опытом мною проводилось консультирование педагогов. Темы консультаций были связаны с проблемами в освоении русского языка и чтения, преодоления различных форм дисграфии (путанее букв по оптическим, артикуляторно-акустическим признакам). Всего проведено 7 консультаций.

Научно-методическое направление.
В течение года методическая работа заключалась в:
планирование методической работы на год,
составлении индивидуальных планов работы с обучающимися,
заполнение речевых карт,
составление конспектов занятий,
подборе методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь обучающимся и родителям.
В течение года принимала активное участие в разработке и проведении районных мероприятий центра. Разработала сценарий и мультимедийное сопровождение к празднику-конкурсу «Папа, мама, я – наша дружная семья!». Во время проведения праздника-конкурса для семей второклассников ОУ Куйбышевского района, удалось создать положительный эмоциональный настрой и радостное настроение. Целью мероприятия является формирование мотивации на здоровый образ жизни у обучающихся и родителей. По окончанию праздника было получено большое количество положительных отзывов и слов благодарности в адрес коллектива специалистов Центра «Надежда».
В рамках Всекузбасского дня здоровья разработала конспект занятия и мультимедийное сопровождение к уроку здоровья «Будьте здоровы!». Урок здоровья провела на 2 группах: на группе первоклассников, и на группе дошкольников. Занятие получилось очень интересное, информативное и доступное для понимания детей. На занятии говорили и обсуждали тему вредных и полезных привычек, режим дня, полезные продукты и многое другое.
Приняла участие в научно-практической конференции со статьей «Подходы в работе учителя-логопеда ЦПМСС «Надежда» по коррекции нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста», которая вошла в сборник материалов XIII городских Дней науки.
Приняла участие в методической работе отдела по теме: «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками». Результатом моей работы стало не только выступление на совещании отдела, но и систематизация материала к занятиям в данном направлении для применения в коррекционно-развивающей работе по программам.
Для оказания методической помощи родителям, разработала трилистники «Роль артикуляционной гимнастики в логопедической работе», «Как хорошо уметь писать!», в которых в доступной форме и понятным языком, говорится об эффективности артикуляционных упражнений для коррекции звукопроизношения, о методах и приемах обучения правильному письму.

Самообразование.
Во втором полугодии 2012-2013 учебного года удалось посетить курсы повышения квалификации сроком 240 часов, по теме: «Опережающая психологическая подготовка работников образования в системе коррекционно-развивающего обучения».
В течение всего учебного года продолжала:
изучать материал по темам: «Коррекция различных форм дисграфии», «Новые методы и приемы логопедической работы»;
подбирать дидактический и практический материал к занятиям;
дорабатывать и дополнять УМК по программам.
В следующем году планирую:
подобрать наиболее эффективные пути обучения и восстановления устной и письменной речи обучающихся,
пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами,
своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями, систематически просматривать дефектологическую литературу,
принять активное участие в Днях науки, на Ярмарке достижений.
Root Entry