Годовой план работы педагога-психолога лицея

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАННО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ Лицей № 1 Зам. директора по УВР на заседании ___________ В. А. Тютерев _________ М. Б. Захарова городского МО психологов «___» ____________2013г «___» ________2013 г __________Е.Л. Филиппова
Протокол № _____ от
«____» ________2013 г.


ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
МБОУ Лицей № 1
на 2013-2014 учебный год
Цели психологической службы:
1. Создание единой, целостной системы психолого-педагогической диагностики и коррекции, обеспечивающей взаимодействие всех служб школы  в решении  проблемы развития и самореализации каждого ребенка.
2. Создание социально-психологических условий для успешного психологического развития детей в ситуациях межличностного взаимодействия и обеспечение психологических условий для охраны здоровья на различных этапах развития личности школьников, их родителей, педагогического коллектива.
3. Организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению по предподготовительному (8 классы), подготовительному (9 классы) адаптационному (10 классы) циклам 
4. Формирование конструктивной мотивации среди учащихся, педагогов и родителей (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение).
5. Продолжить психолого-педагогическое сопровождение начальных классов по федеральному государственному образовательному стандарту начального образования второго поколения.
6. Координация воспитательных воздействий родителей, учителей, воспитателей, построение учебно-воспитательного процесса с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи психологической службы:
1. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1 класс и переходе на каждую новую ступень школы.
2. Реализация комплекса мероприятий, способствующих психофизическому развитию обучающихся в образовательном процессе с учётом их возрастных особенностей.
3. Реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности.
4. Активно участвовать по продвижению национального проекта «Образование»:
в работе по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения;
в работе с одаренными детьми, в том числе подготовке к олимпиаде по психологии, научно-практических конференциях и конкурсах;
в работе по психолого-педагогическому сопровождению при подготовке к единому государственному экзамену, государственной итоговой аттестации;
в информатизации психологической службы образования.
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
5. Внедрять модели психолого - педагогического сопровождения профильного обучения.
7. Апробировать на базе школы программы: Тропинка к своему Я в экспериментальных классах, «Путь к успеху» сопровождение подготовки к единому государственному экзамену; программу «Семицветик» с будущими первоклассниками, программу «Психология личности» и «Межличностных отношений» в 11 класс, предпрофильная подготовка (8-9 классы)
8. Содействовать в осуществлении психолого-педагогической поддержки детей с девиантным поведением.
9. Реализовывать комплекс мероприятий, обеспечивающих вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование отношения к здоровью и безопасному образу жизни как к ценности;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей учащихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
Поддержка детских объединений, ученического самоуправления.
10.Обеспечение разнообразия уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения) и переориентация на новые требования ФГОС.
11.Обеспечение и реализация вариативности форм психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
12. Консультирование педагогического и медицинского персонала по вопросам, касающимся общих и специфических закономерностей психологического развития детей и подростков.
13. Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений.
14. Расширять зону просвещения в вопросах педагогики, психологии и воспитания подрастающего поколения через средства массовой информации.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования:
Дошкольное образование
ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии
обеспечение готовности к школе.
Начальная школа
определение готовности к обучению в школе
обеспечение адаптации к школе
повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности
развитие познавательной и учебной мотивации
развитие самостоятельности и самоорганизации
поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.



Основная школа
сопровождение перехода в основную школу
адаптации к новым условиям обучения
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации
формирование жизненных навыков
профилактика неврозов
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками
профилактика девиантного поведения, наркозависимости
Старшая школа
помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении
поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности)
развитие временной перспективы, способности к целеполаганию
развитие психосоциальной компетентности
психологическая подготовка выпускных классов к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, ГИА.

Основные виды деятельности психологической службы школы


- диагностика и мониторинг;

- коррекционно-развивающая деятельность;

- консультативная деятельность;

- просветительская деятельность;

- экспертная деятельность;

- организационно-методическая работа.

Организационно-методическая работа

№ п/п
Наименование работы
Сроки проведения
Предполагаемый результат
Условия проведения

6.1
Организационно-методическая работа
Сентябрь 2013
Подготовка тематики лектория для педагогов, материал для проведения консультаций (групповых) для педагогов и родителей (рекомендаций).
Разработка циклограммы работы педагога-психолога на 20132 (по четвертям). Подготовка пакета диагностических методик со школьниками.
Библиотека, Интернет ресурсы

6.2
Просвещение специалистов в области психологии
Участие в работе городского МО согласно плану
В течение года
Стимулирование личностного роста специалиста в области психологии
методические объединения педагогов-психологов

6.3
Разработка индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающей работы с учащимися
В течение года
по запросу
Формирование маршрута коррекционно-развивающей работы со школьниками


6.4
Составление программ по оздоровлению детей в каникулярное время

В течение года
по запросу
Формирование доверительного общения среди детей разновозрастных групп. Обучение детей умению видеть за своими поступками проявления особенностей характера, умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям


6.5
Совещание при директоре
Еженедельно

Систематизация работы на неделю


6.6
Ведение документации:
циклограмма;
журнал консультаций;
журнал диагностической работы;
журнал коррекционно-развивающей работы;
ежедневно
постоянно
ежеквартально

Систематическое планирование работы


6.7
Подготовка детей к предметной олимпиаде, КВН по психологии
декабрь
Пропаганда психологических знаний среди учащихся





1.Мониторинг
№ п/п
Наименование работы
Сроки проведения
Ожидаемый результат
Условия проведения

1.1.
Мониторинг выбора профильного класса
Сентябрь 10 классы
Повышение комфортности обучения у учащихся лицея

Групповая диагностика

1.2.
Мониторинг социального психологического здоровья детей 8-11 классов
Январь-Март
Профилактика эмоциональных срывов. Суицидального поведения. Своевременное исключение травмирующих факторов из жизни ребёнка.
Групповая диагностика

1.3.
Мониторинг по образовательному федеральному стандарту второго поколения в 1 классах, 2 классах, 3 классах, 4 класс
Октябрь-апрель
по запросу
Сформированность внутренней позиции школьника
Сформированность самооценки, когнитивного компонента
Сформированность социальных мотивов
Развитие творческого потенциала личности
Анкетирование, диагностика


1.2. Диагностика

1.2.1.
Диагностика готовности к профильному обучению
сентябрь

Отслеживание профессиональных предпочтений учащихся
Индивидуальная диагностика

1.2.2.
Адаптация к обучению в школе 1, 5, 10 –х классов
Сентябрь 10 кл
Октябрь-Ноябрь 5 кл
Ноябрь-Декабрь 1 кл
Выявить детей с проблемами в учебной деятельности, в эмоциональном плане. Разработка плана коррекционно-развивающей работы с детьми
Групповая диагностика

1.2.3.
Диагностическое обследование учеников 5-х классов в момент адаптации к обучению в средней школе
Октябрь 3-4 неделя
Выявление и коррекция трудностей адаптации у детей.
Разработка плана сопровождающей работы в 5-х классах
Групповая диагностика

1.2.4.
Диагностика адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям
Сентябрь-октябрь
Анализ сформированности психологических процессов
Групповая диагностика

1.2.5.
Диагностика способностей шестилетних детей
Март-Апрель
Выравнивание стартовых возможностей детей поступающих в школу.
Выявить уровень готовности к обучению в школе.
Групповая диагностика

1.2.6.
Изучение школьной мотивации учащихся 4 кл.
Март-Апрель
Выявление детей «группы риска». Сформированность мотивационных потребностей.
Разработка плана сопровождающей работы в 4-х классах
Групповая диагностика

1.2.7.
Выбор профиля обучения
Апрель- Май
Формирование мотивации выбора профиля обучения в старшем звене
Диагностическое исследование

1.2.8.
Диагностика по запросу администрации, социального педагога, учителей школы (по разным направлениям)
В течение года
Изучение психологического климата в детском, педагогическом коллективах. Получение информации о способностях, интересах детей, взрослых для выработки тактики работы

Индивидуальная диагностика

1.2.9.
Диагностика личности учащихся с проблемами в развитии
В течение года
Выявление детей «группы риска» консультирование узких специалистов, ПМПК
Индивидуальное обследование




2.Проектирование
Коррекционно-развивающая работа
2.1 Групповая коррекция с детьми и подростками
№ п/п
Наименование работы
Сроки проведения
Ожидаемый результат
Условия проведения

2.1.1.
Занятия в первых классах по адаптации к новым условиям учащихся
1 раз в неделю
по запросу
Развитие адаптивных навыков, выявление детей с проблемами в адаптации и развитии в целом
Работа в классах по запросу

2.1.2.




Развивающие занятия с будущими первоклассниками по программе
«Семицветик»
автор: Т. Г. Захарычева

Ноябрь-
Март
по субботам
Системная подготовка детей к школе. Развитие школьно-значимых функций в период подготовки детей к школе. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылкам успешного обучения. Обеспечить детям плавное вхождение в систематическое обучение. Помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей старших дошкольников, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
Работа в группах
по запросу

2.1.3.
Коррекционно-развивающая программа по федеральному образовательному стандарту второго поколения в 2 классах «Тропинка к своему Я»
Автор: О. В. Хухлаева
(адаптирована психологом школы Т. Г. Захарычевой)
В течение 1 четверти
1 раз в неделю
(по запросу)
Сформированность внутренней позиции школьника. Сформированность самооценки, когнитивного компонента. Сформированность познавательных, социальных, учебных мотивов. Доверие ребёнка, стремлении к контактам, снижение эмоциональной напряжённости, отреагирования и разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижении частоты конфликтов и ссор с детьми. Развитие творческого потенциала личности, создании позитивного настроя, усилении конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психически здоровой.
Работа в классах по запросу

2.1.4.
Программа коррекционно-развивающих занятий в 1 классах
«Помоги Сереже»
Вторая половина года 1 раз в неделю
(по запросу)

Помочь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе, преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Индивидуальная работа (по запросу)

2.1.5.
Тренинги с учащимися 5 классов на этапе адаптации при переходе в среднее звено школы
1,2 четверть
1 раз в неделю
по запросу
Упрощение процесса адаптации к новым условиям
Формирование положительного образа Я и самооценки, способов эффективного взаимодействия детей.
Работа в классах по запросу

2.1.6.
Занятия с учащимися по подготовке к ГИА, экзаменам в форме ЕГЭ
апрель
Снижение напряжения в ходе сдачи экзаменов
Работа в классах по запросу

2.1.7.
Программа формирования психологического здоровья «Тропинка к своему Я»
в 4 классах
Автор: Хухлаева О.В.
Итоговое занятие
игра «Дорога в пятый класс»
Март-апрель
Помочь детям подготовиться к переходу в среднее звено. Создание социально-психологических и педагогических предпосылок для успешного перехода четвероклассников в среднее звено. Помочь каждому ребёнку осознать свою уникальность и неповторимость.
Сплочение детского коллектива.
Работа в классах по запросу

2.1.8.
Психологическое сопровождение учащихся 4,7,10 кл и педагогов участвующих в мониторинге
В течение года
по запросу

Психологическая поддержка, решение возникающих проблем
Выработка рекомендаций по проблеме по запросу

2.1.9.
Занятия с учащимися 11 кл. по программе «Психология личности»

1 раз в неделю
В течение года
по запросу

Понимание психологии человека и ее значения для самопознания, саморазвития
Выработка навыков эффективного поведения в период подготовки и проведения экзамена.
Овладение способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия.
Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ.
Работа в классах по запросу

2.1.10.
Программа «Мой выбор»
Автор:
(адаптирована психологом школы Т. Г. Захарычевой)

1 раз в неделю
В течение года
по запросу

Формирование у учащихся 8 классов готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Умение осуществлять выбор профессии и дальнейшего профильного обучения с учетом способностей, возможностей, мотивации.
Работа в классах по запросу


3.Психологическое консультирование

№ п/п
Наименование работы
Сроки проведения
Ожидаемый результат
Условия проведения

3.1.
Консультирование классных руководителей по итогам диагностических исследований
В течение года
Выработка рекомендаций
Школьный класс

3.2.
Индивидуальные консультации с учащимися
В течение года
Выработка рекомендаций
Школьный класс

3.3.
Консультирование с родителями
В течение года
Формирование позитивных отношений в семье, а также к процессу воспитания детей.
Школьный класс

3.4.
Консультирование учащихся
В течение года
Овладение учащимися приемами эффективного взаимодействия с другими людьми, снятие психоэмоционального напряжения
Школьный класс



4. Экспертиза
№ п/п
Наименование работы
Сроки проведения
Ожидаемый результат
Условия проведения

4.1.
Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума по преемственности, Состояние адаптивности учащихся 5-х, 10-х классов.
Ноябрь 2 неделя
Обеспечение успешной адаптации детей при переходе со ступени начального общего образования на основную. Организовать коррекционно-развивающие группы. Разработка рекомендаций для администрации, учителей, социальному педагогу, семьям по взаимодействию с детьми. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Школьный класс

4.2.



Участие в работе ПМП консилиума по итогам диагностического исследования детей в 1-х классах

Декабрь
Январь

Разработка общей позиции относительно социально-психологического сопровождения детей. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей, индивидуальных программ для детей 1-х классов.
Школьный класс

4.3.
Заседание психолого-медико-педагогического консилиума:
- обследование детей направленных на ПМПК
В течение года
Составление заключения для ПМПК
Библиотека

4.4.
Проведение комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимых по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений
В течение года
по запросу
Составление протоколов, экспертных заключений
МБОУ СОШ, ДОУ города
Методический кабинет ГУО









5. Просветительская работа
5.1 Проведение групповых консультаций для родителей

5.1.1.
«Адаптация ребенка к новым условиям школьной жизни»
Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе
В течение года
по запросу
Профилактика дезадаптации учащихся, помощь родителям в период адаптации детей к новым условиям
Групповая работа 1,5,10 классы

5.1.2.
Лекторий для учащихся на тему «Я позитивный и успешный человек»
Октябрь-май
Профилактика суицидального поведения, девиаций в поведении подростков
Групповая работа
5-11 классы

5.1.3.
«Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»

В течение года
по запросу
Выработка алгоритма оптимального воспитания в семье
Групповая работа

5.1.4.
Подготовка учащихся к олимпиаде
Научно-практической конференции
В течение года
Формирование интереса к психологии
Групповая работа по возрастам

5.1.4.
«Как справиться со стрессом. Подготовка к ЕГЭ и ГИА»
В течение года
Информирование родителей и учащихся с приемами снятия напряжения и тревожности при подготовки к экзаменам.
Разработка рекомендаций для родителей и учителей по психологической подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов.
Групповая работа



5.2 Групповая работа с родителями и педагогами

5.2.1.
Семинар для педагогов
«Особенности одарённых детей»
Ноябрь
по запросу
Освещение проблем и перспектив развития одарённых детей в школе
Групповая работа

5.2.2.
Общегородское родительское собрание «Проблемы современных детей и пути их преодоления »
январь
Просвещение родительской общественности по результатам мониторинга социально-психологического состояния детей.
Групповая работа

5.2.3.
Тренинг родительской эффективности
По запросу в течение года
Отработка навыков конструктивного взаимодействия с детьми лобового возраста. Обсуждение проблем особенностей воспитания детей в семье. Улучшение детско-родительских взаимоотношений.
Групповая работа

5.2.4.
Семинар для педагогов «Особенности подросткового возраста»
Февраль
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
Учителя среднего звена


Заголовок 1 Заголовок 315