Формы проведения профилактических мероприятий
«Формы проведения профилактических мероприятий»
Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.
В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.
Встает вопрос о том, где и как проводить профилактику. Не оставляет сомнений факт, что местом проведения профилактической работы должна являться, в первую очередь, школа. Школа предоставляет удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью "выпадения" из социальной среды).
Сегодня школа - это, пожалуй, одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.
Учитывая особенности современных подростков и факторов окружающей среды, влияющих на их психологическое развитие, для своевременного выявления и установления причин и обеспечения профилактики негативных явлений в поведении детей, мною были определены следующие сферы деятельности воспитательно-профилактической работы в школе на 2016-2017 учебный год:
- создание в классе условий для успешного формирования творческого школьного сообщества включающего в себя учащихся, учителя и родителей;
- развитие принципов толерантности, ценности личности каждого участника образовательного процесса;
- развитие внеклассной деятельности с целью обеспечения максимально широких возможностей для совершенствования личности каждого индивида;
- вовлечение школьников в социально значимую деятельность и профилактика девиантного поведения;
- отслеживание, предупреждение и анализ нарушения учебной дисциплины, режимных моментов и основных норм поведения учащихся;
- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся;
- психологическая и педагогическая помощь по формированию адекватной самооценки;
- ориентация на здоровый образ жизни, привлечение учащихся к занятиям спортом;
- оказание помощи тем, кто находится в сложной жизненной ситуации;
- привлечение учащихся к укреплению правопорядка, как в школе, так и за ее пределами.
- формирование личности высокой общечеловеческой культуры;
- установление контакта с семьей и проведение работы с родителями по выявлению проблемы ребенка и семьи.
Компоненты (составляющие) сферы деятельности воспитательной работы так или иначе, подразумевают мероприятия, целью которых является профилактика и борьба с беспризорностью и правонарушениями.
Поэтому воспитательная работа в классе планируется и ведется с учетом общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей, деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях с использованием активных форм и методов работы:
- гражданско - патриотическом;
- спортивно- оздоровительном;
- художественно- эстетическом;
- духовно-нравственном и др.
Как классный руководитель, я используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися:
– посещение на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовкой к урокам;
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
–консультирование родителей с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростков;
– индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
– вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность школы;
– вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.
Я изучаю индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время , социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составила социальный паспорт класса, выявила трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска; совместно с родительским комитетом создала банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности я контролирую посещаемость занятий учащимися класса. С этой целью я регулярно заполняю страницу пропусков уроков в классном журнале и в тот же день сообщаю родителям о пропусках уроков.
Коллектив класса принимает активное участие в различных конкурсах по профилактике правонарушений.
С целью профилактики правонарушений, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела.
C целью профилактики правонарушений, в течение учебного года провожу классные часы и беседы по соответствующей тематике.
Были проведены классные часы по темам: "Что для вас здоровый образ жизни?", "Права и обязанности подростков", "Проблемы в современном мире".
Активная профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков. В наше время целесообразно иллюстрировать лекции и беседы ссылками на конкретные факты из жизни, приводить примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, необходимо также освещать юридические и правовые аспекты окружающего социума. К профилактической работе привлекаются сотрудники полиции, инспектора ОДН, врачи-специалисты, психологи, хорошо подготовленные к работе с данным возрастным контингентом учащихся.
Учащиеся могут раскрыть свои таланты и наклонности, манипулируя полученными знаниями при разработке сценариев викторин, вечеров, дискотек, театрализованных представлений.
Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, в нашем классе проводятся профилактические занятия, профилактические десятиминутки. И
главным в этой работе я считаю проведение позитивной профилактики.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности сформировать грамотные установки жизни в правовом поле социума, не "запугивая" детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы "давим" на них и даем недостоверную информацию.
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью профилактической работы является вовлечение подростков в досуговую деятельность, как в учебное, так и в каникулярное время. Каждый учащийся класса с пользой проводит своё свободное время. Они узнают друг друга, могут проявить себя, что отвлекает подростков от возможности оказаться в противоправной ситуации. Посещение экскурсий, посещение кружков и секций школ и учреждений дополнительного образования; спортивно-оздоровительных клубов, является достойной заменой дворовых компаний, подвалов и чердаков.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что любая работа по профилактике требует постоянного воздействия на формирующиеся представления, убеждения учащихся по отношению к определенным жизненным ценностям, поэтому профилактическое воздействие должно осуществляться на всем протяжении учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
15