Конспект занятия познавательного типа Посылка из сказочного леса
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».
Подготовила воспитатель подготовительной к школе группы
Темчук Каринэ Вячеславовна
Сочи 2015
Программное содержание:
Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.
Учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.
Учить подбирать к словам синонимы и антонимы.
Формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё?
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей синонимами и антонимами.
Оборудование: 2 письма, сундук, книги и игры, маски зверей (волк, заяц, лиса, ёж, белка), буквы (з, и, м, а, с, н, е, г), картинки предметные с изображением животных, картинки сюжетные.
Методы и приемы:
Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – загадывание загадки; рассказывание детьми; непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – дидактические и словесные игры;
Формирование грамматически правильной речи - игра – драматизация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло какое-то письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда садитесь на стульчики. Выровняйте спинки. Чтобы узнать от кого пришло письмо нужно отгадать загадку:
Плутовкой издавна слывет,
В округе курам счет ведет,
И ловит мышек ловко
Хотя не мышеловка.
Дети: лиса.
Воспитатель: А где она живет?
Дети:
В каких сказках можно встретить лису?
Дети: Лисичка сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Лиса и тетерев, Кот и лиса, Петушок – золотой гребешок и др.
Воспитатель: А как лису называют в разных сказках?
Дети: Лиса Патрикеевна, плутовка, Лисичка – сестричка, кумушка, Лиса – Алиса и др.
Воспитатель: Какая, ребята, лиса по характеру?
Дети: Хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др.
Воспитатель: А кто еще живет в лесу?
Дети: Еж, белка, заяц, волк, медведь и тд.
Воспитатель: Давайте послушаем диалог сказочных зверей, который приготовили наши ребята.
Лиса:
Был бы ёж ты хорош,
Только в лапы не возьмешь.
Ёж:
Не хорош? Ну и что ж…
Без иголок я не еж.
Белка:
Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц:
Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал.
Воспитатель: Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк:
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свежинки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк:
Шерсти клок
Ободрали правый бок
Хвост отгрызли в драке
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки
Лиса: Жив ли милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок.
Воспитатель: Вот о чем сказочные герои говорят в лесу.
Но давайте вернемся к письму. Что же написала нам лисичка? Лисичка приготовила нам сундук с подарками, а Бабка – Ешка спрятала сундук и ключик от него. Оставила только план как найти его, и задания, которые надо выполнить чтобы взять ключи, и только один из ключей откроет замок, который висит на сундуке. Поэтому вам нужно будет выполнить все задания!
Воспитатель: Трудное дело. Как вы думаете, стоит попробовать отыскать ключи?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда давайте рассмотрим план. Это же план нашей группы! Путь начинается от двери. Двигаться нужно по стрелке. Чтобы преодолеть все трудности надо помогать друг другу.
1 задание «Чей? Чья? Чьё?».
У медведя дом - чей? (медвежий);
У волка – волчий
У лисы – лисий
У зайца – заячий
У белки – беличий
У барсука – барсучий
У черепахи – черепаший
У лягушки – лягушачий
У кошки – кошачий
У ежа – ежиный.
Воспитатель: Молодцы! Вот и первый ключ. Двигаемся по стрелочке дальше.
2 задание «Составь предложение».
На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить по каждой картинке предложение из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? Вызываю 4-5 детей. Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Получайте второй ключ. Идем дальше. В какую сторону показывает стрелочка? Сколько нужно сделать шагов?
3 задание «Родственные слова».
Воспитатель: Разделитесь на две подгруппы. На столах лежат буквы. Расставьте буквы по высоте от самой высокой к самой низкой. Прочитайте слово, которое у вас получилось. Назовите родственные слова для этого слова.
Зима: зимушка, зимующие, озимые, зимняя, перезимовал.
Снег: снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник, снеговик.
Воспитатель: Вот ваш ключ, пойдем дальше.
4 задание дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель: Баба Яга любит все делать наоборот, и для нас она приготовила игру «Скажи наоборот» Становитесь в круг.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко;
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко;
Скажу я слово старый, а ты ответишь… молодой (новый);
Скажу я слово сладкий, а ты ответишь…горький;
Скажу я слово холодный, а ты ответишь…горячий;
Скажу я слово большой, а ты ответишь… маленький;
Скажу я слово длинный, а ты ответишь… короткий;
Скажу я слово белый, а ты ответишь … черный;
Скажу я слово широкий, а ты ответишь… узкий;
Скажу я слово гладкий, а ты ответишь… шершавый.
Воспитатель: Молодцы! Наоборот вы говорить умеете, как настоящие Бабки - Ёжки. Давайте поиграем в игру «Скажи по-другому»:
Предмет, имеющий значительную величину – большой, гигантский, огромный;
Снежная буря – метель, буран, вьюга, пурга;
Говорить очень громко – кричать, орать, вопить, галдеть, голосить;
Небольшой предмет – крошечный, маленький, мелкий, карликовый;
Проливать слезы – плакать, реветь, рыдать;
Плохая погода – пасмурная, хмурая, облачная, холодная, дождливая;
Человек, который служит в армии – воин, солдат, защитник, военный;
Маленькие дети – малыши, детвора, ребятишки, ребята, малютки;
Отсутствие света – тьма, темнота, мрак, темень, потемки;
Отсутствие звуков – тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.
Воспитатель: Вот мы и добыли все ключи.
Пора отправляться на поиски сундука. Двигаемся по стрелочке. Вот и сундук. Давайте посмотрим, какой ключ подойдет.
Воспитатель: Лисичка приготовила нам книжки о животных, мозаику с цифрами и буквами.
А здесь еще какая – то записка: «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарки от лисички. А я приготовила для вас «пятерки».
До встречи! «Баба Яга».
Итог:
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что именно вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?