К 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева «Восторженный певец жизни» итоговый урок 7 класс


«Восторженный певец жизни»
1080135top00
К 125-летию со дня рождения С.С.ПрокофьеваДобрый вечер, дорогие наши гости! Сегодня наша встреча посвящена 125-летию со дня рождения С.С.Прокофьева. Наш вечер открывает сцена из балета «Ромео и Джульетта» (звучит танец рыцарей).
«…Восторженный певец жизни, солнца и молодости, он дал людям сурового и жестокого 20-го века, ту радость и свет, которых им так часто не достает.» - так говорил Д.Б.Кабалевский о музыке С.С.Прокофьева.
«Вот дивное дарование! Огненное, брызжущее живительной силой, непосредственностью творчества…» - писал Асафьев в 1916 году.
С.С. Прокофьева по праву называют классиком 20-го века. В своей музыке он передал чувства, мысли современников. Прокофьев – новатор, который открыл «новые миры» в музыке – в области мелодии, ритма, гармонии, инструментовки. Все его искусство связано с классическими традициями русских и западных композиторов.
(Прокофьев за роялем)
Творчество композитора многогранно. Он писал в разных жанрах: оперы, балеты, симфонии, инструментальные ансамбли, фортепьянная музыка, песни, как для взрослых, так и для самых маленьких. Велико влияние его творчества на многих современных композиторов. Прокофьевские традиции живут и развиваются в советской музыке.
(фото с родителями)
Родился С.С.Прокофьев в селе Сонцовка на Украине в 1891 году. С детских лет полюбил музыку благодаря своей маме, которая хорошо играла на рояле и была первой учительницей сына.
«К трем годам относится мое первое воспоминание. Я кувыркаюсь на постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок, приехали гости. Все бегут встречать. Я продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно. Удар был здоровенный – шишка на лбу осталась на все детство и юность и сравнялась лишь к 30-ти годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцев и говорил: «А может, в ней-то весь талант?».
(фото в матроске)
«…Музыкальные склонности начали проявляться рано, года в 4. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать так не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучали сонаты Бетховена, прелюдии, вальсы, мазурки Шопена, произведения Листа, Чайковского, Рубинштейна – в исполнении мамы.»В 5 лет мальчик сочинил пьеску под названием «Индейский галоп».
«Трудно придумать более нелепое название, чем то, которое я дал этому сочинению. Но в ту пору в Индии был голод; взрослые читали о нем в газетах и обсуждали между собой, а я слушал.
(фото – клавир опера «Великан»)
В 10-летнем возрасте мальчик решил написать оперу.
«…Откуда взялся сюжет? Он был выдуман в том же порядке, в каком выдумывались темы для наших детских пьес. Происходило дело так. Я фантазировал:
- Стеша, как будто ты сидишь и читаешь книгу, вдруг мимо проходит Великан, ты испуганно спрашиваешь: «Кто там идет?». И он отвечает: «Я, это я» - и после чего входит и хочет тебя поймать. В это время мы с Егоркой проходим мимо и слышим , как ты кричишь, тогда Егор спрашивает: «Что ж, стрелять?» - а я отвечаю : «Нет, погоди, - потому, что обстановка еще невыгодная.» - «Тогда я говорю: «Ножи вынимать?»» - вставляет Егор.
- «А я говорю: «Теперь стрелять!» В этот момент Великан видит нас и быстро отступает.»- «А я падаю в обморок», – завершает Стеша.
- «Ну после чего мы уходим», - говорит Егор.
- «Как же я узнаю, кто меня спас?» - спрашивает Стеша.
Минута задумчивости. Мне приходит гениальная мысль :- «Уходя, мы нечаянно роняем визитные карточки. Ты сначала плачешь, что ты одна и такая несчастная, а потом находишь карточки и решаешь написать нам по письму. Ну, а потом тебе уже пора спать и двери закрываются. На этом кончается первая картина.»«Двери закрываются» - означало, что падает занавес. Пьеса обычно разыгрывалась в одной комнате, а зрители сидели в другой. «Великан» был переписан до конца, а затем тетя Таня увезла ноты в Петербург, где они были переплетены в красное с золотом и написано: ««Великан» - опера в 3 действиях сочинения Сереженьки Прокофьева»».
(фото с шахматами)
Сережа проявлял разнообразные интересы, в которых серьезное, взрослое смешивалось с детским: писал стихи, пьесы, увлекался шахматами и ходьбой на ходулях. Он получил хорошее образование и с детства знал 3 иностранных языка. С 1902 года Сережа занимается музыкой под руководством Глиэра. Вспоминая о занятиях по композиции, Прокофьев пишет: «Он объяснил мне песенную форму, что положило начало серии фортепианных пьес, которые он называл «песенки», а в дальнейшем «собачки»» (звучат 2 пьесы из цикла «Сказки старой бабушки»)
В 13 лет Сережа поступил в Петербургскую консерваторию, где провел 10 лет и обучался по 3 специальностям: композитора, пианиста, дирижёра. А к 1908 году относится первое публичное выступление. Каждое новое произведение композитора вызывало огромный интерес и ожесточенные споры.
(фото в шляпе)
В 1914 году Прокофьев заканчивает консерваторию по ф-но, получив золотую медаль и почетную грамоту Рубинштейна. Его юношеские сочинения : первый фортепианный концерт, «Классическая симфония» - обнаружили самобытное дарование, смелость, новизну мысли большого художника. (звучит «Гавот» из «Классической симфонии»)
В 1918 году Прокофьев отправляется в концертное путешествие: Япония, Америка, Франция, Англия, Бельгия, Италия, Испания. В Россию возвращается 1933 году. Крупные произведения этого периода: балет «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский», опера «Семен Катко», цикл «Мимолетности», симфоническая сказка «Петя и волк». Цель создания сказки – познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Роль каждого зверя и птицы исполнял определенный инструмент. В этом году появляется цикл из 12-ти пьес «Детская музыка».
««Детская музыка» - не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах – это одна из важнейших граней всего творческого облика композитора…» - так писал Д.Б.Кабалевский о творчестве Прокофьева.
В 1939 году композитор пишет цикл «Мимолетности». Название цикла возникла под впечатлением стихотворения Бальмонта.
«…В каждой мимолетности вижу я миры
Полные изменчивой радужной игры…»
(звучат 2 мимолетности)
(фото с Эйзенштейном)
В военные годы - годы интенсивного труда. Композитор работает надо оперой «Война и мир». Это произведение было любимейшим произведением, которое он совершенствовал до конца жизни. (звучит вальс из оперы «Война и мир»)
В 1943 году за выдающиеся заслуги композитор был награжден «Орденом Трудового Красного Знамени»; ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств.
«Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.» (звучит Пушкинский вальс)
(фото в кресле)
Последние 8 лет Прокофьев тяжело болел. Любимым местом отдыха для него была дача на берегу Москвы-реки. Здесь он написал балет «Сказ о каменном цветке», сюиту «Зимний костер», ораторию «На страже мира», 7 симфонию. 5 марта 1953 года композитора не стало.
(фото – памятник)
С каждым годом ширится круг людей, влюбленных в музыку С.С.Прокофьева. Он никогда не занимался педагогической деятельностью, у него нет прямых учеником, но последователей огромное количество. Музыка Прокофьева не только знамение времени, но и богатейший источник последующего развития музыкальной культуры.
А сейчас вашему вниманию предлагается фильм «Между двух миров»
(фото композитора)
И закончить наш вечер хочется словами Д.Д.Шостаковича:
«Дети должны быть благодарны С.С.Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений.»