Практическая работа Очистка загрязненной поваренной соли
Урок №39 по теме «Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли». Химия 8 класс. 10.02.2016
Цель урока: сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ, ознакомить с классификацией и способами разделения смесей на практике.
Задачи:
Образовательные: изучение понятий о чистых веществах и смесях; классификации смесей; познакомить учащихся со способами разделения смесей в ходе практической деятельности.
Развивающие: продолжать развивать речевые навыки, наблюдательность и умение делать выводы на основе демонстрационного и лабораторного эксперимента; продолжить работу над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).
Воспитательные: создавать условия для воспитания желания активно с интересом учиться, работать над формированием у учащихся отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности.
Тип урока: практическая работа.
Методы урока: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый, проблемный, работа в парах.
Оборудование и реактивы: образцы смесей (железо с серой, железо с песком, песок с водой, сульфат меди (II) с водой, растительное масло с водой, гранит, соль с водой), химический стакан с водой, магнит, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, предметное стекло, пробиркодержатель, спиртовка, спички, инструкции по выполнению работы «Очистка загрязненной поваренной соли».Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа: Что такое кристаллы? Виды кристаллов, их отличительные особенности.
Проверочная работа по теме кристаллы. Задание для сдающих химию в 9 классе отдельное задание.
Проверка выполнения письменного домашнего задания в рабочей тетради.
III. Изучение нового материала.
Понятие о чистом веществе и смеси.
- Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)
- Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество?
Природные вещества – это в своем большинстве чистые или смеси? Это и есть тема сегодняшнего урока: «Чистые вещества и смеси» (запись даты и темы урока учащимися в тетради ).
- А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?
Цели урока обсуждаются с учащимися:
- Выяснить, какое вещество считают чистым. Что такое смесь? Какие бывают смеси? Какими способами можно разделить смеси? Перед вами горная порода – гранит. Как вы думаете, что это такое чистое вещество или смесь? Почему вы думаете, что это смесь?
Предлагается ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде. Далее учитель вместе с учениками формирует определение смеси, как комбинации из нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом (учащиеся фиксируют определение в тетради).
Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Приводим примеры смесей,
дети записывают их в тетради:
- воздух (смесь газов – азота, кислорода, аргона и др.) – газообразная смесь
- морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде – жидкие смеси- минералы, горные порода (гранит), сплавы металлов – твердые смеси
На данном этапе ученикам предлагается работа с рис. 74 в учебнике (с. 122).
Для научных исследований и в промышленности, в основном, требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т. к. любое чистое вещество содержит хотя бы ничтожное количество примесей.
Даем определение чистого вещества (слайд, запись в тетради):
- Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.
В чистом веществе примеси, хотя и присутствуют в незначительном количестве, но не влияют на его физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.
В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов учитель демонстрирует смесь порошков железа и серы, разделяет эту смесь действием магнита и делает вывод: железо обладает способностью намагничиваться, а сера – нет.
Учитель обращает внимание учеников на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде. Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси, в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно.
Классифицируем по этому признаку смеси на однородные и неоднородные, демонстрируем слайд, приводим схему в тетради:СМЕСИ
Однородные
(растворы NaCl, сахара в воде, воздух) Неоднородные
(смесь Fe и S, NaCl и сахара, глина с водой, масло с водой)
Формулируем определения: Учебник стр.121.
Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.
Однородными называются смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих смесь (даже при помощи микроскопа)
Для закрепления материала на данном этапе ученики работают парами и приводят свои примеры смесей (однородную и неоднородную)
Способы разделения смесей.
Учитель снова обращается к демонстрационному столу и знакомит ребят с основными способами разделения смесей, которые представляет в виде следующей схемы: Основные способы разделения смесей (очистки веществ)
Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
Демонстрационный опыт разделение смеси порошка серы и железных опилок с помощью магнита и разделение смеси порошка серы и песка.
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли».
Оборудование и реактивы: смесь соли и песка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, лабораторный штатив.
Ход работы:
Что делали? Что наблюдали? Выводы
К смеси соли песка вылили воду из стаканчика, размешали стеклянной палочкой. Получили неоднородную смесь раствора соли и песка.
Поставили воронку в пустой стеклянный стаканчик, сложили фильтр пополам, затем еще раз пополам. Раскрыли фильтр, придали ему форму конуса и поместите в воронку. Фильтр должен плотно прилегать к стенке воронки. Полученный раствор профильтровали. Способом ….. отделили раствор соли от песка.
Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили в кольцо лабораторного штатива над горящей спиртовкой. Однородную смесь соли и воды отделили способом ….
1. Адсорбция – поглощение газообразных или жидких веществ твердой поверхностью.
2.Фильтрат – чистое отфильтрованное вещество.
IV. Итог урока. Рефлексия.
С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?
Какие методы разделения смесей мы освоили?
Где и как нам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?
V. Домашнее задание:
§23. Выучить схемы и таблицы в тетради, выучить определения терминов: однородная смесь, неоднородная смесь, чистое вещество.
Провести опыт в домашних условиях. В банку капнуть 1-2 капли духов или одеколона и поместить 5-6 кукурузных палочек. Банку плотно закрыть крышкой. Через 30-60 мин открыть крышку и ощутить интенсивность запаха в банке. Полученный результат оформить в виде отчета:
Что делал? Что наблюдал? Вывод
Способы разделения смесей.
Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
Способы разделения смесей.
Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
Способы разделения смесей.
Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
Способы разделения смесей.
Неоднородные смеси
Отстаивание и декантация
Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды Фильтрование
Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры) Действие магнитом
(отделение железа от немагнитных веществ)
Однородные смеси
Выпаривание
Выделение NaCl из воды соленых озер Кристаллизация
Производство сахара Дистилляция
(перегонка)
Получение дистиллированной воды
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли».
Оборудование и реактивы: смесь соли и песка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, лабораторный штатив.
Ход работы:
Что делали? Что наблюдали? Выводы
К смеси соли песка вылили воду из стаканчика, размешали стеклянной палочкой. Получили неоднородную смесь раствора соли и песка.
Поставили воронку в пустой стеклянный стаканчик, сложили фильтр пополам, затем еще раз пополам. Раскрыли фильтр, придали ему форму конуса и поместите в воронку. Фильтр должен плотно прилегать к стенке воронки. Полученный раствор профильтровали. Способом ….. отделили раствор соли от песка.
Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили в кольцо лабораторного штатива над горящей спиртовкой. Однородную смесь соли и воды отделили способом ….
Запишите в рабочую тетрадь:
1. Адсорбция – поглощение газообразных или жидких веществ твердой поверхностью.
2.Фильтрат – чистое отфильтрованное вещество.
Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли».
Оборудование и реактивы: смесь соли и песка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, воронка, спиртовка, спички, лабораторный штатив.
Ход работы:
Что делали? Что наблюдали? Выводы
К смеси соли песка вылили воду из стаканчика, размешали стеклянной палочкой. Получили неоднородную смесь раствора соли и песка.
Поставили воронку в пустой стеклянный стаканчик, сложили фильтр пополам, затем еще раз пополам. Раскрыли фильтр, придали ему форму конуса и поместите в воронку. Фильтр должен плотно прилегать к стенке воронки. Полученный раствор профильтровали. Способом ….. отделили раствор соли от песка.
Полученный фильтрат вылили в фарфоровую чашку и поставили в кольцо лабораторного штатива над горящей спиртовкой. Однородную смесь соли и воды отделили способом ….
Запишите в рабочую тетрадь:
1. Адсорбция – поглощение газообразных или жидких веществ твердой поверхностью.
2.Фильтрат – чистое отфильтрованное вещество.