Конспект урока по изо на тему Волшебные краски осеннего дерева(1 класс)


Урок изобразительного искусства 1 класс
УМК «Гармония», учебник «Изобразительное искусство» авторы: В.С.Кузин, Э.И.КубышкинаТема: «Волшебные краски осеннего дерева»
Конуркина Ольга Валерияновна, учитель начальных классов, с.Ильинское, Угличского района, Ярославской области
Цель урока:
формирование художественной культуры у учащихся как неотъемлемой части духовной культуры
Задачи урока: 
Обучающие:
учить
наблюдать окружающий мир;
видеть красоту мира природы
передавать форму предметов
Развивающие:
развивать
творческое мышление и фантазию;
чувство прекрасного;
умения и навыки работы с акварелью;
Воспитывающие:
воспитывать
интерес к изобразительному искусству;
любовь к природе, бережное отношение к природе
Вид занятия: рисование по памяти и по представлению
Оборудование: лист бумаги, акварель и гуашь, кисти и подставка для кистей,баночка с водой, тряпочка, ватные палочки. Оборудование: запись произведения П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песня.», Ф. Шопен, интерактивная доска

Ход урока.
Самооопределение к деятельности.
- Посмотрите, какое озорное и весёлое солнышко приветствует вас на уроке и желает всем доброго дня и прекрасного настроения.
- Подумайте, что ещё пригодится нам для успешной работы на уроке?
(наши знания, трудолюбие, дружба, активность.и т.д.)
- Проверим вашу готовность к уроку. Отгадайте загадки и проверьте глазками всё ли у вас припасено на парте для урока.
Если ты его оточишь,
Нарисуешь, что захочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (Карандаш.)
Если ему работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Ластик.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе, дружно
Нарисуют всё, что нужно. (Краски, кисти.)
Меня пьют, меня льют,
Для рисования берут.
Везде и всем нужна я.
Кто я такая? (Вода.)
- Молодцы! Всё, что необходимо для урока у вас есть. Очень важно уметь организовать своё рабочее место. Расскажите, как расположить учебные вещи, чтобы было удобно работать?
( альбомный лист положить перед собой, краски - над альбомным листом, справа палитра, баночка с водой и тряпочка)
II. Актуализация знаний. Определение темы урока.
- Мы снова на уроке «Учимся учиться!» Что это значит?
- О чём пойдёт речь на уроке вы узнаете, если отгадаете загадку.
Вот художник, так художник
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Красит жёлтым, красным, рыжим,
Разбавляет краски ливнем,
Чтоб всё стало разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Что же это за волшебник
Так украсил всё кругом?
Разве этот мастер кисти
Вам, ребята, не знаком?
- О каком художнике идёт речь?
Как догадались? Почему осень называют художником?
- Значит, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени)
- Скажите, а вам нравится это время года?
- Какие изменения происходят осенью в природе?
Красота осенней природы всегда удивляет и радует человека. Эту красоту отразили поэты в своих стихотворениях. Послушайте одно из них.
(рассказывает ученик)
Падают с ветки жёлтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам и нам, и всем подряд.
( «Осенний клад» И.Пивоварова )
- Почему осень «золотая»?
1. Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
- А художники красоту осени показывают красками. Посмотрите, какую замечательную картину нарисовал известный русский художник Исаак Ильич Левитан.
- Давайте вместе прочитаем название.
- Какие приметы золотой осени увидели на картине?
-Какое настроение вызывает у вас картина?
Картины, изображающие природу, называются пейзажами. И.И.Левитан очень любил свою Родину, свою родную природу, поэтому получилась такая замечательная работа. Осенний пейзаж вызывает у нас самые светлые и радостные чувства.
2. Физкультминутка «Путешествие в осенний лес»
- Я предлагаю вам совершить путешествие в осенний лес. Закройте глаза и постарайтесь представить всё, что услышите. (звучит музыка П. И.Чайковского Времена года. Осень.)(звучит музыка, учитель медленно рассказывает)
- Мы вошли в осенний лес. Вокруг красивые деревья. Под ногами шуршит пёстрый ковёр из опавших листьев. Вот красный фонарик – его потеряла осинка! Рядом - жёлтая звёздочка, её подарил клён! А берёзка рассыпала свои листочки, словно золотые монетки!
- Откройте глаза. У вас получилось представить красоту осеннего леса?
А сейчас встаньте, чтобы показать, что произошло дальше.
- Но вдруг подул сильный ветер. (движение руками)
Деревья зашатались.
Посыпался дождь из разноцветных листьев.
Листочки летят, летят, кружатся, шелестят и опускаются, застилая землю разноцветным ковром.
- Скажите, как называется это природное явление? (листопад)
А вы знаете, к нам в класс тоже опустились осенние листочки. Подойдите и посмотрите, чтобы определить, какие деревья их прислали. Возьмите в руку тот листок, который вы знаете.
- Давайте посмотрим и вспомним растения леса, поражающие человека своей осенней красотой.
(просмотр слайдов с изображением деревьев в осеннем уборе)
- Какое дерево вам показалось самым красивым?
- Скажите, а какое дерево считается самым любимым в России?
Для русского человека нет дерева милее и роднее, чем берёзка. Смело можно назвать эту красавицу символом России. Стройную , кудрявую и белоствольную берёзку всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Берёзка красива во все времена года, и. конечно, осенний наряд поражает нас своей красотой и нежностью.
- А вы смогли бы передать в рисунке эту красоту осеннего дерева?
- Значит, какую задачу поставим перед собой?
(научиться рисовать осеннее дерево)
- С чего начнём работу? (составление совместно с детьми порядка выполнения работы, с сопровождающим показом выполнения рисунка учителем на доске)
- лист разверну горизонтально
- определю расположение предмета в пространстве листа
- намечу размер
- сначала рисую ствол
- затем рисую крупные, главные ветки-сучья
- добавляю тоненькие веточки
Творческая практическая работа учащимися.
( музыкальное сопровождение П. И.Чайковского Времена года. Осень.)Физкультминутка (музыкальная) «Поём и танцуем» С.Ковалёва «Наступила после лета осень»
-Что не хватает в нашем рисунке? (листочков)
- Верно! Осенью в природе много разных тёплых и холодных красок. Какие краски осень подарила берёзке?
- Какой приём рисования листочков используем? (примакивание кистью)
- Повторим правила работы с красками.
Итог. Выставка и анализ работ учащимися совместно с учителем.
Рефлексия.
- Составим букет успеха из осенних листьев.
(дети выбирают для себя подходящий осенний лист)
Зелёный лист – у меня всё получилось.
Жёлтый лист – не всё удалось выполнить правильно и аккуратно.
Красный лист – не получилось показать красоту осеннего дерева.
- Какой красивый букет у нас получился! Это значит, мы хорошо потрудились!
- Спасибо за работу!