Выступление на педагогическом совете Технолоия проблемного обучения


Выступление на педсовете
Технология проблемного обучения
Педагог-психолог Лебедева И.В.
Технология проблемного обучения - это совокупность специфических приемов и методов, способствующих тому, чтобы ребёнок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Так как концепция проблемного обучения имеет в своей основе подоплеку развития, а не усвоения знаний, вместе с тем, в ней заложена идея большей прочности знаний при их самостоятельном достижении детьми.
Проблемное обучение позволяет реализовать следующие цели:
- усвоение знаний, умений и навыков: за счет увеличения самостоятельности получаемых знаний, они в большей степени усваиваются детьми, чем при объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методах, а учебный процесс активизируется за счет большего интереса со стороны дошкольников.
- развитие интеллекта: опять же самостоятельность детей при овладении знаниями способствует активизации познавательной деятельности, достигается свобода и органичность применения способов умственных действий.
- творческое развитие: педагог используя по большей части проблемные ситуации, изначально не имеющие однозначного ответа, поощряет творческое начало, отдает учебную инициативу детям, таким образом идет формирование и накопление опыта творческой.
Важен подход к ребенку и определение его места в системе обучения. Проблемное обучение можно отнести к личностно-ориентированным концепциям: развитие самостоятельности, воспитание самомотивации детей, уважение к ребенку, партнерство, равенство, сотрудничество и сотворчество педагога и ребенка.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее природных потенциалов.
Таким образом, технология проблемного обучения является основой развивающего обучения, которое способствует интеллектуальному, творческому развитию детей, формированию у них познавательных мотивов, а также овладению ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.
Всё это способствует формированию познавательной активности дошкольников.
Основой проблемного обучения является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности дошкольников, под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.
Проблемная ситуация – структурная единица проблемного обучения представляет собой интеллектуальное затруднение, возникающее в случае, когда ребёнок не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия, посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Правила создания проблемных ситуаций.
1. Проблемная ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
2. Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение.
Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для детей сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации детей.
3. Проблемная ситуация должна иметь практическую направленность для детей. Это благоприятствует мотивации детей, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное осязаемое выражение.
Этапы создания и разрешения проблемной ситуации
Процесс проблемного обучения можно свести к следующим основным характерным этапам:
Возникновение (постановка) проблемной ситуации;
Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка проблемной задачи);
Поиск способа решения проблемной задачи путем итеграции догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;
На этом этапе решить поставленную перед детьми помогает педагог, он, с помощью вопросов побуждает детей:
- вспомнить имеющиеся у детей знания (актуализация прежних знаний – что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? Что мы можем использовать для нахождения неизвестного?)
- сопоставлять факты;
- делать конкретизацию фактов, сравнения, обобщения, выводы, логические рассуждения;
- педагог может изложить разные точки зрения на поставленную проблему;
- педагог умышленно делает ошибочные суждения;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблемной задачи и реализация найденного решения.
В современной педагогике на основе психологической особенностей процесса обучения выделяются четыре главные условия эффективности проблемного обучения:
Обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения;
Обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного (по Л.С. Выготскому - ориентация на зоны ближайшего развития);
Значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;
Необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися».
Методы проблемного обучения
1. метод проблемного изложения:
- метод монологического изложения: представляет собой незначительное изменение традиционного метода обучения - педагогом осуществляется не создание, а лишь номинальное обозначение проблемных ситуаций с целью поддержания интереса у детей - педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее при активном слушании детьми. Такой метод используется, когда необходимо усвоить большой объем информации;
- рассуждающий метод изложения: в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, педагог демонстрирует путь научного познания, т.е. показывает как решалась проблемная ситуация, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы при изучении той или иной проблемы.
- диалогический метод изложения: по ходу изложения материала, педагогом задаются вопросы и к их обсуждению привлекаются дети. Они активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно доказать свои гипотезы. Весь учебный процесс при этом происходит под контролем педагога он сам ставит проблему и в итоге констатирует правильные способы её решения.
2. Частично-поисковый или эвристический
Педагог направляет детей на самостоятельный поиск решения проблемной ситуации. Воспитатель обозначает проблемы, которые предстоит решить, а решение достигается совместно с детьми.
Тем самым достигается имитация самостоятельного исследования дошкольниками, но в пределах руководства и помощи педагога.
3. Исследовательский метод.
Дети и формулируют проблему, и находят ее решение. Деятельность педагога при этом носит не направляющий, а оценочный, констатирующий характер
Таким образом дети обучаются не только решать проблему, но и становятся способными ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности и формирования научного подхода мышления.

Таким образом, технология проблемного обучения, основой которого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации, причём осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности дошкольников, что приводит к появлению познавательной потребности, в связи с чем, повышается познавательная активность ребенка.