Программа профилактики употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа
ГОСУДАРСТВЕННО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КООЛЕДЖ
ПРОГРАММА
по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа
Авторы:
Газиева Е.Н., социальный педагог ГПОУ ЯО РПК
Анисимова О.В., педагог-организатор ГПОУ ЯО РПК
2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Вопросы употребления наркотических веществ и алкоголя среди молодежи тревожат сегодня не только врачей-наркологов, психиатров, психологов, работников правоохранительных органов, но и общественность. Это объясняется тем, что в нашей стране за последние годы возросло потребление алкоголя, наркотических веществ в подростковой среде, что ведет, в свою очередь, к повышению уровня преступности среди несовершеннолетних.
Анализ статистических данных приводимых в средствах массовой информации показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в подростковой среде. С каждым годом возраст употребляющих наркотики становится моложе.
Наблюдаются и зарегистрированы случаи употребления алкоголя среди студентов колледжа. Необходимо отметить, что увеличилось количество курящих среди девушек.
В данное время прослеживается такая проблема как неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение строить свою жизненную позицию, что приводит к правонарушениям, раннему алкоголизму среди подростков и молодежи.
Для того, чтобы решить указанные выше социальные проблемы нами была разработана программа по профилактике употребления алкоголя и наркотических веществ среди студентов Ростовского педагогического колледжа.
Раздел I
Цель программы:
Формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам
Задачи:
Знакомство обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм.
Предупреждение возникновения у подростков желания попробовать наркотические вещества и алкоголь.
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы:
Осведомленность обучающихся с объективной информацией о действии наркотических веществ и алкоголя на организм человека;
Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и психотропных веществ среди несовершеннолетних студентов колледжа;
Срок реализации: 2015-2016 г.
Форма реализации: очно-заочная
Целевая группа: несовершеннолетние студенты колледжа
Раздел II. Содержание программы
Содержание программы отвечает следующим принципам:
комплексность или согласованное взаимодействие различных служб;
аксиологичность - формирование у студентов представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
многоаспектность - сочетание различных направлений профилактической работы:
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ и алкоголя).
систематичность - работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей.
Этапы реализации программы
Организационно - диагностирующий (сентябрь)
Цель: изучение существующих в молодежной среде тенденций употребления наркотических веществ и алкоголя.
Задачи:
Определить степень информированности подростков по проблеме;
Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотических веществ и алкоголя;
Сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему.
Методы: опрос и анкетирование с целью изучения состояния проблемы в образовательном учреждении.
2. Практический (октябрь – март)
Цель: реализация программы по профилактике наркомании и алкоголизма в образовательном учреждении.
Задачи:
Предоставить обучающимся объективную, соответствующую возрасту информацию о алкоголе и наркотиках;
Обучить несовершеннолетних студентов лучше понимать собственные проблемы и критически относится к поведению в обществе; способствовать стремлению подростков понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
Создать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
Методы работы:
информационный;
метод поведенческих навыков (анализ конкретных жизненных ситуаций);
конструктивно-позитивный метод (организация тренинговых занятий, направленных на повышение психологической устойчивости).
3. Заключительный (май)
Цель: определение эффективности разработанной программы по профилактике наркомании и алкоголизма.
Задачи:
Выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
Определить изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании и алкоголя;
Определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании и алкоголизма.
Методы:
опрос, беседа;
анкетирование
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п Мероприятия Период проведения Ответственные
I. Организационно – диагностический этап
1.1 Установочное заседание профилактической комиссии колледжа сентябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог
1.2 Работа над социальным паспортом образовательного учреждения Сентябрь-октябрь Социальный педагог
1.3 Анкетирование, направленное на изучение состояния проблемы наркомании, употребления алкоголя в подростковой среде.
Сентябрь Социальный педагог, классные руководители
1.4 Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Сентябрь Социальный педагог, классные руководители
II. Практический этап
2.1 Вовлечение подростков в кружки по интересам. В течение года Социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор
2.2 Проведение Дня здоровья 1 раз в период Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог физкультуры.
2.3 Оформление стендов для обучающихся: «Уголок здоровья», «Правовое просвещение». 1 раз в период Социальный педагог, педагог-организатор
2.4 Акция «Мы за здоровый образ жизни» Октябрь Педагог-организатор, социальный педагог
2.5 Правовой месячник Ноябрь Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, педагог-организатор
2.6 Встречи учащихся с инспектором ОВД ИДН на тему «Закон и ответственность». По возможности Социальный педагог
2.7 Организация бесед с врачом по проблеме ЗОЖ. В течение года Социальный педагог, педагог-организатор
2.8 Оказание помощи студентам, имеющим задолженности по определенным дисциплинам В течение года Социальный педагог, классные руководители
2.9 Конкурс плакатов антирекламы наркотиков и алкоголя среди обучающихся первых курсов Март Социальный педагог, классные руководители
2.10 Индивидуальная работа с подростками, состоящими на учете ОВД ОДН, КДН, профилактическом учете в колледжа. В течение года Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
2.11 Цикл тренинговых занятий по профилактике наркомании, употребления алкоголя. В течение года Социальный педагог
2.12 Участие в районных и областных конкурсах и акциях по данной тематике В течение года Социальный педагог, педагог-организатор
III. Заключительный этап.
3.1 Итоговое анкетирование, направленное на изучение динамики проблемы наркомании, употребления алкоголя, в детской и подростковой среде. Май Социальный педагог, классные руководители
3.2 Подведение итогов по профилактике наркомании, употреблению алкоголя и за учебный год. Разработка плана работы на следующий учебный год. Май Администрация колледжа, социальный педагог, педагог-организатор
Раздел III. Механизм реализации программы.
Кадровые ресурсы:
Администрация Ростовского педагогического колледжа
Социальный педагог
Педагог-организатор
Классные руководители
Преподаватели физической культуры
Руководители кружков, секций
Содержание программы реализовывается на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность, общеколледжные и классные мероприятия.
Организация тренинговых занятий, круглых столов, семинаров, конкурсов плакатов, акций.
Оформление стенда «Уголок здоровья», в котором освещаются различные вопросы, касающиеся здоровья человека.
Привлечение подростков к занятиям в спортивных секциях школы.
Индивидуальные работа с несовершеннолетними обучающимися, испытывающих трудности социальной адаптации.
Привлечение специалистов заинтересованных структур.
Раздел IV. Критерии оценки эффективности программы.
Определением эффективности реализации программы является сформированность устойчивого иммунитета к негативным факторам жизни подростков.
Это определяется через такие показатели, как:
- владение информацией о вредных воздействиях наркотических и психотропных веществ и алкоголя на организм человека;
- развитие несовершеннолетних обучающихся колледжа стойкого негативного отношения к наркотическим и токсичным веществам, алкоголю и табаку;
- проявление стремления к здоровому образу жизни среди обучающихся первых курсов;
Анализ эффективности профилактической программы осуществляется посредством анкетирования, опроса среди обучающихся первых курсов.
Использованная литература:
Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
Школа здоровья // Справочник социального педагога.- 2007. №7.
Т.Зуева. Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. – 2000. №7.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С.. Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.