Программа Правильный выбор по формированию ценности здорового образа жизни

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 4
357532, Российская Федерация, Телефоны: 32-22-01
Ставропольский край, г. Пятигорск, 32-54-00
ул. Панагюриште, 14 - а 32-37-57
e-mail: pschool4@yandex.ru





Программа
« Правильный выбор»
по формированию
ценности здорового образа жизни











г. Пятигорск
срок реализации 2012-2017 уч.год



Пояснительная записка
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования, выражающиеся в частности в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельно пополнять. Они должны быть социально активными, ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет им адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Сложная ситуация в стране, когда ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, привела нас к мысли о создании школьной программы по формированию у учащихся здорового жизненного стиля, которая входит в концепцию воспитательной системы МБОУ гимназии №4
Для того, чтобы программа был максимально полезна, нами было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей школы. Было опрошено 343 учащихся 5-11 классов, 132 родителя, 54 педагога. Нам было важно узнать, как относятся все перечисленные выше категории к табакокурению, употреблению пива, алкоголя, наркотиков; что они думают о дальнейших жизненных перспективах. Как они проводят свое свободное время и т.п. Т.е. – могут ли они осознать и понять правильность собственного выбора между здоровьем и злоупотреблением ПАВ. Опрос показал, что вредные привычки имеют не только учащиеся «группы риска» ( 94 % от общего числа подростков «группы риска»), но и те дети, которые хорошо учатся, занимаются спортом, воспитываются в благополучных семьях ( 32% от общего числа опрошенных). Это лишний раз подтверждает то, что профилактическая работа должна быть направлена на все социальные группы учащихся, в неё должно вовлекать как можно больше подростков и их родителей. Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной жизни необходимо каждому. Умение делать выбор большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие. Наша Программа нацелена на то, может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, отвечать за свою жизнь. Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях, готовность нести ответственность за принятые решения.
Идея программы
Нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик. У программы есть и вторая составляющая это выбор и для учителей. Подавляющее большинство педагогов нашей гимназии владеют в основном традиционным образовательными технологиями в профилактической работе. Но современная жизнь требует от педагогов в целом и от каждого конкретного учителя нового социального содержания, новых технологий преподавания, новых отношений с учениками. Всего того, что помогает учащимся на практике познакомиться с жизнью еще в стенах гимназии, научиться делать верный выбор и нести за него личную ответственность. Для помощи учителям в программу включена значительная методическая составляющая - арсенал для учителя, в него входит игротехника, групповые дискуссии другие приемы современной педагогики. Наша гимназия это школа личностно-ориентированного подхода, подразумевает не только диалог между учеником и учителем, но и диалог между учениками.
Цели программы
Создание вгимназии условий, направленных на развитие и рост личностного потенциала учащегося.
Формирование у учащихся ценности здорового образа жизни.

Задачи программы
1. Своевременное выявление учащихся группы риска.
2. Проведение занятий, тренингов, направленных на развитие навыков поведения (уверенного отказа, способности к рефлексии, рационально распределять свое время, навыков уверенного поведения, навыков здорового образа жизни, навыков психосоциальной компетентности, ответственного отношения за свой выбор, эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков).
Включение учащихся в различные виды деятельности
4. Проведение активной просветительской работы с родителями (родительские лектории, родительский клуб).
5. Проведение семинаров, обучающих тренингов для педагогов, направленных на развитие навыков открытого общения с учащимися и родителями, конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
6. Разработка индивидуальных программ сопровождения ребенка рекомендаций (программ) для учащихся по дальнейшему сохранению и развитию психологического и социального здоровья.
Сроки реализации программы
2012 -2017 год
Участники реализации программы
Социальный педагог
Педагог-психолог
Учащиеся 1-11-ых классов
Классные руководители
Школьный медик
Совет старшеклассников
Родители
Ресурсы для реализации программы
Имеющиеся в ОУ: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, школьный медик, Совет старшеклассников, активные члены родительской общественности.
Привлекаемые для реализации Программы: родители, педагоги ДО школы инспектор ПДН, инспектор пятигорского отдела ОВД, работники СПИД-лаборатории, работники психоневрологического диспансера.
Необходимые : видеоматериалы по теме ЗОЖ.
Этапы реализация программы.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для путей устранения недостатков учебного процесса в школе.
Виды мониторинга:
Психологический мониторинг: тесты на выявление уровня тревожности, тесты на выявление школьной мотивации, социометрический тест, тест на выявление склонности к отклоняющемуся поведению, тест акцентуаций характера Шмишека, тест С. Розенцвейга, тесты на определение эмоционального состояния.
Педагогический мониторинг: уровень обученности, анализ посещаемости уроков, анализ занятости детей в ДО.
Социологический мониторинг: анкетирование родителей, учащихся, педагогов « Как сберечь свое здоровье»; составление социологических карт класса.
Направления работы.
С учащимися:
Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок на саморазвитие и самопознание.
Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.
Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, пропаганду здорового жизненного стиля, профилактику вредных привычек.
2.С родителями:
- консультации школьных специалистов; - работа родительского лектория;
- проведение тематических родительских собраний;
- привлечение родителей для совместного с детьми участия в классных, школьных и городских мероприятиях.
3. С педагогами:
- Проведение семинаров;
- Проведение обучающих тренингов;
- Консультации школьных специалистов;
- Проведение психолого-педагогических консилиумов.
Профилактические подходы
Как только человек становится зависимым от ПАВ, отказаться от их употребления на продолжительное время ему чрезвычайно трудно. Существующие методы лечения дорогостоящие и не всегда дают продолжительный положительный эффект. Поэтому совершенно очевидно, что школа и родители должны направить максимум усилий на профилактику.
При реализации программы используются следующие подходы в профилактике:
психосоциальные: психосоциальная прививка, навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности;
традиционные: информационный, запугивание, морализирование, эмоциональный, организация досуга;
Методы обучения
Основу Программы составляет превентивное обучение, которое представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплетаются современная педагогика, практическая психология и идея медицинской профилактики.
Основные методы превентивного обучения:
кооперативное обучение
мозговой штурм
групповая дискуссия
ролевое моделирование
проектирование
упражнения-энергизаторы
Оценка результативности программы
1.Проведение мониторинга.
2.Систематизация и обобщение полученных результатов.
3.Корректировка Программы.
Ожидаемые результаты:
Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ (снижение пропусков уроков по болезни на 10%);
Увеличение % детей вовлеченных в ДО;
Снижение числа учащихся употребляющих ПАВ на 15 %;
Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по неуважительной причине (снижение пропусков уроков по неуважительной причине на 15%);
Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"( снижение числа конфликтов).
Повышение личностного потенциала учащихся (психологический мониторинг);
Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую (психологический мониторинг);
Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка (процентное увеличение числа родителей , участвующих в школьных, классных мероприятиях);
Создание единого профилактического пространства школы.

Литература

1. Мазниченко М. Что мешает выбору здорового стиля жизни. – Народное образование, №2,2009г.
Ирма Штайм Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008г.
Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие/Под редакциейВ.В.Аршиновой. – М.: ТЦ Сфера, 2004г
Правильный выбор:программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни. \ Сост. С.М.Чечельницкая, А.А.Михеева, Д.А.Шалаева, Ю.В.Величкина - М.:Фоонд «Центр социального развития и информации», 2005.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами/под научной ред.Л.М.Шипицыной – СПБ.:Речь, 2003.
Кулинич Г.Г. Вредные привычки:профилактика зависимостей: 5-7 классы. М.: ВАКО, 2008.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Мой выбор. – Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. Под общей ред.Положевец П.Г.- М.: 2003.
Мой выбор. - Рабочая тетрадь для учеников средней школы.Под общей ред.Положевец П.Г. – М.: 2003г.
Полезные привычки. – Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. – М.: 2000.
Полезные навыки. – Учебное пособие для 5-7 класса средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя.- М.: 2001г.
Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения (авт.-сост. Е.Д.Шваб, Н.П.Пудникова.-Волгодрад:Учитель,2009г.
Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия(из опыта работы)\авт.сост.Е.Д.Шваб,. – Волгоград:Учитель, 2007г.









План мероприятий по реализации программы
№ п/п
Мероприятие
Кол-во часов
Ответственный
Сроки

Начальная школа

1.
Проведение психологического мониторинга

Кузнецова е.А
сентябрь апрель

2.
Ведение занятий по программе «Полезные привычки»
12
Паршина Л.К
В течение года

3.
Проведение родительского собрания «Как уберечь ребенка от курения»
5
Медик гимназии
Соц. Педагог Зуева Е.А
В течение года

4.
Проведение классных часов по темам: «Режим дня школьника» «Физическая активность и здоровье» «Вредные привычки и их влияние на здоровье»

Классные руководители, медик гимназии
В течение года

5.
Педагогический консилиум по учащимся « группы риска»

Зам.директора по УВР Гладких Н.В. соц. Педагог Зуева Е.А.
Два раза в год

6.
Психологический тренинг по формированию эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков
16
Никитина Т.Ю.
В течение года

7.
Конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни»

Учителя ИЗО
ноябрь

8.
Проведение родительских собраний на тему «Формирование у младших школьников умений и навыков в учебной деятельности»

Кузнецова Е.А Классные руководители
В течение года

Основная школа

9.
Проведение психологического мониторинга

Кузнецова Е.А
Сентябрь апрель

10.
Ведение занятий по программе «Мой выбор» 8 – 9-е классы
12
Гладких Н.В
В течение года

11.
Педагогический консилиум по учащимся « группы риска»

Зуева Е.А.
Кувшинова Г.А
Два раза в год

12.
Тренинг по формированию психосоциальной компетентности (способности личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью)
16
Зуева Е.А
Никитина Т.Ю
В течение года

13.
Проведение семинара-тренинга на тему: «Трудности адаптационного периода для учащихся 5-ых классов»
2
Кузнецова Е.А
Классные рук.

Сентябрь

14.
Проведение классных часов по темам: «Режим дня учащихся основной школы» «Физическая активность и здоровье» «Модный образ жизни»

Классные руководители, медик гимназии, соц.педагог
В течение года

15.
Проведение профилактической игры «Здоровая молодежь – основа будущего!»

Инспектор ПДН
Зуева Е.А
Кувшинова Г.А
Ноябрь

16.
Встреча с подростковым наркологом для уч-ся 7-9 классов

Врач- нарколог . классные руководители
февраль

17.
День здоровья

МО учителей физ.культуры
март

18.
Конкурс рисунков и плакатов на тему «ЗОЖ»

Учителя ИЗО
декабрь

19.
Агитационная акция «СОК-ШОУ» для учащихся 5-8 классов

Зуева Е.А
Актив РСМ
В течение года

20.
Проведение родительских собрания на тему: «Семейные нормы и правила»

Классные руководители
В течение года

21.
Проведение учебных занятий по теме «Здоровый образ жизни»
Согласно программам
Учителя предметники
В течение года

22.
Проведение тренинга для учителей «Эффективное решение конфликта»

Гладких Н.В
Кувшинова Г.А
Декабрь

23.
Общешкольное родительское собрание на тему: «Особенности обучение учащихся в средней школе»

Зам.директора по УВР Гладких Н.В Классные руководители
В течение года

Старшая школа

24.
День здоровья

МО учителей физ.культуры
Март

25.
Деловая игра на правовую тему «Я – гражданин»

Зуева Е.А Инспектор ПНД и Классные руководители
Декабрь

26.
Встреча с работниками СПИД - лаборатории

классные руководители
Врач кожно-венерического диспансера
Г. Пятигорска
январь

27.
Проведение занятий спецкурса по профессиональному самоопределению в 8 – 11-х классах
9
Классные руководители
В течение года

28.
Выпуск школьной газеты на тему здорового образа жизни

Кривобокова Т.Ю
Два раза в год





















Заголовок 115