Опыт работы: Школьный музей и его роль в гражданском становлении личности
Школьный музей и его роль в гражданском становлении личности
Школьные музеи создаются для организации воспитательной работы. Они дают для этого массу возможностей. Школьники не только знакомятся с подлинными документами, настоящими источниками, но и сами задействованы в сборе этих материалов, встречах с интересными людьми: педагогами, стоявшими у истоков школы, выпускниками школы. Это важно иметь в виду, учитывая особенности психики подростков. По слова известного русского просветителя начала ХХ века Н. В. Новорусского, музей является «могучим образовательным орудием». «Музей является живым и деятельным учреждением, которое занимает почётное, но совершенно самостоятельное место среди других педагогических учреждений. Оно работает над неодушевлёнными предметами, но работает так, чтобы оживить каждый предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, который действует конкретно и образами совершенно в том же направлении, в каком библиотека действует путём печатного слова. Работая над созданием музеев мы не только даём конкретное воплощение современной науке, не только увеличиваем культурные ценности, но создаём для будущих поколений твёрдый и широкий базис для прогресса, который всегда нуждается в накоплениях и овеществлённом труде прежних поколений»1 (Троянская С. Л. «Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности» Учебное пособие. Ижевск, 2007 год, стр. 5 - 6).
Роль музея в воспитании не нова. Ещё в XIX веке русский философ Н. Ф. Фёдоров, которого называют философом памяти, отечествоведения, отмечал роль музеев нравственно-воспитательный потенциал музеев: «… музей есть не собирание вещей, а собор лиц … собор живущих сынов с учёными во главе, собирающих произведения умерших людей, отцов и их восстанавливающий»2 (Фёдоров Н. Ф. «Музей, его смысл и назначение». Сочинения/Общ. редакция А. В. Гулыга, М. Мысль1982 год, стр. 587). Однако в деятельности музеев особо важную роль играет исследование собранного материала. «Таким образом музей становится между учёными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неучёных и всё младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учёными. Иначе сказать, музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего. Он может быть открыт для всех только путём учения: вход в него ведёт через учебные заведения, через которые только и может производится собирание, так как воспитание и есть само собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая всех и каждого музееобразованным»3 (Фёдоров Н. Ф. «Музей, его смысл и назначение». Сочинения/Общ. редакция А. В. Гулыга, М. Мысль1982 год, стр.605).
Долгое время школа использовала материалы существующих в городе музеев. Однако сегодня педагоги начинают понимать, что только такой работы с музейными материалами не достаточно. Поэтому стали появляться школьные музеи, посвящённые самой разной тематике.
Музей истории в нашей школе появился у нас благодаря первым энтузиастам музейной педагогики Диденко В. М. и Галкиной Н. А. Были созданы первые экспозиции музея, и очень скоро стало ясно, что именно школьный музей может стать центром работы по воспитанию гражданственности и патриотизма. Любовь к своей Родине идет через историю малой Родины, семьи. А школа всегда является для ребят их вторым домом, в котором они могут решать многие вопросы. Интерес к тому, как жила школа раньше, как будет развиваться поддерживается благодаря работе школьного музея.
В одном из отечественных исследований говорится: "Существенно влияет на отношение школьников средних и особенно старших классов к музейной информации следующее обстоятельство. Их сознание отмечено известной противоречивостью. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник - первоисточник познания. Далее, в подростковом возрасте начинает развиваться, а в юношеском углубляться самосознание, которое в значительной мере основывается на сравнении себя с другими людьми".
Начиная системную работу в школьном музее, мы определили для себя главные направления: воспитание нравственной культуры, внутренней свободы личности, дисциплинированности, способности выполнять свои обязанности.
Нравственной культура личности представляет собой степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.4 (Словарь по этике/Под редакцией И. Кона, 1981 г.). Работа в школьном музее помогает ученикам овладевать правилами поведения и общения и со сверстниками, и со старшими. Для решения этой важной педагогической задачи создан Совет Музея из числа инициативных учащихся. Одним из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся разных возрастных групп. С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для музея учащиеся нашей школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Многие находят для себя примеры для подражания.
Одна из экспозиций музея посвящена Валентине Михайловне Диденко, которая возглавляла школу с 1978 по 2009год. Собирая о ней материалы, оформляя экспозицию в музее, ученики взглянули на неё другими глазами. Вот что пишет выпускница школы 2012 года Абрамовская Людмила: «Валентина Михайловна работала директором нашей школы. Имея внутренний стержень, эта сильная женщина всегда вела собой, была признанным лидером. Она сумела подобрать коллектив высококлассных преподавателей – единомышленников … Будучи директором, Валентина Михайловна преподавала историю и граждановедение. В свои уроки она вкладывала душу, пропускала весь материал через себя. Она любую казённую информацию могла передать настолько эмоционально, что мы проникались теми или иными событиями и даже представляли себя непосредственными их участниками. Став депутатом города Кировска, она защищала интересы жителей нашего города. Вся школа искренне радовалась, за Валентину Михайловну, когда ей присвоили звание «Почётный гражданин города Кировска»…. Валентина Михайловна была талантливым педагогом и очень любила свою профессию. У неё было так много любви в душе, что её хватало на всех нас»5 (Газета «Седьмое небо» №1 ст. «Памяти Валентины Михайловны»). Память о таком человеке, который долгое время был рядом, лучше любых лекций помогает показать, каким должен быть нравственный выбор человека, как нужно строить свою жизнь, чтобы нести людям добро.
Важнейшей составляющей гражданственности мы считаем внутреннюю свободу личности. Ведь свобода – не конечная цель. Свобода – это возможность. Это возможность достигнуть той или иной цели. Если ставим правильную цель – свобода нам во благо, если ложную – во вред. Задача учителя показать, к каким последствиям приводит тот или иной выбор. Очень важно, чтобы ученики понимали, что свобода выбора и ответственность за него всегда идут рядом. Можно много рассуждать на эту тему, а можно на примерах знакомых людей показывать, как важен в жизни человека тот или иной шаг. В этом помогает работа в музее. В музее представлены материалы, о работавших в школе учителях, воспоминания о них. Вот некоторые из них. Аркуша Алёна о Балетовой Тамаре Васильевне: «…теперь о любимом Учителе. Тамара Васильевна Балетова. Только ради нее выбрала математический класс, хотя после школы планировала поступать в гуманитарный ВУЗ. Но хотелось бы сказать не о фундаментальных знаниях, а о ее Личности. Вот уж кто спуску не давал! Никаких любимчиков. Нас у нее было на момент выпуска 34 человека, и она нас умудрялась держать в руках с 5-го по 11-й класс. Когда кто-то из одноклассников утворил что-то типа сожжения классного журнала, я сгорала от стыда вместе со всеми, а она всего лишь, опустив глаза, говорила почти шепотом: "Мне неприятно смотреть на вас, я лучше в пол посмотрю". Вот это харизма, как теперь модно выражаться. И в конце, о самом большом шоке, в который меня повергла Тамара Васильевна. Кто не курсе, она преподавала алгебру и геометрию, а вы все прекрасно знаете, что каждый учитель считает только свой предмет основным. Так вот она сказала: "Для того, чтобы называться грамотными людьми, вы должны в совершенстве изъясняться на родном языке и знать родную историю и литературу. А математику, биологию или химию вы выберете для себя в качестве специализации в ВУЗе"», а вот что вспоминает о своём классном руководителе Анна Шлянина: «Сафонова Ирина Александровна. С ней как с классным руководителем я закончила школу. Своенравна, но очень чутка. "Живите сердцем", - ее слова с выпускного все приняли к действию)». Под влиянием личности этих людей из стен школы вышло не одно поколение учеников, которыми вправе гордиться школа. Рассказом об одном из них в последнее время наводнены страницы Интернета, рассказывали журналисты центральных каналов России. «В 2011 учебном году наилучших результатов в боевой учебе среди летного состава морской авиации Северного флота добился командир звена 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка капитан Станислав Авдин. В августе 28-летний летчик совершил свою первую самостоятельную посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» с оценкой «отлично», тем самым подтвердив звание палубного летчика морской авиации. Последний раз лётчик в воинском звании капитана самостоятельно садился на корабль в 1994 году. Тогда это был нынешний командир авиаполка полковник Евгений Кузнецов. На сегодняшний день капитан Станислав Авдин остается самым молодым морским лётчиком, способным выполнять посадку на авианесущий крейсер на истребителе Су-33.»6 (Подробнее: http://www.b-port.com/news/item/71158.html#ixzz35vxOQLvA) Как же полезна оказалась встреча со Стасом наших учеников, ведущих поиск выпускников школы. И вновь разговор зашёл о школе, о тех учителях, которые помогли осуществиться мечте. Из материалов встречи:
« - Какой учитель вам больше всего запомнился?- Наталия Александровна Галкина, затем Ворошилова Лариса Петровна, в классе 7-8, Балетова Тамара Васильевна, но, казалось, она всегда немного ко мне придиралась. С математикой она была довольно строгой: «Скобку не там поставил, три балла получил и ушел». И Колесникова Вера Семёновна , она мне очень помогла по физике, так как учился я по большей мере на тройки. Но она вытянула меня на четверки и пятерки. Благодаря ей я смог сдать вступительные экзамены по физике и математике на «отлично»! Запомнился также преподаватель английского языка, Пахомов и его супруга, с ними мы ездили в Финляндию. Почему они мне запомнились? Мне запомнились те учителя, чьи уроки, а не только предметы, мне помогают в профессии, в нынешней жизни.- Во время своей учебы ты сразу знал на какую профессию ты будешь учиться?-Да, это было моей мечтой. На выпускном, мне подарили медаль с надписью: «За преданность мечте».
Школьники, выбравшие работу в музее, учатся ставить перед собой цели, искать самостоятельно пути их решения, организовывать совместную деятельность, добиваться положительного результата. Всё это важно не только для достижения сиюминутных целей, но и готовит ребят к жизни в обществе. Не случайно формирование нравственной культуры и внутренней свободы личности мы ставим рядом.
Именно школьный музей позволяет ученикам знакомиться с подлинными источниками, у них появляется уникальная возможность самим стать исследователями, популяризаторами собранного материала. С огромным интересом школьники занимаются и сбором материалов. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности. Сбор материалов об учителях заставил наших активистов вести активную переписку с выпускниками школы. Это делает нас всех членами одной большой семьи – 7 школа. Выпускники охотно делятся своими воспоминаниями. Вот некоторые из них.
«Я скучаю!» - вот первое, что приходит в голову, когда вспоминаю о школе. Часто пересматриваю фотографии, вспоминаю случаи из школьной жизни и очень жалею, что я сейчас далеко и не могу зайти в гости. Поэтому я вдвойне обрадовалась предложению написать несколько слов о школе как замечательной возможности окунуться в этот мир снова. (Натарова Соня)
Лариса Павловна Соловьева - "ты ж дитя так из таза выплеснешь", "твое дело шито белыми нитками", "это не теорема, а сказка про белого бычка!". Самый лучший педагог. Мудрый строгий и справедливый. Сначала весь класс ее ужасно боялся. Надо ли думать, что после тепленького места в начальной школе, где решил, сколько успел, попали к Ларисе Павловне (15 минут на самостоятельную работу!). Но когда в пятом классе завуч нам объявила о том, что классный руководитель от нас отказался и руководство возьмет Лариса Павловна по классу шепотом пронеслось "ура". До сих пор помню эти эмоции. И очень сильно он перешла на "вы" к ученикам 1 сентября в 8 классе, обосновав, что мы больше не дети. (Анна Шлянина)
«А чего стоят уроки астрономии с Верой Семеновной. Собираемся в одиннадцать, идем смотреть Сириус. А Сириус хорошо будет виден вон оттуда...А вот и мой дом, спасибо, ребята, что проводили...В общем, много хорошего можно вспомнить, благодаря острому приступу ностальгии. Отдельное спасибо организаторам группы!» (Инна Коноплёва)
«Седьмая школа остаётся родной для многих кировчан. Я радуюсь и горжусь тем, что все десять лет моего обучения прошли здесь. Нельзя не испытывать благодарность учителям, давшим такое образование, которое стало внушительным «кредитом», и оправдывать его в полной мере нам предстоит на протяжении всей жизни.
Сейчас я понимаю, что воспитывали нас педагоги, бывшие носителями великолепной, гуманистической в самом лучшем смысле этого слова, традиции. …Уверен, что у родной школы есть потенциал для нравственного воспитания новых поколений, от которых будет зависеть будущее» (Александр Кольцов)
Читаем такие воспоминания, и у учеников появляется гордость за школу, а на примере малой родины рождается гордость и за всю страну. Что это как не воспитание патриотизма и гражданственности.
Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий. В музее ведётся работа по обновлению экспозиции. В нашем музее есть практика совместной работы над экспозициями, когда составляются несколько макетов стендов и после проведения защиты, выбирается лучший вариант. Таким образом, работа в школьном музее помогает ученикам не только отбирать и анализировать материал, но и овладевать правилами поведения и общения и со сверстниками, и со старшими. И вновь мы видим, что работа в музее помогает лучше и легче овладевать знаниями, применять их в своей учебной деятельности и готовит ребят к жизни.
Мы гордимся тем, что в нашем фонде есть подлинные документы, подаренные музею ветеранами педагогического труда: материалы и документы клуба интернациональной дружбы, который работал в школе в 70-е годы, фотографии, по которым можно отследить 50-ти летний путь школы, книга памяти, в которой с 70-х годов собраны пожелания гостей школы – известных в стране людей с их автографами (И. Родниной, Г. М. Гречко, Л. Ошанина и др.), подлинники переписки с ветеранами 44гвардейского миномётного Ордена Красной Звезды полка, которую вели ученики нашей школы под руководством Пастуха П. А. в 60 – 70 –е годы, копии поздравительных открыток Пастуха П. А., подписанные Б. Ельциным и В. Путиным. Есть в нашей коллекции фотоаппараты, кинопроекторы, диапроекторы, пластинки, школьные принадлежности прошлого века. И, конечно, особое место занимают экспонаты, посвященные традициям, которыми славится наша школа, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея, учителя истории. В настоящее время группа учащихся записывает воспоминания ветеранов педагогического труда, и работает над созданием видеофильма «История школы». Ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты современного периода нашей школы.
Все эти материалы необходимо обработать. Комплектование музейных фондов — выявление, отбор и приобретение предметов музейного значения осуществляется по определенной программе (или плану). Фондовая работа — учет, изучение, хранение идейных собраний направлена на научную подготовку музейных предметов для современного научного и образовательно-воспитательного использования и сохранение их для будущих поколений. В музее, с помощью работников городского архива, начата работа по ведению документации, составляются карточки Подобная работа приучает к соблюдению строгих правил, дисциплинирует учеников, работающих с музейными экспонатами.
Гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств, уважение к другим гражданам - такие задачи становятся первоочередными, когда речь идёт о работе над экспозицией «Покажи детям мир». Работа с музейными материалами привлекает не только учителей истории. Долгое время в школе работал музей советско-германской дружбы имени Эрнста Тельмана. Память о тех годах и новых начинаниях учителей английского языка Т. В. Казак и Р. З. Белогуровой решили оформить в экспозиции «Покажи детям мир». Стремление сохранить память о встречах с интересными людьми и поездками сподвигла учителей английского языка организовать в школе музей российско – ирландской дружбы, в котором собраны документы и материалы, отражающие контакты учеников нашей школы со своими сверстниками из Ирландии. В этом музее проходят встречи с ирландскими гостями, заседания актива музея, младшие школьники с интересом посещают музей и это мотивирует их на активное изучение английского языка.
В системе работы школьного музея важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Главным видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы. В результате совместной творческой научно-исследовательской работы разработаны следующие тематические экскурсии: «Учительница первая моя, вы добрая фея, ведущая в знанья …», «История школы», «Директор, учитель, друг», «Учитель, перед именем твоим…». Разрабатываются экскурсии: «Традиции школы», «50 лет – славный путь школы», «Выпускникам посвящается…», «От веселых стартов до олимпийских вершин». В перспективе планируется проведение экскурсий на английском языке, что позволит использовать музей для продолжения работы по направлению «Покажи детям мир». Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. На данный момент дизайнерская группа работает над страницей школьного сайта, где будет размещен материал о музее. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны и педагогического труда, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, традиционные для школы научно-практические конференции исследовательских работ – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Важной составляющей работы школьного музея является мотивация учеников к исследовательской деятельности. Работая над материалами музея, ребята находят интересные для себя и ещё не изученные темы. Готовясь к открытию стендов о спортивных традициях школы, мы открыли для себя имя Надежды Патракеевой. Изучение её пути в спорте позволило провести исследование «Наши земляки – участники Олимпийских игр», а работая над этим проектом открыли для себя ещё имена знаменитых спортсменов- выпускников нашей школы. Большой интерес вызывает и деятельность учителей, с именами которых связано становление и развитие школы. Исследовательская работа Мотавкиной А., ученицы 10 класса, о В. М. Диденко получило признание на областном конкурсе «Берег России». Работа в музее не стоит на месте. Появляются новые идеи. Встречи с воинами – интернационалистами привели к мысли начать работу по поиску выпускников нашей школы, которые выполнили свой интернациональный долг. Такая работа начата ребятами 8а, теперь 9а класса. Ребята сложные, но идея их захватила и вместе с классным руководителем Дедовой Л. А. и родителями они второй год ведут поиск. Надеемся, что эта работа выльется в музейную экспозицию в школе, тем более, что это дело является продолжением традиции изучения героического прошлого нашей Родины. Долгое время в школе работал музей воинской славы, созданный Пастухом П. А. Эти материалы и собранный вновь материал должны стать основой для открытия ещё одной музейной экспозиции. И ещё задумка, которая есть у ребят – это сквер в городе, который посвящён воинам – интернационалистам.
Работая в музее невозможно не заниматься и популяризацией собранного материала. Экскурсионная работа со временем перестала нас удовлетворять из-за относительно небольшой аудитории. И тогда появилась школьная газета. Первый номер вышел в мае 2014 года. Мы еще не можем сказать, что получится из этого начинания. «Пусть наше «Седьмое небо» станет настоящей летописью школы, на страницах которой мы попытаемся откликнуться на главные, по нашему мнению события школьной жизни, будем радоваться нашим победам, обсуждать интересные факты и насущные проблемы» - так даёт газете «дорогу в жизнь» директор школы Галкина Наталия Александровна. Задумываясь о создании школьной газеты, мы прекрасно понимали, что это будет особое издание. Возможно не совершенное по форме и весьма наивное по содержанию, но речь в ней пойдёт о жизни школы. Да и задача перед коллективом учителей, организующих работу по изданию газеты совсем не та, что у издателей «взрослых» газет. Школьная газета должна стать источником для организации воспитательной, педагогической работы: предоставить каждому возможность для самореализации, научиться работать в команде, познакомиться со структурой редакционной коллегии газеты, с особенностями работы журналиста, совершенствовать навыки использования ИКТ для поиска информации, оформления заметок и вёрстки газеты, повысить интерес читателей к делам и проблемам школы. И результат мы видим в том, какие качественные изменения происходят с теми, кто создаёт газету. Читатели газеты также являются объектом нашего пристального внимания. Они внимательно изучают материалы газеты, так статьи в ней написаны одноклассниками, рассказывают о тех событиях, участниками которых были сами ребята. Для кого-то статьи в газете стали компасом в выборе внеурочной деятельности. Широкое освещение международных проектов, которые осуществляются в нашей школе, привлекло к ним новых участников. Ребята задумались о том, какой ценой была добыта победа в Великой Отечественной войне, нашли себя в исследовательской деятельности. Статьи ровесников создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека. Так школьная газета помогает формировать коммуникативную культуру личности школьника, что в свою очередь поможет выбрать профессию.
У нас много идей и задумок, и свою основную задачу – воспитание в подрастающем поколении чувства любви, гордости и уважения за свою школу, родной край, великую Россию музей будет выполнять всегда.
Рассказывая о работе музея, нельзя не остановиться на организационных моментах работы.
Наш музей является Музеем-экспозицией (выставкой). В экспозиции музея представлен сложившийся комплекс предметов, малодоступный для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализовано, используется для проведения экскурсий по ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе, главным образом, в качестве иллюстрации.
Работу в нашем музее мы начали, когда уже были созданы первые экспозиции и были представлены первые экспонаты. Поэтому на первый план сразу вышла необходимость распределить обязанности между желающими работать. На заседании Совета музея решено было выделить несколько направлений.
172783592710Направление
00Направление
29375102527300029375092527300082296025273000
4528185298450Просветительская деятельность
00Просветительская деятельность
2127885250825Исследовательская деятельность
00Исследовательская деятельность
80010250825Пополнение экспозиций
00Пополнение экспозиций
Такой подход позволяет каждому школьнику, работающему в музее, выбрать деятельность, наиболее соответствующую его склонностям и интересам.
Исследовательская деятельность включает в себя несколько направлений:
Работа в библиотеках, архиве и музее. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовать краеведческую деятельность.
Опрос населения, анкетирование. Это даёт возможность выяснить важность поднимаемых в исследовании проблем, выдвинуть гипотезы исследований, наметить работу по просвещению населения, более глубокому изучению истории края, города, школы.
Переписка с выпускниками школы. Выпускники с удовольствием вспоминают школу, одноклассников, учителей. Это даёт возможность воссоздать более полно историю школы.
Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.
Экскурсии и прогулки по родному краю.
Исследовательская деятельность на базе материалов школьного музея мы планируем индивидуально, обязательно учитывая интересы ребят. Только при таком подходе можно реализовать творческие способности учеников, постараться создать ситуацию успеха для каждого школьника. Работая над исследованиями, ученики активно включаются в поисковую деятельность. Им приходится добавлять к имеющимся в музее материалам архивные источники, интервью с участниками тех или иных событий, работать с печатными изданиями. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.
Очень важной составляющей является работа по сбору, учёту и хранению материалов. Наш музей посвящён истории школы, поэтому мы стремимся к тому, чтобы сохранить память о людях, работавших и учившихся в ней. В первую очередь обращаем внимание на следующие экспонаты:
документы, связанные с принятием решений о создании школы
разнообразные изображения школы (рисунки, фотографии, макеты)
атрибуты школьной жизни разного времени
творческие работы учеников и учителей школы
свидетельства школьной жизни (фотографии, газетные заметки, дипломы и грамоты)
Просветительская деятельность реализуется на школьном и городском уровнях.
Школьный уровень предполагает оформление экспозиций, проведение экскурсий, представление исследовательских работ на школьных научно-практических конференциях. Экскурсионная работа позволяет всем ученикам и гостям школы познакомиться с её историей. Для тех, кто не может сам посетить музей, создан фильм о школе.
Городской уровень – это и представление исследовательских работ на городских конференциях, и встречи с интересными людьми города.
Для работы в музее мы стараемся привлекать учеников из разных возрастных групп. Ученики начальной школы являются посетителями музея, знакомятся с экспозициями, часто узнавая работы своих одноклассников. Уже в это время у части ребят появляется интерес к музейной работе и дальнейшем они активно включаются в более сложную деятельность.
В 5 – 7 классах дети изучают историю школы, используя документы, продолжают сбор материалов и пытаются сами разрабатывать экскурсии, чтобы выступить в роли экскурсоводов перед учениками начальной школы.
Ученики 8 – 9 классов работают по оформлению стендов музея, являются наиболее активными экскурсоводами.
Учащиеся старших классов ведут исследовательскую работу, которая часто выходит за рамки изучения только истории школы, но и заставляет широко использовать краеведческий материал. Это заставляет наших учеников активно сотрудничать с архивом города.
По мере развития музея более разнообразной становится и деятельность школьников по изучению истории своей школы и своего края. Группа «Память» занята поиском выпускников школы, выполнявших интернациональный долг, появилась школьная газета, отражающая сегодняшний день школы и рассказывающая о её прошлом, в школе работает литературно-исторический клуб «ЛИК». Таким образом, работая в школьном музее мы можем ставить и решать важнейшие на сегодняшний день задачи в образовании и воспитании школьников
Список литературы
1.Акулин, Е.М. Музей как социокультурное явление. / Е.М. Акулин.-Социос. – 2004, № 10.
3.Белкина, О.И. Школьный музей. // Воспитание школьников – 2002, №3.
5.Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников // Е. Ванслова. - 2000. №4
6.Ванслова, Е. Музейная педагогика Воспитание школьников// Е. Ванслова - 2000.- №5
7. Ванслова, Е. Музейная педагогика. Воспитание школьников // Е. Ванслова 2000.,№6.
10. Гербард, И.Ф. Воспитание нравственности/ И.Ф. Гербард. – М.; Наука, 1998.
11. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И.Загвязенский. – М.: Педагогика, 1987. – 89с.
12. Троянская С. Л. «Музейная педагогика и её образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности» Учебное пособие. Ижевск, 2007 год
13. Фёдоров Н. Ф. «Музей, его смысл и назначение». Сочинения/Общ. редакция А. В. Гулыга, М. Мысль1982 год